Файл: Субъекты рынка и их характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная (экзаменационная) работа (№ 1 семестра)

Дисциплина: Экономическая теория

Реферат на тему:

«Субъекты рынка и их характеристика»

Выполнил(а):

Виктория Дмитриевна Добрякова

Проверил(а): ___________________

________________ (дата)

Омск 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Понятие рынка в экономике

4

2. Чистая монополия

9

3. Чистая конкуренция

10

4. Олигополия

12

5. Монополистическая конкуренция

14

Заключение

17

Список использованных источников

18

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы обоснована тем, что знания о том, что существует рынок чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии, позволят предпринимателям правильно строить свою экономическую политику, успешно адаптировавшись к конкретной ситуации. Ведь в зависимости от модели рынка одни и те же действия способны привести к различным результатам.

Рынок, сам по себе, является организованной структурой, в которую включаются производители и потребители, продающие и покупающие товары и услуги. В результате такого взаимодействия сторон устанавливаются рыночные цены и вырабатываются оптимальные потребности объемов продаж. Структура рынка зависит, прежде всего, от количества продавцов и потребителей, которые участвуют в товарно-денежном обмене. Их отношения определяют характер соотношения на рынке спроса и предложения и порождают разные модели рынка.

Целью работы является изучение моделей рынка и их характеристики.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

- изучить понятие рынка в экономике;

- исследовать модели рынка;


- дать характеристику моделей рынка.

Объектом данной работы являются рынок и его модели.

Предметом исследования выступает механизм деятельности различных видов рынка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: системный и сравнительный анализ, синтез, анализ статистических данных, дедукция.

В качестве информационной базы исследования были использованы публикации, учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, кодексы, монографии.

1. Понятие рынка в экономике

Государственный рынок в экономике играет важную роль. Он характеризуется определенным механизмом. Система взаимодействий построена на основных элементах. К ним относятся цена, предложение, спрос и конкуренция. Также на рыночный механизм влияют основные законы экономики. Взаимодействие спроса и предложения определяет стоимость товаров, их разнообразие, основные характеристики. Именно цена является сигналом для всех участников торговых отношений. Получая благодаря этой экономической категории сигналы, участники рынка принимают решение о соответствующих действиях. Происходит движение капитала, трудовых ресурсов, движение средств производства в разных отраслях народного хозяйствования. Свободный (идеальный) рынок функционирует самостоятельно, без различных внешних воздействий. На движение его основных категорий влияет только спрос и предложение. Между ними поддерживается равновесие естественным путем. Однако в реальной жизни существование подобной системы практически невозможно. Это было доказано годами работы рынка разных видов. [2.C.54]

Существует множество видов рынков в экономике. Их классифицируют по определенным признакам. В зависимости от масштаба обменных процессов выделяют местный, национальный и мировой рынок. По экономическому назначению можно выделить товарные, финансовые торговые площадки. Также сюда можно отнести рынок труда.

В соответствии с механизмом функционирования выделяют свободные, монополизированные и регулируемые системы. В зависимости от преобладающих на рынке факторов при проведении обмена его можно назвать равновесным, дефицитным или избыточным. Классификация может производиться в соответствии с особенностями проведения обмена на торговой площадке. По этому критерию выделяют розничный, оптовый, импортный и экспортный рынки.


В условиях рынка экономика строится по определенным правилам. Модели поведения на торговых площадках могут значительно отличаться. Это непосредственно влияет на экономическое развитие любого государства.

Существует 4 модели рыночного механизма: [3.C.25]

1. К первой группе относятся площадки, на которых обмен производится в условиях свободной конкуренции. Здесь наблюдается много покупателей и продавцов, которые обмениваются однородным товаром. Регулируются такие отношения только соотношением спроса и предложения.

2. Второй моделью является монополистическая конкуренция. В этом случае производитель выделяет свой товар из общей массы ценой или рекламой. Доступ на рынок открыт всем.

3. Третьей моделью является монополия. Производитель на такой торговой площадке один, его товар уникален. Доступ другим предприятиям на площадку закрыт.

4. Олигополией называется рынок, на котором присутствует несколько производителей, контролирующих весь рынок, не допуская на него иных участников.

В реальной хозяйственной практике рынок совершенной конкуренции практически не встречается. Чётких границ между различными моделями рынка нет, поэтому модель олигополии охватывает область от чистой монополии до монополистической конкуренции. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция. Олигопольная конкуренция является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка. Примерами монопольного рынка могут служить сеть ресторанов, станций технического обслуживания, предприятия розничной торговли и. Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Каждый продавец производит однородный продукт, который ни каком отношении не отличим от продукта других продавцов. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Динамика цен сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция. Однако широком смысле под монополией понимают господствующее положение одного лица или группы лиц какой-либо сфере деятельности.

Рынок в экономике имеет некоторые преимущества и недостатки перед иными системами. Среди отрицательных его характеристик следует отметить незаинтересованность производителей в сохранении невоспроизводимых ресурсов. Также подобная система не имеет механизмов защиты экологии, стимулов для развития здравоохранения, образования и обороны. Такая
система не способна обеспечить защиту населения, его права и стабильный доход. В науке не проводятся фундаментальные исследования. Это ведет к недостаточному развитию экономики. Поэтому государство проводит сбалансированную регуляторную политику в области ведения рыночных отношений.

Итак, для того чтобы рыночные механизмы налажено работали на благо развития эффективной экономики, необходимо добиться сочетания нескольких факторов: [5.C.87]

1. Независимость хозяйствующих субъектов и экономическая свобода. Это подразумевает право каждого предпринимателя самостоятельно выбирать вид деятельности, решать, что производить или какие услуги предоставлять, по какой цене и где их реализовывать, с кем сотрудничать.

2. Наличие разнообразных форм собственности (полиформизм), что дает возможность выявлять слабые и сильные стороны каждой из них, давать им характеристику и на основании этого выбирать наиболее эффективную форму хозяйственной деятельности. 

3. Достаточное количество производителей однотипной продукции (не менее 15), чтобы избежать олигополий (4-5 производителей) и монополий (1-2 производителя). 

4. Существование здоровой конкуренции, которая заставляет предпринимателей искать пути оптимизации производственного процесса и повышения продуктивности труда, внедрять новые техники и технологии, сокращать издержки, увеличивать объем готовой продукции или предоставляемых услуг, и, как следствие, повышать эффективность экономики. 

5. Наличие у рыночных субъектов права самостоятельно устанавливать стоимость товара (услуги) и определять свою ценовую политику в зависимости от колебаний спроса и предложения.

6. Возможность доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к полной и реальной информации о состоянии рынка.

7. Развитая рыночная инфраструктура – комплекс отраслей, служб, систем, которые обеспечивают условия производства и общей жизнедеятельности.

Не являясь идеальной системой, рынок в экономике имеет и ряд преимуществ. Он способствует гармоничному распределению ресурсов. При достаточно высокой степени ограниченности информации эта система может успешно функционировать. Рыночная система гибкая. Она может быстро подстроиться к поменявшимся условиям. Дисгармония быстро устраняется. Также эта система грамотно применяет достижения научного и технического прогресса. Деятельность людей корректируется без принуждения, естественным путем. Различные потребности людей постепенно удовлетворяются. Это ведет к повышению качества товаров и услуг. Рассмотрев, что собой представляет рынок в экономике, можно сделать вывод о его достоинствах и недостатках, правилах ведения торговых отношений на различных площадках. Это эффективная система, которая формировалась в течение множества столетий. При правильной организации рынок способствует развитию экономики.


2. Чистая монополия
Слово «монополия» происходит от двух слов греческого языка. Одно из них monos, что означает «один», а второе – poleo – «продаю». Понятие чистой, или абсолютной монополии рассматривается экономической наукой. В данной дисциплине под этим термином понимается рынок, на котором определенный товар предлагает только одна фирма, и в силу отсутствия заменителей реализуемого ею продукта она оказывает непосредственное влияние на его цену.

В реальных экономических условиях любой страны найти чистую монополию невозможно. Однако это понятие в тех или иных сочетаниях имеет место во всяких моделях рынка. То же самое можно сказать и о чистой конкуренции. Она также типична для рыночных моделей. Экономисты выделяют четыре их основных вида.

Причем под этим термином понимается не только рынок, но и фирма, являющаяся единственной в отрасли. Проявляются черты чистой монополии при условиях, которые стоит рассмотреть подробнее. Среди них [9. C.328]:

1. Присутствие на рынке только одного производителя или продавца. В этом случае термины «отрасль» и «фирма» являются синонимами. Дело в том, что весь объем продукта, предлагаемого определенной сферой экономики, производится только одной компанией. Чистая монополия порой обладает географическим измерением. Так, в небольшом населенном пункте может работать одна лишь фирма, которая оказывает населению ту или иную услугу, например, нотариальная контора.

2. Производимый предприятием товар не имеет аналогов или близких по своим характеристикам заменителей. Это вынуждает покупателя приобретать предложенный продукт только у одной фирмы или вовсе обходиться без него. Исходя из предыдущего примера, потребителю, желающему произвести нотариальное оформление документов, понадобится съездить в другой город. Однако такой вариант является для него неприемлемым, так как потребует больших издержек.

3. Цена устанавливается фирмой-монополистом по собственному усмотрению в связи с полным контролем всего объема имеющегося на рынке товара. По этой черте чистая монополия в корне отличается от системы совершенной конкуренции. Здесь отдельно взятая компания не способна оказать влияния на стоимость продукта, принимая уже сложившийся ее уровень. Исходя из того, что спрос на товар, предлагаемый монополистом, совпадает со спросом по отрасли, у фирмы возникает возможность повышать или понижать цены исходя только лишь из изменений количества товара.