Файл: Государственный бюджет рф и проблемы его формирования.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджетные и налоговые риски федерального уровня – риски, обусловленные изменениями бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, приводящие к снижению объема доходов и (или) росту объема расходов бюджета субъекта РФ.
Бюджетные и налоговые риски федерального уровня являются самой выделяемой категорией рисков в бюджетных прогнозах субъектов РФ
(40 субъектов РФ).
Примерами мер, снижающих влияние риска установления либо передачи новых расходных обязательств на региональный уровень, являются:
-
активное использование оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений, улучшение качества финансово-экономических обоснований в отношении принимаемых расходных обязательств и отдельных проектов; -
оценка расходных обязательств региона с учетом возможностей регионального бюджета по их финансированию, принятие новых расходных обязательств только при наличии источников их финансового обеспечения.
Риск сокращения безвозмездных поступлений из федерального бюджета упоминается у 16 субъектов РФ. С целью минимизации влияния указанного риска большинство регионов выделяют такую меру как активное участие в привлечении средств федерального бюджета.
Макроэкономические риски – потенциальные негативные проявления в экономике на мировом и (или) общегосударственном уровне, приводящие к снижению темпов социально-экономического развития субъекта РФ.
В числе макроэкономических рисков большинство регионов отмечает изменение (ухудшение) общеэкономической ситуации, характеризующееся сокращением темпов социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и регионов в отдельности, что может повлиять на достижение регионами прогнозных показателей социально-экономического развития, влекущее за собой уменьшение поступлений налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Кроме того, выделяются инфляционные риски, прежде всего выражающиеся в превышении прогнозируемого уровня инфляции.
Для снижения макроэкономических рисков регионы в основном приводят примеры общесистемных мер – принятие мер, направленных на развитие экономического потенциала региона и качественное проведение системных реформ в отраслях бюджетной сферы и обеспечения кардинального повышения эффективности бюджетных расходов.
Риски реализации долговой политики – риски, возникающие вследствие ограничений на финансовых рынках
, препятствующих финансированию дефицита бюджета.
В качестве инструментов по нивелированию рисков долговой политики можно выделить:
-
отказ от краткосрочных инструментов заимствований; -
использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований; -
использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ; -
проведение постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры и оптимизация стоимости государственных заимствований с учетом сроков заимствований и фактически складывающихся условий привлечения заемных средств; -
использование возможностей замены банковских кредитов кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета на частичное покрытие дефицита регионального бюджета и погашение долговых обязательств региона.
Операционные риски – риски, обусловленные решениями, принимаемыми органами государственной власти субъекта РФ, территориальными органами федеральных органов власти в субъекте РФ, а также получателями бюджетных средств.
Для снижения (устранения) указанных рисков регионами предлагаются следующие меры:
-
оценка расходных обязательств с учетом возможностей регионального бюджета по их финансированию и принятие новых расходных обязательств только при наличии источников их финансового обеспечения; -
создание финансовых резервов; -
снижение дефицита бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, а также государственного и муниципального долга; -
приоритизация расходных обязательств и приведение их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями региона, а также введение моратория на принятие новых расходных обязательств и др.
Риски социально-экономического развития региона – риски, обусловленные внутренними, характерными для данного субъекта РФ, факторами, в том числе вызванные деятельностью крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории региона.
Риски социально-экономического развития региона встречаются в бюджетных прогнозах 22 субъектов РФ. С целью минимизации указанного риска регионами предлагается:
-
сохранение налоговых льгот и преференций, ориентированных на развитие производства и рост инвестиций; -
реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры; -
субсидирование затрат производителей.
Среди рисков социально-экономического развития 5 регионов выделяют общее ухудшение ситуации в социально-экономическом развитии региона, что может повлиять на достижение регионами прогнозных показателей социально-экономического развития (валового регионального продукта, прибыли прибыльных организаций, фонда заработной платы и прочее). Для решения указанной проблемы регионы отмечают необходимость придерживаться базового сценария прогноза основных макроэкономических параметров, а также политики оптимизации и сдерживания роста расходов.
Демографические риски – риски, обусловленные изменением количественного и качественного состава населения субъекта РФ.
Демографические риски выделяют 12 из 52 субъектов РФ, при этом 4 региона отмечают такие риски в целом без уточнения их составляющих.
Основным демографическим риском является сокращение численности трудоспособного населения, в том числе за счет снижения занятости экономически активного населения и оттока молодого населения в другие регионы.
В числе мер по сглаживанию демографических рисков субъектами РФ предлагается стимулировать занятость среди населения старше трудоспособного возраста, привлекать трудовые ресурсы из других регионов за счет осуществления целенаправленной миграционной политики, осуществлять системные меры, направленные на развитие производства и повышение производительности труда, создавать условия для повышения экономической активности населения, а также создавать благоприятные условия для обеспечения жизнедеятельности населения.
2.3. ПPOБЛEМЫ ФOPМИPOВAНИЯ ГOCУДAPCТВEННOГO БЮДЖEТA POCCИЙCКOЙ ФEДEPAЦИИ
Государство не может осуществлять регулирование экономики без воздействия на неё экономическими методами. В то же время государство не может выступать предпринимателем и зарабатывать деньги для реализации своих функций.
Деньги государства - госбюджет формируется на основе налогообложения. Сложности формирования госбюджета заключаются в том, что он определяется за год до фактического использования, поэтому любой сбалансированный бюджет может быть нарушен в связи c возникновением непредсказуемых ситуаций.
На основе государственного бюджета государство осуществляет стабилизационную политику. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ей осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.
Дефицит государственного бюджета - это разность между расходами и доходами государства за определённый период (обычно за год).
Главное условие формирования государственного бюджета заключается в том, чтобы дефицит его не превышал 10%, т. к. преодоление десятипроцентного барьера может привести к росту инфляции и утрате государственного контроля над экономикой. Уменьшить бюджетный дефицит можно c помощью государственного долга.
Государственный долг - это алгебраическая сумма бюджетного дефицита и избытков за все прошедшие годы. Государственный долг необходимо рассматривать в виде внутреннего и внешнего долга.
Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных государством.
При недостатке средств в государственном бюджете правительство дат поручение Центральному банку произвести эмиссию ценных бумаг - государственных облигаций. В зависимости от экономической ситуации государственные облигации могут быть краткосрочными и долгосрочными. Государство размещает ценные бумаги среди субъектов рынка. Недостатком внутреннего государственного долга является ограниченность средств субъектов внутреннего рынка. Помимо внутреннего долга государство формирует внешний государственный долг. Под внешним долгом понимается задолженность государства иностранным гражданам, иностранным фирмам и учреждениям, a также государствам и международным финансовым организациям.
В настоящее время большинство стран за длительный период своего существования оказывалось как в положении кредитора, так и в положении заёмщика, но в настоящий момент никакая из стран не формирует свои бюджет на основе заёмных средств, хотя большая часть стран имеет в структуре государственного бюджета государственный долг.
Деньги, функционирующие в национальной экономике, не всегда могут быть успешно использованы, поэтому в странах возникает ситуация «излишков» капитала. Этот капитал вывозится за границу для лучшего его использования. В процессе создания благ капитал занимает нишу на рынке, удовлетворяя потребление населения.
Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процента по долгу, называется первичным дефицитом.
При формировании государственного бюджета правительство должно осуществлять налогообложение. Наиболее важным налогом, лежащим в основе формирования госбюджета, является подоходный налог. Формирование ставки названного налога зависит от суммы процента по государственному долгу.
Повышение ставок налогов подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает интерес к вложениям в новые экономические программы, усиливает социальную напряжённость в обществе. C ростом государственного долга усиливается неуверенность населения в завтрашнем дне.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Определяющая роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Так же, государственный бюджет представляет собой смету доходов и расходов правительства. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Доходы – это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно законодательству. Расходы бюджета – это средства на выполнение функций государства.
Если доходы превышают расходы – бюджет является профицитным, если наоборот – дефицитным.
Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.
Бюджет в России планируется на один год и подготовка к нему начинается задолго до начала финансового года, происходит это в несколько этапов.
Сначала президент определяет бюджетную политику в своём послании. Затем, министерство финансов составляет проект бюджета, после чего правительство и Государственная Дума рассматривает и утверждает проект и в заключении президент подписывает закон о бюджете. В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.
Бюджет показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.