Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.4.Электромагнитные излучения.
1.5.Влияние компьютера на память.
1.6. Влияние компьютера на внимание.
1.7.Влияние компьютера на интеллектуальное развитие.
1.8.Влияние компьютера на успеваемость.
Сколько времени проводят ученики за компьютером.
Помогает ли учащимся компьютер в учебе?
Зависимы ли учащиеся от социальных сетей.
Изучение возможных последствий воздействия на организм человека находится еще в начале своего пути, однако имеется довольно много убедительных доказательств об их опасности для здоровья, особенно электромагнитных полей низкой частоты. Сложность проблемы заключается не только во влиянии на здоровье населения, но и на здоровье и интеллект будущих поколений. Идет возрастание врожденных аномалий.
1.5.Влияние компьютера на память.
Слишком частое обращение к всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации. К такому выводу пришли ученые из Колумбийского университета.
Результаты многочисленных экспериментов показали, что человеку сложнее запомнить ту или иную информацию, если он знает, где ее при необходимости можно вновь найти. Однако это ни в коем случае не значит, что Google или другие поисковые системы оболванивают современное общество. Напротив, мы все еще можем помнить многие вещи - и даже те, которые сложно отыскать в интернете.
Современный человек, конечно же, не пустоголовое существо, лишенное воспоминаний, - сказал психолог. - Однако, с течением времени мы все лучше запоминаем лишь то, как нам получать информацию, нежели чем саму информацию. Люди уже не надеются исключительно на свою память, рассматривая компьютер и интернет в качестве равноценной альтернативы. И это наиболее удивительный результат нашего исследования.
В экспериментах программы Эффект Google принимали участие десятки человек. Им предлагалось запоминать различную информацию. Результаты исследования свидетельствуют о том, что если испытуемый заранее знал, что некие данные сохранены на электронном носителе, он запоминал их хуже того участника, которому было сказано, что информация полностью удалена.
Исследование американских ученых также показало, что при необходимости поиска ответа на сложный вопрос некоторые тестируемые сразу же обращались к компьютеру, даже не пытаясь использовать в качестве альтернативного источника собственную память. Эта особенность человеческого мышления подтверждалась результатами еще одного эксперимента: большинство участников лучше помнили не абстрактные данные, а одну из пяти папок в компьютере, куда они были помещены.
Этот тип запоминания называется транзактивная память, - сообщила Спэрроу. - Мы не помним саму информацию, но помним, где ее взять. Таким образом, по мнению ученых, компьютер и интернет становятся своеобразным внешним запоминающим устройством человека. Хорошо это или плохо, покажет время, но уже сейчас можно признать: наша память адаптируется к современным технологиям.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Конечно же, несмотря на все исследования и весьма неоптимистичные, результаты люди будут продолжать в той или иной мере пользоваться «дарами» информационного века. Но вредное влияние можно свести к минимуму всего лишь, выполняя несколько простых правил. Основополагающий принцип – это, несомненно, по возможности давать своему организму больше отдыхать от всех этих негативных воздействий, проводить время на свежем воздухе и находить иные менее вредные источники развлечений. При длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания.
1.6. Влияние компьютера на внимание.
Работа или игра за компьютером – это интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Часто длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. Известно несколько типов головных болей, которые могут быть спровоцированы работой за компьютером. Одним из факторов провоцирующим появление головных болей является хроническое перенапряжение.
Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического перенапряжения. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. При возникновении этих симптомов нужно обратиться за советом к врачу.
1.7.Влияние компьютера на интеллектуальное развитие.
Компьютерные игры способны вызвать психологическую зависимость. Особенно опасны они для школьников и молодых людей с неокрепшей еще психикой. Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид из глаз компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, и человек может терять связь с реальной жизнью, в отличие от вида извне своего компьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль. Интересной является особенность парадигмы "жизнь-смерть" в игровом пространстве. С одной стороны, переживания по поводу гибели героя, с которым индивид идентифицирует себя в игре, достаточно сильны. С другой - есть основания предполагать, что дети и подростки (у которых представления о смерти и так относительно незрелые) отчасти перенесут представления о возможности иметь несколько "жизней" и, в крайнем случае, "загружать" новую игру из виртуальной реальности в обычную жизнь.
Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература), подростки из "компьютерной" группы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом.
Разумеется, среди игр, которые популярны у подростков, имеются и игры с элементами войны и насилия. Однако утверждение средств массовой информации о предпочтении подростками игр агрессивного содержания следует считать сильным преувеличением.
Эмоциональная сфера и социальные контакты. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 10 до 13 лет. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры, чаще всего играют в одиночку. Учащиеся, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения.
Опасность физических и психических расстройств. Анализ литературы показывает, что в группе подростков, занимающихся компьютером, не обнаружено серьезных нарушений психической деятельности или симптомов "компьютерной" зависимости. Имеются лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.
Хотелось бы отметить одно важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основном относится к сюжетно-ролевым играм). В реальной игре участники сами придумывают условия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, так как игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм, который в процессе игры кардинально не изменяется.
Структура использования свободного времени в группе компьютерных "фэнов" практически не отличается и в группе сверстников, которые предпочитают другие виды хобби. Не подтверждается также мнение о том, что занятия с компьютером ведут к обособлению игроков, нарушению их социальных контактов: игра с компьютером практически ничем не отличается от других распространенных занятий с точки зрения негативных воздействий на психику подростков. Разумеется, в "компьютерной" группе можно обнаружить отдельных лиц с признаками зависимости или других психопатологических симптомов
Видимо, здесь компьютерная игра выступает как средство преодоления конфликтов, вызванных глубинными причинами, которые лежат в области семейных отношений и/или отношений со сверстниками. Так тучные дети посвящают компьютерной игре значительно больше времени, чем их сверстники, имеющие нормальное телосложение. Поскольку избыточный вес, как правило, негативно влияет на статус ребенка в группе сверстников, компьютерную игру можно рассматривать как средство компенсации неудач, которые происходят у него в процессе межличностного общения.
Сходную логику можно применить к данным о негативном влиянии компьютерных игр на школьную успеваемость, согласно которым азартные игроки с компьютером забывают о домашних заданиях и, как следствие, снижают успеваемость. Однако ситуация здесь может быть прямо противоположной: трудности в освоении материала вызывают "бегство" ученика в мир компьютерной игры.
1.8.Влияние компьютера на успеваемость.
Зачастую родители, не имеющие достаточно количества свободного времени, чтобы помочь ребёнку с уроками, покупают ему компьютер и проводят Интернет. Но так ли необходим школьнику домашний ПК с неограниченным доступом во всемирную сеть?
Британские исследователи сравнили оценки детей, которые пользуются компьютером дома, и тех, кто не пользуется, и пришли к выводу, что компьютер наносит вред успеваемости школьников по математике и правописанию. Причиной тому, по мнению учёных, является то, что дети очень часто отвлекаются от выполнения домашних заданий, переключаясь на компьютерные игры и другие развлечения, общаются с друзьями в социальных сетях и пользуются Интернетом не в учебных целях.
Тем не менее, исследователи не рекомендуют совсем отказываться от работы на компьютере. Дело в том, что школьники, занимающиеся дома на компьютере, приобретают полезные технические навыки, позволяющие быстрее справляться с выполнение тестовых работ в школе. А вот решить проблему успеваемости очень просто. Родителям необходимо не только ограничивать время работы ребёнка на компьютере, но и следить за тем, чем на самом деле занимаются при выполнении домашних заданий. Одним словом проводить побольше времени с ребёнком.
II. Исследовательская часть
Я провел исследования «Влияния компьютера на здоровье учащихся» у 5-х, 7-х, 8-х,9-х,10-х и 11-х классов.
Сколько времени проводят ученики за компьютером.
В исследовании участвовали ученики 5-х, 7-х и 9-х классов (см. приложение № 1).
Результаты показали:
33% 5-ов проводят за компьютером 2-3 часа, 11% проводят 4-5 и 16% сидят за компьютеров более 5 часов.
32% 7-ов проводят за компьютеров 2-3 часа, 21% 4-5 часов и 19% более 5 часов.
17% 9-ов сидят за компьютером 2-3 часа, 16% 4-5 часов и 22% проводят за компьютеров более 5 часов
Вывод из исследования: больше времени за компьютером проводят учащиеся старших классов т.к. кроме материала, который находится в учебнике, требуется большое количество дополнительной информации.
Помогает ли учащимся компьютер в учебе?
Мы провели исследование, помогает ли компьютер в учёбе (см. приложение №2).
Результаты опроса показали:
В 5-ом классе составляет 40% учащихся, которым помогает компьютер в учебе и 15% которым не помогает.
В 7-ом классе 68% учащихся, которым помогает компьютер в учебе и 6% которым не помогает.
В 9-ом классе составляет 52% учащихся, которым помогает компьютер в учебе и 8% которым не помогает.
Вывод из исследования: Большинству учащихся компьютер помогает в учебе т.к. если ученик затрудняется в вопросах данной темы, он может использовать видео-уроки, взять материал из энциклопедии.
Зависимы ли учащиеся от социальных сетей.
Мы провели исследование зависимы ли учащиеся от социальных сетей (см. приложение №3).
Результаты тестирования показали:
37% учащихся 5-х классов зависимы от социальных сетей и 18% не зависимы.
59% учащихся 7-х классов зависимы от социальных сетей и 16% не зависимы.
53% учащихся 9-х классов зависимы от социальных сетей и 7% не зависимы.
Вывод из исследования: Большинство учащихся зависимы от социальных сетей т.к. учащиеся слишком увлекаются виртуальным общением и не следят за временем, проведённым за компьютером.
Влияет ли компьютер на здоровье учеников
Мы так провели ещё одно исследование между учащимися в 5-х, 7-х и 9-х о влияние компьютера на здоровье учеников (см. приложение №4).
Результаты исследования показали:
11% 5-ов имеют проблемы со зрением, а 43% не имеют проблем со здоровьем
28% 7-ов есть проблемы со здоровье из-за компьютера, 44% 7-ов не имеют проблем со здоровьем.