Файл: Тэк рф проблемы собственности и государственного регулирования 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 3

Глава 1. ТЭК РФ: проблемы собственности и государственного регулирования 6

1.1.Состояние топливно - энергетического комплекса 6

1.2.Реформирование топливно-энергетического комплекса 10

Глава 2. Проблемы собственности: регулирование отношений недропользования 13

2.1.Мировая практика недропользования 13

2.2.Спецификация прав собственности в нефтяном секторе экономики 17

2.3. Особенности государственного регулирования ТЭК и предложения по его совершенствованию 20

Заключение 24

Приложения 25

1.Краткая характеристика компаний 25

ОАО «Лукойл» 25

ОАО «Сургутнефтегаз» 27

2.Динамика развития компаний 28

Список литературы 31


Введение



Понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и т.п. Право собственности на природные ресурсы или право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Важнейшим ограничением права собственности на землю и природные ресурсы является экологическая связанность этого права: оно не может препятствовать праву граждан на благоприятную окружающую среду.

В субъективном смысле под правом собственности на природные ресурсы понимают совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности. Объектами права собственности могут являться земля другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир. К объектам права собственности относятся также природные комплексы (например, заповедники, заказники национальные парки).

Институциональная экономика выделяет 11 видов прав и называет их правомочиями. В этом и заключается главное отличие институционального подхода от классического.

Право собственности может расщепляться на правомочия, поэтому институциональная экономика рассматривает право собственности как пучок правомочий.

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Относительно субъекта государственной собственности весьма важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника.


Количество недропользователей в добыче нефти превышает две сотни. Основу "нефтянки" составляют крупные, вертикально-интегрированные компании (ВИНК), созданные по принципу "от скважины до бензоколонки".1

Первая ВИНК образовалась в ноябре 1991 года - "ЛУКОЙЛ". В 1992-1996 годах были созданы еще 6 ВИНК - "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", Сибирско-дальневосточная нефтяная компания (далее - "Сиданко"), "Славнефть", "ОНАКО" и Тюменская нефтяная компания (далее - ТНК) и 2 региональные "Башнефть" и "Татнефть".

России можно выделить три типа крупных нефтекомпаний.

1. Первый тип нефтекомпаний - это те, которые являются основной частью финансово-промышленных групп. К их числу можно отнести "ЮКОС", «ТНК», "Сиданко", "Сибнефть", т. к. эти ВИНК управлялисть выходцами из финансово-банковской среды. Соответственно, их стратегия ориентируется, главным образом, на финансовый результат. В настоящий момент эти компании не существуют: нефтеперерабатывающие заводы «Юкоса» приобретены компанией «Роснефть» (третий тип нефтяных компаний), «ТНК» и «Сиданко» вошли в состав «ТНК-ВР», а «Сибнефть» была приобретена «Газпромом» и переименована в «Газпром нефть» (также третий тип).

2. Ко второму типу относятся компании, возглавляемые менеджерами, выращенными и воспитанными нефтегазовой отраслью. Прежде всего, это "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз". В своей деятельности эти ВИНК ориентируются на отраслевые приоритеты: повышение эффективности добычи нефти и использования скважин и нефтепереработки, ресурсосбережение, социальную защищенность работников.

3. Третья группа компаний включает в себя те, в управлении которыми важную роль играет государство в лице центральных органов власти - "Роснефть", «Газпром нефть» и "Славнефть" - или региональных органов власти - "Татнефть" и "Башнефть". По мнению экспертов, эти представители нефтяной отрасли сильно уступают ВИНК первых двух типов и по финансовой эффективности, и по отраслевым показателям.

Кроме крупных вертикально-интегрированных компаний, в России насчитывается еще свыше 150 независимых добытчиков нефти. В отличие от ВИНК, работающих на крупных высокодебитных месторождениях, малые компании занимаются эксплуатацией небольших месторождений, зачастую с низким дебитом и невысоким качеством нефти.

Именно тем, что нефть является важным природным ресурсом и объясняется актуальность работы.



Целью работы является изучение проблем и перспектив собственности на природные ресурсы в Российской Федерации, в связи с этим поставим следующие задачи работы:

  1. Изучить состояние топливно-энергетического комплекса РФ

  2. Изучить проблемы собственности в отношении недр

  3. Привести характеристику некоторых крупных компаний ТЭК.

Глава 1. ТЭК РФ: проблемы собственности и государственного регулирования




    1. Состояние топливно - энергетического комплекса



Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Он производит более четверти промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает более половины ее экспортного потенциала. Основные фонды ТЭК составляют примерно третью часть производственных фондов промышленности.

Базируясь на богатом потенциале энергетических ресурсов, Россия до 1988 года систематически наращивала их добычу, доведя ее до 13% от их суммарного производства на Земле, Однако по душевому потреблению первичных энергоресурсов Россия почти в 1,5 раза отставала от США, имея почти вдвое большее удельное энергопотребление на единицу произведенного валового внутреннего продукта. Это было связано с низкой производительностью общественного труда и с нерациональным энергоиспользованием на фоне низких цен на энергоносители.

В начале 1990-х годов в связи с распадом СССР и общеэкономическим кризисом в России негативные трансформации произошли и в отраслях ТЭК. В 1999 году по сравнению с достигнутыми максимальными уровнями добыча нефти составила 61%, угля-72%, газа-96%, производство электроэнергии-88%. В целом производство первичных энергоресурсов составило в 1999 году 82% от уровня 1990 года, а потребление их-8 9% при уменьшении валового внутреннего продукта страны до 63%.2

Наиболее серьезной проблемой ТЭК является обостряющийся финансовый кризис и связанные с ним обвальные неплатежи за топливо и энергию, размеры которых неуклонно растут. В результате в отраслях комплекса возник опасный инвестиционный кризис: суммарные капитальные вложения в ТЭК сократились почти вдвое, причем бюджетные источники составили лишь 7% от этих сниженных капиталовложений.

Отсутствие необходимых инвестиций не позволило компенсировать естественное выбытие производственных мощностей ТЭК. В нефтяной промышленности это привело к сокращению эксплуатационного бурения почти в два раза и уменьшению мощностей нефтедобычи более чем на 200 млн.т. в год. В угольной промышленности утрачены мощности по добыче 58 млн.т. в год.


Ежегодная выработка проектного ресурса мощностей в электроэнергетике в 5-7 раз опережает ввод новых мощностей электростанций.

Во всех отраслях ТЭК утрачен минимально необходимый строительный задел. Финансовые ограничители не позволяют даже поддержать действующие основные фонды, проводить необходимые объемы ремонтных работ.

Состояние и технический уровень действующих отраслей ТЭК становятся критическими. Исчерпали свой проектный ресурс работы более половины оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% износа имеет более чем половина оборудования в нефтедобыче, более трети - в газовой промышленности. В нефтепереработке износ фондов превышает 80%. А в электроэнергетике в ближайшее время отработает проектный ресурс половина мощностей электростанций страны. Более половины магистральных нефтепроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более 30 лет. В соответствии с современными нормами безопасности требуют реконструкции до половины мощности АЭС (атомных электростанций). Такое положение ставит под реальную угрозу перспективу нормального энергоснабжения страны, тем более, что инвестиционные циклы в отраслях ТЭК очень длительны и капиталоемки.

За время экономической реформы в стране ТЭК прошел свою часть пути к рыночной экономике. Этот путь имеет особенности, связанный с технологическим монополизмом таких производств, как газовая, электроэнергетическая системы и централизованное теплоснабжение, трубопроводный транспорт. Важной особенностью является воздействие цен энергоносителей на инфляционные и другие процессы в экономике, а также сильное влияние ТЭК на социальную обстановку и жизнедеятельность общества.

Тревожная ситуация, сложившаяся в энергоснабжении страны, требует разработки такой энергетической стратегии, которая позволила бы, прежде всего, предотвратить дальнейшее углубление энергетического кризиса и обеспечить энергетическую безопасность России в условиях перехода страны к рыночной экономике.

В то же время в сложившихся условиях состояние топливно-энергетического комплекса может оказать серьезное негативное влияние на экономическую безопасность России в целом, на жизнедеятельность всех сфер экономики и населения