Файл: Курсовая работа Роль медицинской сестры в медикосоциальной реабилитации лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями здоровья.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медицинский работник как никто другой должен обладать способностью понимания другого человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации, в беде, нуждающегося в поддержке и помощи. В то же время понимание другого основывается на понимании себя. Весьма справедливо отметил Дж. Эриксон, что «чем больше человек познает себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, но надо понимать их мотивы». Безусловно, понимание и принятие другого человека невозможны без самопознания и самопринятия. Кроме того, познав самого себя, человек может развить те качества, которые у него слабо выражены, но необходимы ему для профессиональной и личной самореализации. В этом поможет ознакомление с «Декларацией независимости инвалидов» НорманаКюнка, американского активиста движения в защиту прав инвалидов (Приложение №2)
Выводы по Главе I
Проведя теоретические исследования по заявленной теме, были сделаны следующие выводы:
1.В медико-социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для пожилых людей.
2. Важное значение для пожилых людей и инвалидов приобретает медико-социальная реабилитация.
С возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении.
Прогрессивное старение населения ставит перед государством серьезную задачу: гарантировать достойную жизнь людям преклонного возраста. Старые люди имеют право на обеспечение своих потребностей в уходе, а также удовлетворение социальных и духовных запросов.
Это требует больших усилий от медицинских и социальных служб по организации ухода и обслуживание данной возрастной категории населения, с тем, чтобы поддержать как можно дольше физическое и психологическое здоровье пожилых.
Медико-социальная работа позволяет решать широкий круг задач. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель медико-социальной работы. А конечной целью является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. От того не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах, речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся в трудной жизненной ситуации лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, то есть речь идет о медико-социальных услугах пациентам.
Глава II. Опытно-эксперементальное исследование
2.1. Анкетирование пациентов по заданной проблеме
Исследование для решения задач курсовойработы проводилось на базе «ГБУ» Самарской области г. Похвистнево Реабилитационный центр для инвалидов «Доблесть».
Реабилитация инвалидов является эффективным направлением в социальной поддержке людей пожилого возраста, которое приносит значительный социальный эффект.
Комплексная реабилитация состоит из социальных, психологических, медицинских мероприятий. Индивидуальная программа реабилитации на курс разрабатывается с учетом индивидуальных возможностей клиента. Продолжительность курса реабилитации составляет 21 день.
В учреждение принимаются инвалиды, не имеющие установленных противопоказаний, следующих категорий:
• инвалиды ВОВ;
• инвалиды военной службы;
• инвалиды по общему заболеванию.
Возрастной состав клиентов Центра:
• от 18-35 лет;
• от 36-60 лет;
• старше 60 лет.
В ходе нашего исследования мывели наблюдение за работой медицинского персонала с пациентами пожилого и старческого возраста. Особое внимание обратили на то, что медицинские работники очень уважительно относятся к своим пациентам, говорят тихим, спокойным тоном, обращаясь по имени и отчеству. Каждый дефект в поведении персонала в отделении легко попадает в поле зрения. Сотрудники отделения всем своим поведением и действиями поддерживали и пробуждали желание, как можно дольше сохранять максимальную подвижность и выполнять самые элементарные действия по самообслуживанию. Наблюдала, насколько внимательно медицинские сёстры относятся к пациентам, налаживаютконтакт между ними. Учитывая индивидуальные особенности пациента и его семьи, беседовали и создавали благоприятную атмосферу в отделении.
Далее мы провели анкетирование пациентов (Приложение №3) об их информированности о медико – социальной реабилитации и о качестве работы медицинского персонала реабилитационного центра.
В данной анкете приняло участие 10 респондентов, находящихся в данное время в «Доблести»,из которых было 6 женщин и 4 мужчины. Возраст участников анкетирования составлял: от 18-35 лет - 2 человека, от 36-60 лет - 4 человека и столько же (4 чел.) - старше 60 лет.
Диаграмма 1. Группа инвалидности респондентов
Анализируя результаты ответов, представленных на диаграмме 1, можно сделать вывод о том, что у большинства пациентов 3 группа инвалидности и, среди опрошенных нет пациентов с 1 группой инвалидности.
Следующий вопрос анкеты был направлен на определение знаний пациентов о понятиимедико-социальной реабилитации. Результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Понятие омедико-социальной реабилитации
Исходя из данных диаграммы, следует, что информированными в вопросах о медико-социальной реабилитации считают себя все 10 респондентов, что указывает на их осведомленность о понятии.
Следующий вопрос анкеты был направлен на определение знаний пациентов об индивидуальной программе реабилитации. Результаты представлены на диаграмме 3
Диаграмма 3. Понятие о ИПР
Данные, представленные на диаграмме, говорят о том, чтотолько 7 человекинформированы в вопросах о ИПР, оставшиеся 3респондента не смогли ответить на данный вопрос и считают, что им необходима дополнительная информация.
Очередной вопрос анкеты был направлен нато,чтобы узнать ,какие медицинские и социальные услугиоказывают пациентам.
Диаграмма 4. Медицинские и социальные услуги для пациентов
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в центре оказывают достаточно большой перечень социальных и медицинских услуг, о чем подтвердили все проживающие.Это – массаж, водолечебные процедуры, физиотерапевтические процедуры, хвойные ванны.
Диаграмма 5. Информированность пациентов о средствах реабилитации
На диаграмме 5 видно, что все опрошенные, а именно 10 респондентов, знают, какие средства реабилитации существуют, и они не нуждаются в дополнительной информации.
Следующий вопрос анкеты был направлен на то, чтобы узнать обеспечены ли пациенты средствами реабилитации в данном центре. Результаты представлены на диаграмме 6.
Диаграмма 6. Обеспечение пациентов средствами реабилитации
Из данных представленных на диаграмме видно, что 7 пациентов (70%) ответили, чтообеспечены, а 3 человек (30%) – не знает.
Вывод: Пациенты не проинформированы о средствах реабилитации индивидуально.
Следующий вопрос был направлен на то, чтобы узнать устраивает ли пациентов отношение медицинского персонала к ним. Результаты представлены на диаграмме 7.
Диаграмма 7. Отношение медицинского персонала к пациентам
Из представленных на диаграмме данных, следует, что всех респондентов устраивает отношение медицинского персонала, это говорит о том, что медицинские сестры достаточно уважительно относятся к пациентам, добродушны к ним и, как результат, у проживающих нет претензий к медицинскому персоналу.
Завершающий вопрос анкетирования был направлен на предложения пациентов по улучшению условий проживания в центре. Результат представлен на диаграмме 8.
Диаграмма 8. Предложения по улучшению центра
Из представленных на диаграмме данных, следует, что предложений по улучшению условий проживания в большей степени не поступило, пациентов все устраивает.
2.2. Анкетирование медицинских сестер по заданной проблеме
Исследование проводилось на базе «ГБУ» Самарской области г. Похвистнево Реабилитационный центр для инвалидов «Доблесть».
В анкетировании (Приложение № 4) приняли участие 10 медицинских сестер центра.
Первый вопрос анкеты бал направлен на определение возраста медицинских сестер. Результаты представлены в диаграмме 9.
Диаграмма 9. Возрастная структура медицинских работников
Из данных, представленных на диаграмме, видно, что4 медицинских работника в возрасте от 40-45 лет (40%), а 6 (60%) от 50-60 лет, это говорит о том, большая часть работников в «возрасте», молодых специалистов мало.