Файл: Тэк рф проблемы собственности и государственного регулирования 6.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЭК РФ: проблемы собственности и государственного регулирования
1.2.Реформирование топливно-энергетического комплекса
2.1.Мировая практика недропользования
2.2.Спецификация прав собственности в нефтяном секторе экономики
2.3. Особенности государственного регулирования ТЭК и предложения по его совершенствованию
2.3. Особенности государственного регулирования ТЭК и предложения по его совершенствованию
Законы, регулирующие деятельность топливно-энергетического комплекса, можно условно разделить на три группы:
-
законы, предметом регулирования которых являются непосредственно ТЭК и условия их деятельности на рынке: «О естественных монополиях», «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», «О недрах»; -
отраслевые законы: «О газоснабжении в РФ», «Об электроэнергетике», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «Об энергосбережении»; -
законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. К ним относятся Гражданский Кодекс РФ, закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.
В законе «Об естественных монополиях» предлагаются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. либо установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечение безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
В Энергетической стратегии подчеркивается необходимость осуществления системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии. В том числе следует доработать законы «О техническом регулировании» и «Об энергосбережении» для ужесточения существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии. Экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономики развитых стран. Причинами такого положения кроме суровых климатических условий и территориального фактора являются технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и ЖКХ, недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего
газа. Для интенсивного энергосбережения требуется повышение внутренних цен энергоносителей, реформирование ЖКХ.
В совершенствовании несомненно нуждается и система налогообложения добычи природных ресурсов. В России в целом платежи за пользование недрами, по некоторым оценкам, составляют в среднем 8,2% стоимости добытой нефти, что в 1,5-2,5 раза ниже мирового уровня. На природную ренту приходится около 70% национального дохода России. В федеральном бюджете доля платежей за пользование природными ресурсами составила: в 2002г.- до 8,6% доходов бюджета, в 2003г.- 7,6%, в 2004г.- 10,2%, в 2005 г. – 9,5%, в 2008 г. – уже 12,1%, в 2009 г. – 11,1%.
Цель государства - разработать такую систему, позволяющую получить максимальный доход с компаний, осваивающих месторождения, сохраняя при этом их инвестиционную привлекательность. Предприятия ТЭК, помимо общих налогов и сборов, платят и специальные налоги, взимаемые с недропользователей - акцизы на отдельные виды минерального сырья и налог на добычу полезных ископаемых. По каждому их виду предусматривается единая ставка налога, в то время как до 2002г. ставки дифференцировались в зависимости от горно-геологических и экономико-географических показателей месторождения и устанавливались в лицензии.
Следует также обратить внимание на природную ренту и ее использование государством. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, следует определить что кроется под определением ренты. Рента - это добавочная прибыль, или так называемая сверхприбыль.
Возникает она благодаря функционирующему капиталу, использующему выгодные природные ресурсы. И, в конце концов, эта добавочная прибыль выплачивается собственнику ресурсу (государству) как арендная плата, или рента. Государство неэффективно использует рентные платежи, чрезмерно уступая право на природную ренту частным компаниям. Роль рентных платежей выполняют налоги, рассчитываемые на основе результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Существует необходимость совершенствования механизмов установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Налогооблагаемой базой может служить не только стоимость или количество добытого сырья, но и изменение стоимости месторождения на начало разработки и в конце эксплуатации месторождения. Следует производить переоценку стоимости месторождения, тогда в случае применения неэффективных технологий добычи природных ресурсов и истощения месторождения его стоимость
значительно снизится по сравнению с первоначальной, и добывающие компании вынуждены будут платить налог не только за количество добытого сырья, но и за нанесенный месторождению ущерб. Если при эксплуатации месторождения удастся выявить дополнительные ископаемые ресурсы, стоимость его возрастет, что будет стимулировать добывающие предприятия расширять геологоразведочные работы на выделенном для разработки участке. Для уменьшения влияния добывающих компаний оценка стоимости месторождений должна быть независимой и квалифицированной.
Рассматривая действующее законодательство о ТЭКе, следует отметить, что наиболее важными законами, регулирующими поведение предприятий отрасли, являются закон «О недрах» и «Соглашение о разделе продукции». Но именно эти законы более целесообразно изучать с позиции рассмотрения собственности недр, и связанные с ними проблемы собственности комплекса в целом.
Заключение
Как известно, топливно-энергетический комплекс в качестве объекта реформирования не обделен вниманием. До сих пор реформенные преобразования в этом комплексе вызывают особый интерес. Именно в связи с этим я попыталась выявить проблемы, связанные с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, и возможные пути их решения. Таким образом, в России пока еще не создана единая правовая система, регулирующая деятельность ТЭК в целом, отдельных его отраслей и естественно предприятий, входящих в этот сектор экономики.
Для того, чтобы этот комплекс приблизился к уровню мировых стандартов, необходимо разработать еще не один закон для создания мощной опоры функционирования ТЭК России. Если в электроэнергетике уже действует ряд законов, создающих условия для развития конкурентных рынков, то в нефтяной, газовой отраслях ощущается недостаток регламентирующих норм.
Приложения
1.Краткая характеристика компаний
Перед нами стоит задача проанализировать деятельность крупнейших компаний нефтяной отрасли, которая в свою очередь играет очень важную роль во всем топливно-энергетическом комплексе России в целом. Рассмотрев множество компаний, входящих в нефтяной сектор, для сравнения я выбрала две крупнейшие вертикально интегрированные компании нефтяной отрасли России: ОАО «Лукойл» и ОАО «Сургутнефтегаз». Для подтверждения значимости этих компаний я сочла целесообразным привести краткую их характеристику.
ОАО «Лукойл»
ЛУКОЙЛ – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.
По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти Компании составляли 13 696 млн барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд фут3, что в совокупности составляет 17 504 млн барр. н.э.
В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.
В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения Компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты – Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане.
ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ – в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 45,1 млн т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45%-я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). Совокупная мощность зарубежных НПЗ Компании составляет 26,4 млн т/год нефти. В 2009 году на НПЗ Компании (с учетом долей в переработке на комплексах ISAB и TRN) было переработано 62,70 млн т нефти, в том числе на российских – 44,46 млн т.
В 2008 году в рамках реализации Программы стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «ЛУКОЙЛ» был создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанций на месторождениях в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и Украине. Общая выработка электрической энергии организациями сектора в 2009 году составила около 14,7 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии – 16,9 млн Гкал. В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста денежных потоков и акционерной стоимости Компании.
По состоянию на начало 2010 года сбытовая сеть Компании охватывала 26 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывала 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн м3 и 6 620 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).