Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Муниципальная собственность
Муниципальная собственность представляет собой собственность муниципальных образований, включающая земельные участки, коммунальные сети, различного рода сооружения и т.д.
С 1917 по 1990 гг. нашему государству было чуждо местное самоуправление, не было и муниципальной собственности.
Закрепление ее на конституционном уровне в 1993 г., путем выделения из государственной собственности, безусловно, находим необходимым и оправданным шагом законодателя, ввиду максимальной приближенности муниципальной собственности к населению, выступающей важнейшим условием максимального удовлетворения его потребностей.
Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность есть имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.
На основании выше представленного определения, можно заключить, что первоначальным собственником муниципальной собственности выступают жители данного муниципального образования. Подтверждение этой мысли мы находим и в тексте Основного Закона, где в ст. 130 за населением закреплены все три правомочия собственника - владение, пользование и распоряжение. Ст. 132 Конституции РФ за органами местного самоуправления закрепляется право самостоятельного управления муниципальной собственностью.
В собственности муниципальных образований могут быть такое имущество, как необходимое для решения вопросов местного значения; предназначенное для осуществления отдельных гос. полномочий; предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (в т.ч. его должностных лиц, служащих); необходимое для решения омс вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения; предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В этой связи, объектами муниципальной собственности выступают средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество омс, муниципальные земли и иные природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта (муниципальные) и др. имущество19.
Вопросы эффективности управления и распоряжения имуществом мо – приоритетные для направления их деятельности.
На практике управление муниципальной собственностью представлено различными способами, среди которых продажа, сдача в аренду, развитие объекта собственности путем инвестирования и иные20. Рассмотрим некоторые из них с отсылкой на правоприменительную практику.
Продажа позволяет в сжатые сроки получить крупную сумму денег и расширить в экономике класс частных собственников. Так, на сайте Администрация г. Ростова-на-Дону» имеется необходимая информация по такому виду услуги, как продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, за получением которой необходимо обратиться в Департамент имущественно-земельных отношений с паспортом, соответствующим заявлением, выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости, выпиской из ЕГРЮЛ о юр. Лице-заявителе и иным пакетом документов. Срок выполнения услуги – 67 календарных дней21.
Так, 18 марта 2022 г. на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ», состоялась продажа муниципальной собственности: нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, № 31, общей площадью 76,3 кв.м, КН 61:44:0050619:294 и нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 8а, общей площадью 389,6 кв.м, КН 61:44:0031701:997.
Передача в аренду муниципального имущества (помещение, оборудование, участок земли и пр.) позволяет сохранить целевое назначение этого имущества, как сохранить его в собственности того или иного мо, и стабильно получать доходы в местный бюджет. Для заключения договора аренды в отношении муниципального имущества проводятся торги в форме конкурса или аукциона. Допускаются случаи без проведения таковых. В этой ситуации, омс заключает договор аренды с устанавлением регулируемой платы. Однако зачастую на практике возникают проблемы, когда омс и арендаторы не могут разобраться в правилах ценообразования и обращаются в суд.
Обратимся к судебной практике.
ООО «Лесник» не согласилось со ставкой арендной платы, установленной Городской Думой г. Н. Компания посчитала, что омс нарушил принцип экономической обоснованности и ошибочно определил % аренды. Суд первой инстанции с доводами АО «Ленсик» согласился. Омс не провел анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка. Городская Дума г. Н подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, ссылаясь на то, что арендная плата за землю была бы выше, если бы с арендатором заключили договор по итогам торгов. ВС РФ принял позицию АО «Лесник». Так, он указал, что при определении платы за участок омс не учел экономический фактор - вид разрешенного использования земельного участка. То, что при заключении договора аренды по результатам торгов арендная плата была бы выше, значения не имеет. Размер арендной платы по договору без торгов определяется в ином порядке (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 22.05.2019 № 70-АПА19-1).
В этой связи, при определении размера арендной платы за земельный участок необходим анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень его доходности в целях соблюдения принципа экономической обоснованности размера арендной платы.
Будучи ограниченными объемом настоящего исследования, мы затронули особенности муниципальной собственности. Так, муниципальной признается самостоятельная публичная форма собственности, который состоит из земельных участков, движимого и недвижимого имущества. Государством предусмотрены случаи наиболее эффективного управления муниципальным имуществом посредством взаимодействия с сектором малого и среднего предпринимательства. Однако всё еще существуют проблемы, например, вопросы ценообразования арендной платы, которая требует форсированного реагирования со стороны законодателя.
Заключение
По результатам проведенного исследования был сделан ряд выводов, имеющих теоретическое и практическое значение для развития доктрины гражданского и предпринимательского права, совершенствования законодательства и практики его применения. Наиболее значимыми являются следующие:
-
Россия, будучи составляющей частью романо-германской правовой семьи, переняла основные начала функционирования собственности и права собственности и иных вещных прав согласно римской концепции. Древнерусское государство использовало обычные нормы по регулированию отношений собственности. Русская Правда и другие источники того времени не знали общего термина вещного права. Отношения собственности сформировались в единый правовой институт к середине XIX в. Фактическое социалистическое искоренение частной собственности в 1918 г. отбросило назад развитие института собственности, законсервировало на долгие годы собственность частную. На протяжении всего существования СССР государственная собственность определяла экономику страны и выступала инструментом решения политических задач. Формирование разнообразия организационно-правовых форм собственности в современном понимании берет свое начало с становления России на «рельсы» рыночной экономики в 1990-х гг., снятия партийного контроля в области научных исследований и развития доктринальных концепций в сфере права собственности. -
Формы собственности представляют собой экономико-правовую категорию. Закрепленные в тексте Основного Закона посредством открытого перечня, они до сих пор находятся в центре научных дискуссий. Однако теорию единого права собственности находим несколько устаревшей и абсурдной, поскольку отсутствие исчерпывающего перечня форм собственности представляет собой объективное отражение действительности, что позволяет законодателю «подстраиваться» под современные реалии, в случае необходимости закрепляя новые формы собственности, не меняя при этом основы конституционного строя. -
В настоящее время остается неопределенным вопрос, что все-таки относится к иным формам собственности. В ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника. Составители ОКФС, воспользовавшись ею, составили более 10 «иных форм собственности», не отраженных ни в тексте Конституции РФ, ни на страницах ГК РФ. Однако, к сожалению, однозначного ответа на поставленный нами вопрос в ОКФС нет, как и не имеется единого понимания среди научного сообщества. -
Право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в предусмотренных законом случаях. В правоприменительной практике возникают ситуации, при которых применение отраслевого законодательства происходит в разрез с конституционно-правовыми требованиями. Сегодня случаи вмешательства государства в право частной собственности приобретают широкий масштаб. Особенно острой проблемой это стало после присоединения Крыма к России, когда в пользу государства изъяли тысячи принадлежащих гражданам и юридическим лицам объектов недвижимости. Собственники имущества вынуждены обращаться в ЕСПЧ за защитой своей собственности и прав на неё. Данную ситуацию считаем существенной проблемой в российской действительности, которая требует разрешения и срочного реагирования со стороны законодателя. -
Государственная собственность представляет собой совокупность имущества, которое принадлежит РФ и ее субъектам на правах собственности. Наиболее дискуссионным на сегодняшний день остается вопрос о множественности и неоднородности субъектов государственной собственности. Актуальным остается также вопрос о многонациональном народе РФ как о конституционно определённом публичном собственнике. -
Значение государственной собственность трудно переоценить, поскольку она выступает носителем публичного интереса, основанном на соблюдении интересов личности, государства и общества, что проявляется в ее участии, поддержке и производстве непривлекательных для бизнесменов секторов экономики; в финансировании науки, поддержке инновационных технологий, обеспечении обороноспособности государства и др. -
Муниципальной признается самостоятельная публичная форма собственности, который состоит из земельных участков, движимого и недвижимого имущества. Государством предусмотрены случаи наиболее эффективного управления муниципальным имуществом посредством взаимодействия с сектором малого и среднего предпринимательства. Однако всё еще существуют проблемы, например, вопросы ценообразования арендной платы, которая требует форсированного реагирования со стороны законодателя.
Цель настоящей курсовой работы достигнута - проведен теоретико-правовой анализ форм собственности по российскому законодательству, выявлены пробелы в праве, разработаны предложения по их преодолению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Книги
Возникновение, прекращение и защита права собственности. Постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации: моногр. / Под редакцией П.В. Крашенинникова. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 256 c.
Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость. - М.: Юрайт, 2018. - 448 c.
Ершов, В.А. Всё о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2018. - 684 c.
Казакова, Евгения Защита права собственности: / Евгения Казакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 128 c.
Курдиновский, В.И. О легальных ограничениях права собственности / В.И. Курдиновский. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 393 c.
Потапенко, С. В. Настольная книга судьи по спорам о праве собственности / С.В. Потапенко, А.В. Зарубин. - М.: Проспект, 2015. - 244 c.
Соловьев, В.Н. Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость. Научно-практическое пособие / В.Н. Соловьев. - М.: Юрайт, 2019. - 898 c.
Цитович, П.П. К учению о способах приобретения права собственности по русскому праву / П.П. Цитович. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 251 c.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 12.10.2022 г.)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188- ФЗ (ред. от 07.10.2022) // СЗ РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 14.
Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в