Файл: Курсовая работа Роль медицинской сестры в медикосоциальной реабилитации лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При невыполнении индивидуальной программы реабилитации должна быть запись с указанием причины, подпись ответственного лица и печать. Инвалид подписывает разработанную Программу реабилитации. После разработки Программы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации подпись руководителя. Бюро МСЭ. Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации является завершающим разделом программы реабилитации и содержит заключение о ходе выполнения программы, эффективности мероприятий.индивидуальная программа реабилитации, заполняемая на каждого больного, позволит проследить динамику его состояния, выяснить наиболее эффективные способы и средства и варьировать реабилитационное воздействие.
1.5. Технические средства реабилитации

Очень важным для инвалидов является получение технических средств реабилитации. Такие средства могут быть основными или вспомогательными. Без основных средств больной не может выполнять важнейшие базовые действия, такие как передвижение и отправление естественных надобностей. Вспомогательные средства могут использоваться в процессе реабилитации и подготовке инвалида к интеграции в социальные структуры.

К техническим средствам реабилитации относятся следующие устройства:

  • трости;

  • костыли и другие поддерживающие изделия;

  • инвалидные коляски ручные и с электрическим приводом;

  • различные виды протезов;

  • специальная обувь;

  • устройства для захвата и удержания предметов;

  • кресла и стулья, оснащённые сантехническим оборудованием.

Как средство реабилитации инвалидов рассматривается одна из инновационных разработок – протезы с бионическим управлением. Такие устройства пока проходят лабораторные испытания, но в ближайшей перспективе можно ожидать их появления в медицинских центрах.

В отдельную группу средств выделены средства личной гигиены. К ним относятся:

• приёмники мочи и кала;

• впитывающее бельё с функцией абсорбции;

• специальные постельные принадлежности;

• памперсы.

Для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и речи предусмотрены электронные технические средства:

  • оптические корректоры для лиц с сильными нарушениями зрения;

  • электронные книги с голосовым синтезатором текста;

  • «говорящие» приборы для измерения давления и температуры;

  • синтезаторы речи;

  • вибрационные и световые сигнализаторы для глухих;

  • индивидуальные слуховые аппараты;

  • телевизоры, оснащённые функцией «Телетекст»;

  • телефоны с информационным дисплеем.


Кроме того для реабилитации инвалидов им могут быть предоставлены собаки-поводыри с дополнительным снаряжением. Для этого гражданин, нуждающийся в такой собаке должен написать заявление в социальную службу. Спустя определённое время ему будет предоставлена собака из питомника. Питание и лечение собаки осуществляется из средств социального органа. Если собака подарена или куплена, то государство не компенсирует расходы на её содержание.

Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года № 708(Приложение №1) , которым утверждены Правила обеспечения инвалидов собаками – проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак – проводников. Постановлением определены уполномоченные органы, осуществляющие обеспечение инвалидов собаками – проводниками.

Трости. Одна или две трости с широким основанием используются для инвалидов или пожилых граждан, у которых слабость в одной или обеих ногах, а также для инвалидов ипожилых людей, у которых нарушение равновесия в легкой или средней степени. Утрости с широким основанием есть изогнутая, прямая или в виде пистолета ручка, закоторую пользователь опорного средства может держаться, и регулируемыйметаллический шест, который соединяет ручку с основанием. У основания тростирасполагаются три или четыре короткие ножки с резиновыми наконечниками. Одна или две ножки направлены в стороны, две другие ножки направлены вперед и назад. У трости с более широким основанием ножки расположены на расстоянии приблизительно 20 см.одна от другой. Такая трость более стабильна, чем та, у которой расстояние междуножками меньше. У трости с более узким основанием ножки расположены на расстоянии приблизительно 10 см. одна от другой. Преимущества трости с широким основанием по сравнению с другими вспомогательными средствами передвижения: с помощью такой трости можно достаточно быстро научиться ходить . Трости с менее широким основанием могут использоваться для подъема по ступенькам. С такой тростью можно маневрировать на маленьких площадях. Такие трости могут использоваться инвалидами и пожилыми гражданами, у которых функционирует только одна рука. Недостатки тростей с широким основанием по сравнению с другими вспомогательными средствами передвижения: они менее устойчивы, чем ходунки, они должны быть отрегулированы для использования правой или левой рукой пользователя. В случае использования в руке на стороне пораженной конечности, инвалид может спотыкаться о ножку трости. С такой тростью очень трудно ходить инвалидам, которые переносят свой вес только при помощи рук, так как трости могут наклоняться в стороны. Одна или две обычные трости используются инвалидами, у которых легкая или небольшая слабость или боль в одной или обеих ногах, а также инвалидом, у которого незначительно нарушено равновесие. Трость с однимконцом имеет изогнутую, в форме буквы Т или в форме пистолета верхнюю часть, за которую инвалид может держаться, цельный деревянный или регулируемый металлический шест и один конец с резиновым наконечником. Преимущества трости с одним концом по сравнению с другими вспомогательными средствами передвижения: можно легко использовать для преодоления ступенек, маневрировать на маленьких площадях. Она может применяться инвалидом, который использует только одну руку. Недостатки трости с одним концом по сравнению с другими вспомогательными средствами передвижения: - одна трость с одним концом обеспечивает незначительную поддержку и используется, в основном, для поддержания равновесия. Две трости с одним концом могут быть использованы инвалидом для переноса своего веса частично при помощи рук, частично при помощи ног при передвижении на короткие расстояния. Трость(-и) с одним концом не поможет инвалиду, у которого утрачено равновесие.



Костыли. Костыли должны, как правило, использоваться в паре, а не по одному. Стандартные костыли состоят их подмышечной части, которая хорошо помещается под рукой инвалида, специальной полочки, на которую для опоры кладется кисть руки, и двух длинных планок, которые соединяют подмышечную часть, полочку для кисти руки и конец костыля. У всех костылей должен быть мягкий резиновый наконечник. У некоторых костылей есть мягкая подкладка на подмышечной части и на полочке для кисти руки. Стандартные костыли изготавливаются из дерева или трубчатого металла. В настоящее время существует много разновидностей костылей. Костыли-платформа состоят из горизонтальной платформы с небольшим шестом спереди, на который кладется кисть руки. Все это прикрепляется к шесту – подпорке, на конец которого надевается резиновый наконечник. Платформа располагается на уровне локтя инвалида. Костыли-платформа обычно делают из трубчатого металла и их размер легко регулируется. Костыли для предплечий, имеют металлическое или пластмассовое кольцо, в которое больной просовывает свою кисть. Кольцо должно быть посерединепредплечья больного. Костыли для предплечий используются инвалидами, у которых сильные руки и которым, возможно, придется пользоваться костылями долгое время. Костыли используются тогда, когда инвалиду не разрешена опора на ногу. Костыли рекомендуется использовать только тогда, когда инвалид может пользоваться обеими руками. Костыли используются и тогда, когда у инвалида полностью или частично парализованы обе ноги, отсутствует одна (обе) ноги. Как правило, костыли не используются инвалидами, у которых проблемы с равновесием. Костыли не настолько устойчивы, как ходунки. Преимущества костылей перед другими вспомогательными средствами передвижения: можно маневрировать на небольшом пространстве, использовать там, где есть ступеньки, используя костыли, можно быстро научиться ходить. Недостатки костылей по сравнению с другими вспомогательными средствами передвижения: они менее устойчивы, чем ходунки.

Кресла-коляски. Инвалиду с грубым нарушением передвижения рекомендуются использовать кресла. Существует много вариантов кресел-колясок. Коляски с фиксированными подлокотниками достаточно просты и надежны, конструкция их прочна устойчива, они обеспечивают надежное размещение больного в коляске, безопасное передвижение. Однако фиксированные подлокотники несколько затрудняют инвалиду процесс пересаживания. Цельнолитые шины надежны и долговечны, но предназначеныдля передвижения коляски исключительно по ровной,
твердой поверхности, так как любая неровность будет отдаваться во всем теле седока коляски. Обычно коляски с такими шинами применяют в помещении. Пневматические шины гораздо более удобны для передвижения по улице, так как амортизируют небольшие неровности, но требуют со временем замены и подкачки. Современные типы колясок включают в себя съемные или откидывающиеся назад подлокотники, что создает удобство быстрого пересаживания, регулируемые по высоте и поворачивающиеся подножки, которые обеспечивают удобное размещение конечностей инвалида, регулируемую высоту сидения, подлокотников. Наклонная спинка и подголовник - создадут удобство и определенный комфорт в повседневной эксплуатации,складная рама позволит освободить место для хранения коляски и создаст удобство при транспортировке. Модели колясок активного типа позволяют инвалидам с частичной потерей опорно-двигательной функции вести активный образ жизни, быстро и легко передвигаться,маневрировать в пространстве, даже заниматься определенными видами спорта. Такие коляски очень легки, маневренны, быстро разбираются и популярны у молодежи. Перемещение в них, при определенном навыке, создает у больного ощущение полноценного образа жизни. Коляски с электроприводом оправданы при наличии средств и позволяют комфортно передвигаться инвалиду в пространстве. Зарубежный электропривод надежен и прост в эксплуатации, легко обслуживается, адаптирован к российским условиям, безопасен для инвалида.
1.6.Роль медицинской сестры в медико-социальной реабилитации граждан

Роль медицинской сестры имеет важное значение в медико-социальной реабилитации граждан, находящихся в центре во время всего их жизненного цикла и начинается буквально с первых шагов. Едва человек переступил порог центра, он должен быть сразу же окружен вниманием и заботой обслуживающего персонала. Необходимо разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и так далее; провести беседу, ознакомление с условиями центра. В дальнейшем социальные работники помогают обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого возраста, наклонностях и интересах, установках и привычках. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств медицинский работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания. Медицинский персонал, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни человека, знакомится с состоянием его здоровья, возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.


Медицинская сестра,как специалист, владеющий основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, помогает найти пожилым людям, находящихся в центре свое место в коллективе и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения.

Также важно сказать несколько слов о психологической подготовке медицинского работникаи, о ее значении в профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность медицинского работника находится в прямой зависимости от его психологической компетентности. Все категории медицинских работников в определенном смысле являются практическими психологами и должны иметь достаточно высокий уровень психологической подготовки. Именно это обеспечивает им достижение эффективных результатов при выполнении своих обязанностей.

Поэтому не случайно при подготовке медицинских работников достаточно большой объем часов отводится дисциплинам психологического профиля, таким, как психология человека, возрастная психология, социальная психология и другое. Усложнение социальной ситуации в последние годы еще более повышает требования к качеству подготовки специалистов по работе с разными группами населения, к формированию у них навыков взаимодействия с трудными клиентами. В современной практике социальной работы специалистам приходится сталкиваться с кризисами людей в различных возрастных группах.

В настоящее время наибольшую актуальность имеют проблемы людей пожилого возраста. Демографические данные в России и за рубежом говорят о тенденции роста числа людей старшего поколения. Медицинские работники должны знать основы геронтологии при обслуживании клиента, учитывать социально – геронтологические, психологические, физиологические аспекты старения человека, позволяющие адекватно интерпретировать поведение пожилых людей с учетом их индивидуальности. Понимание психологических особенностей пожилого человека позволит не только быть терпимым к данной категории людей, но и сопереживать им, проявлять доброту и искреннюю заботу.

Медицинские работники в ходе своей профессиональной деятельности практически взаимодействуют с людьми, помогают отдельному человеку, группам, уязвимым социальным слоям населения в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. В связи с этим они остро нуждаются в знаниях и умениях социально – психологического характера, без которых сложно достичь планируемых целей общения.