Файл: Занятие 4 Обучающийся Запорожченко Татьяна Владимировна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Запорожченко Татьяна Владимировна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Тема: Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения. Теория и методика воспитания. Личность педагога как основа педагогического процесса. Основы оценочной деятельности педагога
Цель занятия: обобщить знания обучающихся по теме «Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения». Обобщить знания студентов по изучению сути процесса воспитания и его места в структуре образовательного процесса, по изучению основ и классификационных характеристик методов воспитания; обеспечить практическое рассмотрение содержания и организации воспитательного процесса, особенностей работы с одарёнными детьми и детьми с девиантным поведением; закрепить знания о структуре профессиональной Я-концепции педагога и самопознании как основы его профессионального саморазвития; сформировать систему знаний об основах современной системы оценки и способах оценивания образовательных достижений учащихся; воспитать умение организовывать собственную учебную деятельность.
Задание 1.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. | Преддошкольная педагогика | Это раздел возрастной педагогики. 3aнимaeтcя иccлeдoвaниeм зaкoнoмepнocтeй, условий воспитания ребёнка до трёх лeт. | Cooтвeтcтвeннo, пpeддoшкoльникaми cчитaютcя дeти 1-3 лет. |
2. | Дошкольная педагогика | Этo paздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями иx paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти. | Дети от 4 до 6 лет. |
3. | Специальная педагогика | Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. | Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен |
4. | Социальная педагогика | Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) | Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах. социальное образование человека в процессе его социализации на основе всей совокупности его взаимодействий в социуме. |
5. | Коррекционная педагогика | Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. | личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию. |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха. | Слабослышащие и глухие люди. |
6.2 Тифлопедагогика | Это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов. | Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов. | |
6.3 Олигофренопедагогика | Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. | Умственно-отсталые люди. | |
6.4 Логопедия | Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. | Лица с отклонениями в речевых способностях. |
Задание 2.
Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.
Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:
1. Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;
2. Восприятие новых знаний и получение умений;
3. Ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. Организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;
6. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;
7. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем;
8. Управление процессом перехода от теории к практике;
9. Приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. Разъяснение целей и задач обучения;
11. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. Управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. Самоконтроль, самодиагностика достижений.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
1. | управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков | 1. | восприятие новых знаний и получение умений |
2. | организация эвристической и исследовательской деятельности | 2. | ознакомление обучаемых с новыми заданиями |
3. | проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения | 3. | познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
4. | управление процессом перехода от теории к практике | 4. | практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
5. | разъяснение целей и задач обучения | 5. | приобретение умений и навыков, а также их систематизация |
6. | собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения | 6. | самоконтроль, самодиагностика достижений |
7. | анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация | 7. | |
8. | управление процессом познания научных закономерностей и законов | | |
Задание 3.
Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
Основные концепции воспитания в современной педагогике
-
Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу)
Положительные черты концепций: Признание того, что человек может управлять своей психикой, исследования потенциала личности, роль в определении состояния психического здоровья. Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека.
Недостатки концепций: Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта.
Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности.
Отрицание порочности природы человека.
Крайний индивидуализм.
Пренебрежение рациональным познанием.
Практическое применение концепции воспитания: Хочется отметить, что главной идеей гуманистической теории личности является то, что человек живет не для удовлетворения биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.
-
Поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер)
Положительные черты концепций: Предмет исследования – наблюдение за поведенческими реакциями организма человека. Несомненно, в XX веке теория была слишком прогрессивной, учитывая, что до этого времени психологи изучали состояние индивида, которого оторвали от объективной реальности.
Бихевиористы четко придерживались позиции объективного изучения психологии индивида.
Основой психологического исследования стал метод лабораторного эксперимента. Кроме того, была введена практика опыта над животными.
Недостатки концепций: Выдвигая на первый план предмет изучения, представители данного направления полностью игнорировали сознание человека как явление.
Несмотря на общие понятия теории о том, что поведением можно с легкостью управлять в зависимости от практических желаний исследователя, поведение испытуемого сводилось к выполнению простых реакций организма.
Проводя исследования над людьми и животными, ученые не акцентировали внимание на различиях в поведении человека, зверя или птицы.
Устанавливая механизм выработки навыков, бихевиористы полностью исключили такие важные компоненты как мотивация и общие ценностные ориентации личности. Кроме того, социальный фактор так же был полностью исключен.
Ученые не учитывали то, что разные личности в одинаковых условиях могут испытать несколько разных реакций на раздражители извне. При этом выбор всегда останется за человеком.
Практическое применение концепции воспитания: Используя данное направление, мы можем изучить собственное поведение, путем систематического наблюдения, не учитывая при этом собственные эмоции и настроение, так как они имеют субъективный характер.
-
Когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже)
Положительные черты концепций: Простота восприятия. Когнитивисты создают модели мышления, чтения, запоминания, которые достаточно легко понять. Благодаря этому существует возможность наглядно увидеть, как работает тот или иной процесс, а также поэкспериментировать в различных ситуациях.
В основе лежит опыт и эксперимент, на основе которых и создаются модели психических процессов. Это даёт некую уверенность в том, что предоставленные когнитивистами данные – достаточно верные и точные, в отличие от отраслей, в которых выводы делаются на основе, например, простого наблюдения.
Отечественная периодизация возрастов выглядит очень убедительно, включает в себя описание социальной ситуации развития, ведущей деятельности и качественных новообразований на каждом возрастном этапе.
Модели обучения, построенные на основе когнитивной психологии, предполагают активную позицию обучающихся в процессе получения информации. Благодаря решению когнитивных проблем, как практических, так и теоретических, ученики всесторонне развиваются и максимально быстро и прочно усваивают материал.
Когнитивисты отстаивают право ребенка на индивидаульное обучение или обучение в малых группах, скомплектованных по способности к усвоению материала. В результате качество обучение повышается за счет того, что учебная программа усваивается с удобной для ребенка скоростью и темпом.
Знания, умения и навыки, которые получают обучающиеся в процессе учебы в рамках когнитивной психологии, возможно применять не только в конкретных данных, но и в новых для детей ситуациях.
Проблемное обучение, основанное на когнитивной психологии, способствует формированию высокого уровня учебной мотивации за счет того, что получение знаний, умений и навыков становится для ребенка самоцелью.
Когнитивная психотерапия, основанная на когнитивной психологии, является наименее травматичной, так как не предполагает задевания глубоких чувств и прошлых событий.
Недостатки концепций: Слишком кропотливый процесс разработки моделей, так как они должны максимально соответствовать реальным психическим процессам. При незначительной ошибке можно получить сильно искаженные данные.
Данные опытов и экспериментов, лежащих в основе когнитивной психологии, могут отличаться от данных, которые могли бы быть получены в более естественных условиях. В результате, получаются лабораторные данные, не всегда объективно отражающие реальную картину.
Модели обучения, созданные в рамках отрасли, не позволяют сделать его стандартизированным. В результате, для процесса необходимо задействовать слишком большое количество ресурсов: времени, учителей, финансов и пр.
Проблемное обучение, разработанное когнитивистами, предполагает безоценочное образование, поэтому результат может быть непредсказуемым: трудно оценить реальные результаты.
Когнитивному психотерапевту достаточно трудно работать, так как необходимо построить беседу таким образом, чтобы клиент сам понял, в чем он ошибается. И что он может сделать для разрешения ситуации. Кроме того, метод когнитивной психотерапии считается достаточно поверхностным, так как не определяет причины и не раскрывает динамику развития сложившейся ситуации.
Практическое применение концепции воспитания: Занимается построением моделей мыслительных операций и психических процессов. Основание на методах эксперимента и опытов позволят считать выводы достаточно достоверными, но они, возможно, отличаются от данных, которые были бы получены в более естественных условиях.