Файл: Тэк рф проблемы собственности и государственного регулирования 6.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЭК РФ: проблемы собственности и государственного регулирования
1.2.Реформирование топливно-энергетического комплекса
2.1.Мировая практика недропользования
2.2.Спецификация прав собственности в нефтяном секторе экономики
2.3. Особенности государственного регулирования ТЭК и предложения по его совершенствованию
Между тем Конституция РФ допускает различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы, включая частную собственность. Гражданский кодекс РФ вообще относит участки недр и земельные участки к категории недвижимости, которая может находиться в гражданском обороте. То, в какой мере возможно допустить или ограничить такой оборот, должно быть зафиксировано в специальных законах о природных ресурсах, которые в России пока не приняты.
В международной практике применяются как административные, так и гражданские формы недропользования, когда участки продаются и сдаются в аренду. В странах англоамериканской правовой системы собственность на недра производна от собственности на землю. Так, в США собственник участка земли является и собственником полезных ископаемых, которые находятся в его недрах. Собственник участка платит налог на собственность исходя из стоимости участка с учетом стоимости запасов полезных ископаемых. Подобный подход стимулирует более полное изъятие ресурса из недр вместо экстенсивного расширения территории добычи. Таким образом, добывающим компаниям нет смысла увеличивать доказанные запасы, так как за них придется платить дополнительные налоги.8
В свою очередь встает вопрос о распространении частной собственности на землю (это стало возможным после принятия Земельного кодекса), что поднимает проблему соотношения прав на земельные участки с правами на участки недр: обязан ли собственник земельного участка, в недрах которого обнаружено месторождение полезных ископаемых, предоставить тот участок для целей недропользования?
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются в соответствии с законом «О недрах» государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования ими могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законом. Добытые полезных ископаемые и другие ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любых формах собственности, в том числе и частной. Такой подход является наиболее обоснованным - частным компаниям в современных условиях нельзя предоставлять недра в собственность, поскольку это приведет не столько к недросбережению, увеличению геологической разведки и поиску новых запасов полезных ископаемых, сколько к перепродаже недр, т.е. государство окончательно перераспределит природную ренту в пользу частного собственника.
В этой ситуации возникает другой вопрос, требующий законодательного решения. Он заключается в разграничении полномочий органов власти на различных уровнях. Конституция РФ относит вопрос владения, пользования и распоряжения недрами к совместному ведению РФ и ее субъектов. Однако четкое ограничение этого вопроса нигде не прописано. Принцип «двух ключей», заложенный в рассматриваемом нами ранее законе «О недрах», вызывает массу разногласий и даже судебных разбирательств. Этот принцип заключается в том, что лицензия на право пользования недрами должна быть скреплена двумя подписями - представителем Минприроды и главой субъекта Федерации, где находится месторождение, таким образом, наличие только одной подписи не дает право на выдачу лицензии. По этой причине в первую очередь следует изменить положение двойственности в отношении недропользования и распределить полномочия между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Одновременно будет целесообразно перейти от лицензионной системы к договорной, законодательная база для которой в России закреплена в законе «О соглашениях о разделе продукции».9
2.2.Спецификация прав собственности в нефтяном секторе экономики
Федеральный закон «О соглашении о разделе продукции» был подписан 30.12.1995 г. В соответствии с действующим законом механизм реализации СРП таков: произведенная продукция подлежит в обязательном порядке разделу по трем направлениям : компенсационная продукция предназначается инвестору в качестве возмещения затрат на выполнение работ по соглашению; прибыльная продукция делится между инвестором и государством; в свою очередь, часть прибыльной продукции делится инвестора составляют его платежи за пользования недрами - роялти, которые уплачиваются государству.
С момента принятия базового закона в парламенте утверждено 29 нефтяных месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП. В настоящее время в нашей стране реализуется три соглашения, причем все они были заключены до подписания и вступления в силу данного закона, -«Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское СРП. Причины, по которым российские и зарубежные компании на протяжении вот уже восьми лет не заключили ни одного СРП, кроются прежде всего в самом законе. Но помимо этого влияние оказывают и внешние факторы, которые «перенаправили» иностранных инвесторов в другие страны. Это, например, поисково-разведочные работы и проекты по разработке нефти в Каспийском море. Пока в России шли дискуссии и дебаты о СРП, в одном только Азербайджане были подписаны соглашения по 18 проектам. Многомиллиардные инвестиции привлекли также проекты, связанные с открытием новых запасов нети в Мексиканском заливе и на шельфе Западной Африки. Активные геолого-разведочные работы и разработки новых нефтяных месторождений начались в Анголе, Нигерии. Конго, Гвинее.
По мнению многих экономистов и политиком, иностранные капитальные вложения некоторым секторам российского ТЭК необходимы. Если десять лет назад в стране было сосредоточено 70% легкоизвлекаемых и 30% трудноизвлекаемых ресурсов, то сейчас соотношение стало обратным - 30% лекгоизвлекаемых и 70% трудноизвлекаемых. Лишь для освоения месторождений Восточной Сибири требуется 50-70 млрд, долларов инвестиций
, ещё' столько же - для разработки залежей на арктическом шельфе. В тоже время капитализация российских нефтегазовых компаний все еще намного ниже такого же показателя зарубежных корпораций.
Что касается преимуществ, получаемых государством от реализации проектов на основании СРП, - режим СРП не может быть невыгодным для государства. Т.к. все решает на базе соглашения между государством и инвестором. При заключении соглашения государство просчитывает свою прибыль, и если ему данное соглашение невыгодно, - оно не соглашается, тоже может сделать и инвестор, если условия не устраивают его. С одной стороны, если основной задачей государства в отношении СРП будет лишь пополнение бюджета, инвесторам это будет невыгодно и вкладывать средства в проекты они не будут. С другой же стороны, если целью государства будет создание условий для нормального инвестиционного процесса и освоения сложных месторождений, в том случае финансовые интересы придется отодвинуть на второй план.
Кроме того, прибыль государства от СРП нельзя оценивать только лишь налоговыми доходами, т.к. оно также получит и сам извлекаемый ресурс и в бюджет будут поступать доходы от его реализации.
Все выше изложенные законы, соглашения регулируют не только топливно-энергетический комплекс в целом, но в особенности и отдельные его отрасли. Но большинство из них носят обобщающий характер, поэтому, для более полного исследования ТЭК, следует на примере нефтяного сектора рассмотреть конкретные условия функционирования этой части комплекса.
Мы уже знаем, что топливно-энергетический комплекс имеет огромное значение для современной российской экономики. Кроме того, именно нефтяная отрасль полностью обеспечивает внутренние потребности в жидком топливе. Поэтому требования к качеству и эффективности государственного регулирования в данной части экономики чрезвычайно велики. Пожалуй одним их наиболее важных процессов государственного регулирования является налогообложение.
На сегодняшний день система налогов в нефтяном секторе включает в себя как общую для всех хозяйствующих субъектов налоговую базу
, так и индивидуальные системы налогообложения. В целом, основными являются: НДС и экспортные пошлины; налог на добычу полезных ископаемых; налог на имущество организаций; взносы в государственные внебюджетные фонды; подоходный налог; налог на прибыль организаций. К индивидуальной же системе налогообложения можно отнести, например, систему, предусмотренную в рамках соглашения о разделе продукции. Эта система фактически предоставляет льготы инвесторам, поскольку в обмен на выполнение условий о разделе продукции компании разрешается уплачивать лишь часть установленных налогов. Перечень уплачиваемых налогов зависит от соглашения. Если оно предусматривает раздел всей произведенной продукции, то инвестор должен заплатить только ЕСН, государственную пошлину, таможенные сборы, НДС и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если же соглашение предусматривает раздел прибыльной части продукции, то дополнительно к перечисленным уплачиваются налоги на прибыль, на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами и водными объектами. При этом, согласно новому режиму, инвесторы уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль и НДС в особом порядке. Региональные власти могут освободить инвестора от уплаты региональных налогов и сборов.
Если же такое решение не будет принято, инвестору должны возместить затраты на уплату региональных и местных налогов путем уменьшения доли продукции, передаваемой государству. Именно с этим и связана специфика налогообложения нефтяного сектора.
Таким образом, спецификация прав собственности заключается в том, что недра в границе Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах земли полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.