Файл: Занятие 4 Обучающийся Запорожченко Татьяна Владимировна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел)

Положительные черты концепций: Одним из главных достоинств теории Опарина-Холдейна является ее последовательность, в ней нет моментов, когда произошло «что-то» и возникла жизнь.

Как всем известно, атмосфера первоначально состояла из легких газов, таких как гелий и водород, а со временем остывания земной коры, состав атмосферы поменялся. Газы стали более тяжелыми: водяной пар, аммиак, метан и углекислый газ. Когда земная кора остыла ниже 100 ºС, водяной пар сконденсировался и образовал мировой океан. По теории Опарина, именно в этот момент, в земных океанах, еще полных простых химических соединений, под влиянием вулканического тепла, ультрафиолета и многих других факторов окружающей среды начался процесс образования более сложных органических соединений, а затем биополимеров и прочих компонентов живых организмов.

В 1929 году теорию Опарина дополнил английский ученый Холдейн, который предположил, что первенство, то есть главную роль, в образовании жизни принадлежит не белкам, а нуклеиновым кислотам, входящим в состав ДНК всех живых организмов.

На самом деле, главную роль в образовании жизни сыграли не белки или нуклеиновые кислоты по отдельности, а их взаимодействие, благодаря чему у живых организмов проявились такие свойства, как самовоспроизведение, сохранение и передача наследственной информации.

Эта теория является общепринятой в научном мире и принимается большинством ученых по всему миру.

Огромным преимуществом теории биохимической эволюции является ее распространенность и принятость в научных кругах. Это, конечно, неспроста.

В лабораторных условиях были проведены исследования, которые доказали, что теория Опарина-Холдейна является, если не правдой, то наиболее приближенной к правде.

Огромным достоинством данной теории является ее проверяемость. В лабораторных условия теория была доказана и рассмотрена от первого до последнего этапа.

Стенли Миллер-студен Чикагского университета в 1953 году провел определенные исследования, воспроизведя в стеклянной колбе атмосферу первичной Земли и в течение недели, пропускал электрические разряды. К концу эксперимента в колбе были обнаружены а-аминокислоты, органические кислоты, у-оксимасляная кислота и мочевина. При последующем повторении эксперимента были получены отдельные нуклеотиды и короткие полинуклеотидные цепочки из 5-6 звеньев.


В последнее время, благодаря быстро развивающейся науке стало возможным проведение многих исследований, которые позволили бы окончательно доказать или опровергнуть данную теорию.

Недостатки концепций: Например, одним из минусов теории биохимической эволюции является отсутствие объяснения возникновения механизма коацерватов полноценной, сформированной клетки.

Отсутствие объяснения появления способности к самовоспроизведению тоже смущает ученых и оставляет вопрос открытым.

Помимо этого, есть еще более важный аргумент ставящий теорию под сомнение: момент образования белковых структур имеет очень грубую неточность- как аминокислоты без участия ферментов смогли образовать эти самые белковые структуры? Как образовались первые ферменты? На каком этапе это произошло и что стало толчком к этому?

  1. Психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон)

Положительные черты концепций: Предметом психологии стало изучение динамики отношения сознания и бессознательного.

В центр внимания были поставлены механизмы бессознательного

Сознание перестало быть замкнутым, а стало частью мотивированной психической жизни

Сексуальная сфера вошла в круг психологического изучения

Особое внимание было обращено на роль детского опыта в развитии личности

Разработаны методы психотерапевтической помощи и др.

Недостатки концепций: Преувеличение роли сексуальных влечений, бессознательного начала в поведении человека

Слишком широкое привлечение в качестве объяснения умозрительных конструкций, художественных образов, метафор и т. п.

Произвольность в толковании проявлений бессознательного (содержания слов, ошибочных действий и т. п.)

В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной

     и перспективной? Что является основанием для этого?          
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное

     предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и

     примеров.

 

 Объективная психология: Сеченов и Бехтерев – редукционизмв понимании психики; Торндайк;

Основателем рефлексологии был Бехтерев, изложивший план ее построения в своей статье «Объективная психология и ее предмет». В основе рефлексологической теории находилось положение о том, что нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями. В связи с этим предметом изучения для рефлексологии становятся все рефлексы, протекающие с участием ГМ («соотносительная деятельность»). Рефлексологи стремились использовать исключительно объективные методы как твердую точку опоры для научных выводов. Рефлексология стремилась рассматривать психическую деятельность в связи с нервными процессами, привлекая для объяснения материалы физиологии ВНД и широко используя богатый фонд неврологических исследований Бехтерева.



Задание 4.

 

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

 

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;

2)   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих

      сущность государственности;

3)   формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

      познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

       деятельности;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

 

Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.                

Трудовое воспитание

 

  воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;
приобщение к общечеловеческим ценностям

2.                

Экологическое воспитание

 развитие ценностного отношения к природе;

формирование чувства прекрасного;

3.                

Патриотическое воспитание

 воспитание патриотизма и любви к Родине;

освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства

4.                

Эстетическое воспитание

 привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

формирование психологической и мыслительной культуры личности

5.                

Нравственное воспитание

 воспитание законопослушного гражданина общества;

6.                

Физическое воспитание

 

 формирование навыков здорового образа жизни;

выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

7.                

Умственное   воспитание


 освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
формирование умений и навыков мыслительных операций

8.                

Правовое воспитание

 воспитание законопослушного гражданина общества;


 

Задание 5.

 

Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.

Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.

Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.

Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.

Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.

Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.

Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи



п/п

Наименования

методов воспитания



п/п

Смысловое

наполнение метода



п/п

Приём реализации воспитательного воздействия

1

Убеждение

1

Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника.

1

Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе.

2

Пример

2

Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности.

2

Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах.

3

Упражнение

3

Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным.

3

Вручение грамоты, подарка и похвала.

4

Поощрение

4

Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки.

4

Воспитатель говорит воспитаннику:  «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!»

5

Наказание

5

Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется.

5

Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении.

6

Внушение

6

Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов.

6

Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ.


Впишите цифры, которыми обозначены правильные варианты группирования ответов: (6).

 

Задание 6.

 

В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:

— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?

— Каковы условия проводимой воспитательной работы?

Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактери­зуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.

 

Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования форм

Предварительная подготовка

Организатор

Характер влияния педагога

Результат   совместной деятельности

1.                

Диспут

Следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки.

Педагог

 Привлечь в активный обмен мнениями всех участников диспута;

- умело вести диспут;

- создавать ситуацию затруднения;

- поощрять участников диспута;

- не быть арбитром.

 Обсуждение особо важной проблемы, возможность высказать свое мнение каждому участнику.

2.                

Консультация

Фактически при подготовке к консультированию необходимо провести анализ дела и выработать позицию по делу.

Педагог

 

Получение ответов на интересующие вопросы . 

3.                

Экскурсия

При подготовке экскурсии на предприятие маршрут намечается таким образом, чтобы можно было провести вводную и заключительную беседу и познакомить обучающихся с основными производствами или отдельными цехами в технологический последовательности

 Педагог

Форма учебно-воспитательной работы , проводимой вне ОО с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору  педагога и по темам, связанным с программой. 

 Получение новых знаний

4.                

Концерт

 Подготовка сценария, атрибутов, костюмов, репертуара.

 Педагог

 Гуманно–личностный подход к ребенку, где главным является развитие его творческих качеств и индивидуальных способностей без всяческого прямого принуждения.

 Проведение концертного мероприятия. 

5.                

Субботник

 Определение места, времени проведения. Определение необходимого инвентаря, закрепление территории, проведение инструктажа.

 Педагог

 Сотрудничество,  появляется поддержка внутри коллектива, сближение коллектива 

 Учит элементарным трудовым навыкам и заставляет задуматься о необходимости соблюдения порядка. 

Меняется самооценка, под воздействием успеха от трудовой деятельности, удовлетворения от законченной, выполненной работы.

6.                

Стенгазета

 Определение конкретной темы; поиск подходящих изображений; составление эскиза на обычном листе; выбор ватмана (плотного листа бумаги); подбор декоративных элементов; выбор цветового фона. 

 Педагог

 Кроме достижения цели, ради которой создаётся сама стенгазета, существует много других положительных моментов: сплочение коллектива, повышение самооценки, развитие творческих способностей, формирование положительных качеств личности, таких, как самостоятельность, ответственность, чувство долга. И очень много положительных эмоций, что так важно! И что немаловажно – никакой скучной теории, все теоретические знания будут получены в ходе выполнения интересного творческого задания. 

 Выпуск стенгазеты