Файл: Субъекты рынка и их характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Существуют барьеры, стоящие на пути вступления в отрасль новых фирм. Монополист способен безраздельно действовать на рынке благодаря ограничениям природного, технического, юридического и экономического характера. Они-то и не дают возможности попасть на рынок иным фирмам для того, чтобы заняться таким же видом производства.

5. Примеры чистой монополии явно указывают на то, что единственному на рынке предприятию не приходится заниматься рекламной деятельностью. Ведь оно и так известно потребителям и необходимо им.

В настоящее время экономисты насчитывают несколько видов чистой монополии.

3. Чистая конкуренция
Из латинского языка к нам пришло слово concurentia. В переводе оно означает состязание или столкновение. Если рассматривать понятие «конкуренция» с позиции экономической науки, то оно представляет собой борьбу между фирмами, находящимися на рынке, за выгодную сделку.

Победа в подобном состязании позволяет им получить максимальную прибыль. Рассмотрим основные черты совершенной конкуренции. Среди них:

1. Большое количество фирм, независимо действующих на рынке. При этом все они работают разрозненно и разобщенно.

2. Продукция, предлагаемая фирмами, стандартизирована и однообразна. Такой товар не имеет существенных различий в уровне предлагаемого качества. Продукция, реализуемая фирмами, аналогична между собой. В этом случае покупателю абсолютно все равно, к какому продавцу прийти за покупкой.

3. Каждой фирмой производится только небольшая часть из общего объема продукта. Это приводит к незначительному контролю над уровнем цен. При их росте товар не будет продан, а при понижении снизятся доходы фирмы.

4. Для вступления на рынок определенной отрасли или выхода из него серьезных ограничений технологического, финансового, организационного и правового характера не имеется.

5. Преобладающие позиции занимает стандартизированная продукция. Подобный факт не позволяет развить неценовую конкуренцию.

Чистая конкуренция - это конкуренция, при которой происходит взаимодействие немалого количества компаний, которые производят стандартную и однотипную продукцию. В условиях чистой конкуренции каждое предприятие может стать участником рынка.

Для создания условий чистой конкуренции необходимо:

- достаточно большой круг участников хозяйственных взаимоотношений, находящихся в свободной конкуренции;

- совершенно свободный доступ к проведению любых видов деятельности, в сфере хозяйствования, и для всех ее участников;


- иметь достаточное количество производственных факторов, которые можно назвать мобильными;

- неограниченный уровень передвижения капиталов;

- высокий уровень информированности на рынке, то есть о норме прибыли, об уровне спроса, предложения и т.п.;

- условия для создания абсолютно однородных и однотипных товаров (без использования торговой марки);

- минимальное вмешательство государственных властей в деятельность рынка;

- отсутствие монополий (присутствие единственного продавца) и монопсоний (присутствие единственного потребителя).

Основными характерными свойствами чистой конкуренции считают:

1) Неограниченное количество товаропроизводителей на рынке, которые независимы друг от друга.

2) Производство и реализация стандартной и однотипной продукции.

3) Незначительный уровень контроля над ценообразованием на рынке чистой конкуренции.

4) Участники рынка чистой конкуренции могут с легкостью не только войти в него, а также и выйти.

4. Олигополия
Олигополия – такая форма рынка, когда присутствует несколько продавцов. Основной признак олигополии – наличие крупных предприятий, имеющих доступ к клиентам. Войти в рынок, конечно, можно, но для новой компании сделать это предельно сложно. Не только реализация товара, но и производственные процессы преимущественно во власти этих крупных дельцов. Альтернативное наименование такой рыночной формы – конкуренция немногих. [6.C.32]

Отличительным признаком олигополии является доминирование нескольких довольно масштабных компаний. В некоторых случаях оно характеризуется как относительное, но возможна и абсолютная доминация рынка. Предприятия довольно крупны в силу того, что на рынке их мало. Классическая модель олигополии строится с участием от пары фирм до 15. Их возможностей полностью хватает, чтобы удовлетворить потребительский спрос.

Рынок в форме олигополии бывает наполнен и дифференцированным, и однородным товаром. Многое зависит от потребителя. Если таковой не проявляется специфических предпочтений к конкретной марке, а представленные в продаже продукты заменяют один другим, принято говорить о чистой отрасли. Это – ключевой признак олигополии однородного типа. На практике такое встречается в сферах производства цемента, бумаги для газет, вискозы.

Основной признак олигополии – возможность вхождения на рынок нового предприятия. Добиться успеха довольно сложно, при этом нужно понимать, насколько сложился рынок. Выделяют медленно растущие и динамичные (молодые) предприятия. В первом случае оказаться новым участником предельно сложно. Это в большей степени характерно для отраслей, производственные процессы которых требуют непростых технологий, оборудования, крупных масштабов производственного процесса, внушительных финансовых величин, способных стимулировать сбыт. Для такой сферы производительности можно достигнуть

только расширением производственных мощностей, сокращением затрат на единицу продукции.

Ключевой признак олигополии – взаимная зависимость всех присутствующих на рынке предприятий друг от друга. Именно из этой особенности следует манера поведения предприятий, позволяющая им выжить.

Участник рынка в форме олигополии не может анализировать кривую спроса, считая ее заданной, а также вовсе не имеет кривой предельной доходности. Сходный признак рынка олигополии: нет кривой спроса, ситуация подстраивается под поведение всех участников рынка. Вместе с тем не удается найти равновесную точку, оптимальную позицию.

Еще одним основным признаком олигополии является направленность на будущее. Все рыночные модели, принадлежащие к этой структуре, предполагают, что предприятия функционируют продолжительные временные промежутки и со временем выравнивают стоимость продукции. На практике теория, как говорят аналитики, полностью подтверждается.

Итак, стремление к олигополии обусловлено способностью предвидеть выгоду в расширении производственных возможностей и снижении затрат в расчете на единицу продукции. Прорабатывая возможности такой стратегии, предприятия тем самым рассчитывают на эффект масштаба. Он работает только в долгосрочной перспективе, но снижение издержек при расширении производства наблюдается действительно существенное. Как только компания дорастает до серьезных масштабов, отрасль, в которой она работает, постепенно преобразуется в олигополистическую.

5. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – это вид несовершенной конкуренции рыночной структуры. Самый распространенный тип рынка, который более напоминает совершенную конкуренцию. Монополистическая конкуренция является не только самой распространенной, но и самой тяжелой изучаемой формой конкуренции. Здесь многое имеется зависимо от деталей, характерных для определенной продукции, от тактики, которая применяется производителем при своем развитии, предсказать и угадать, практически никогда нет возможности. Учитывая это, можно сказать, что огромное число предприятий можно обозначить в мире, как монополистические конкуренты.

Монополистическая конкуренция — вид рыночной структуры несовершенной конкуренции.

Монополистические конкуренты не имеют значительной монопольной власти, потому динамика спроса отличается от спроса монополии. Благодаря тому, что на рынке есть конкуренция, при повышении цены одной фирмы потребители обратятся к другой, потому спрос на продукцию каждой фирмы будет эластичным. Уровень эластичности будет связан со степенью дифференциации, фактором привязки к продукции каждой фирмы.


Преимущества рынка монополистической конкуренции [2. C.178]:

- дифференциация продукта расширяет возможности выбора потребителя;

- сильная конкуренция сохраняет цены близко к крайнему уровню затрат, которые являются на уровне, минимум, возможный для дифференцируемых продуктов (хотя немного выше, чем на рынке идеальной конкуренции);

- рыночная власть отдельной фирмы является довольно маленькой, таким образом, фирмы, главным образом, получают, но не устанавливают цену;

- это – оптимум рынка для покупателей.

Недостатки рынка монополистической конкуренции:

- Как правило, фирмы, работающие в условиях монополистической конкуренции, являются небольшими и относительно, и является абсолютным. Размер фирм строго ограничен быстрым появлением потерь от производственного масштаба (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью будут использовать возможности экономики в производственном масштабе, то отраслевое предложение будет расти за счет входа в отрасль новых фирм, но не за счет расширения операций старых.

- Небольшие размеры также предопределяют главные недостатки этой структуры рынка.

- Нестабильность условий рынка и неопределенность малого бизнеса. Если рыночный спрос слаб, то он может привести к денежным убыткам, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то он усиливает поступление новых фирм к отрасли и ограничивает получение прибыли выше нормального при работе.

- Небольшие размеры фирм и силовая мера рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и выполнения Научно-исследовательских и инновационных операций (поскольку довольно высокий минимальный размер предприятия необходим для Научных исследований). Таким образом, монополистическая конкуренция — не только наиболее распространённая, но и наиболее трудно изучаемая форма отраслевых структур. Для такой отрасли нельзя построить точную абстрактную модель, как это возможно сделать в ситуациях чистой конкуренции и чистой монополии. Многое тут связано с конкретными деталями, характеризующими стратегию развития производителя и продукцию, предсказать которые почти невозможно и от природы стратегического выбора, которая имеется у фирм этой категории. Таким образом, большая часть предприятий мира монополистически конкурентна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении отметим, что сегодня понятия «рынок» и «рыночная экономика» - пожалуй, одни из самых распространенных экономических категорий. И не удивительно, ведь, как показывает мировой опыт, это наиболее эффективная форма организации экономической жизни общества.


История этого понятия имеет глубокие корни. Рынок зародился еще в период становления первобытного общества, когда обмен между общинами стал регулярным, приобрел форму товарного бартера и начал осуществляться в определенное время в определенном месте. Развивались ремесла и города, торговля расширялась и за рынками стали закреплять определенные места (торговые площади). Такое определение рынка сохранилось и до наших дней, но лишь как одно из его значений. 

В современной экономической теории понятие рынка расширилось до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта. С этой точки зрения, рынок – это довольно сложное образование, которое, с одной стороны, являет собой сферу обмена и совокупность сделок купли-продажи, а с другой – обеспечивает взаимосвязь между изготовителем и конечным потребителем, то есть непрерывность воспроизводственного процесса, его целостность. 

Какой сложится модель рынка, будет она представлять монополию, чистую конкуренцию, олигополию или монопольную конкуренцию - все будет зависеть от существования барьеров, которые являются препятствием для вступления новых компаний в отрасль.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Акиндинова Н.В., Бессонов В.А., Ясин Е.Г. Российская экономика: от трансформации к развитию / Докл. к XIX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10–13 апр. 2018 г. - М.: Высшая школа экономики, 2018. – 55 с.

  2. Балагурова Н. Понятие и признаки олигополии // Образование. – 2019. - №12. – С.20.

  3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2019. – 1219 с.

  4. Борисов З. Типы рынков. Типы рынков в экономике. Тип рынка в России // Общество. – 2020. - №3. – С.16.

  5. Бутеня В.Е., Андрончик И.Г. Экономическая теория. - Мн: БНТУ, 2020. - 74 с.

  6. Ермишина Е.Б. Экономика. - Саратов: Южный институт менеджмента, 2020. - 48 c. 

  7. Зеленин М. Рыночная экономика и плановая экономика: основные характеристики и отличия // Экономика. – 2020. - №7. – С.11.

  8. Кламер А. Странная наука экономика. Приглашение к разговору. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. - 311 с.

  9. Клюшин В.В., Баулина О.А. Модель оптимизации движения инвестиционных ресурсов в условиях нестабильности внешней среды. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2020. - 277 с.

  10. Коломбатто Э. Рынки, мораль и экономическая политика: новый подход к защите экономики свободного рынка. – М.: Мысль,2019. - 500 с.

  11. Коуз Р. Очерки об экономической науке и экономистах. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. - 254 с.