Файл: Курс лекций для студ дошк факультетов высш учеб заведений. М. Владос, 2003. 400с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сенсорные процессы (восприятие, представление) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенаправленной работы, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовки. Специальная организация сенсорного опыта создает почву для опосредованного познания, подготавливает к формированию математических понятий.

Использование условных мерок делает измерение доступным для маленьких детей. В быту часто измеряют длину комнаты шагами, количество крупы в пакете стаканами, молоко в бидоне кружкой или банкой. Условная мерка подбирается с учетом особенностей измеряемого объекта. Ленту можно измерить полоской бумаги, а воду в кувшине - стаканом, кружкой, банкой. Дошкольник способен понять, что между условной меркой и измеряемым объектом есть нечто общее: мерка должна соответствовать измеряемому объекту, быть одного и того же рода с ним. Однородность того, что измеряют, с тем, чем измеряют, является необходимым условием для осуществления самого процесса измерения.

Измерение объектов условными мерками не является подлинно математической операцией в силу нескольких причин. Одна из них уже известна: единица измерения выбирается произвольно, в зависимости от ситуации и конкретных условий. Другая причина тесно связана с первой: при измерении условной меркой оценка величины носит менее точный характер, чем при измерении общепринятыми единицами. Например, с помощью условной мерки - шага - выясняется, что длина дорожки равняется 10 шагам, но длина шага, как правило, разная и, повторив измерение, можно получить другой результат.

В процессе измерения диалектически взаимодействуют непрерывное и дискретное: непрерывное выражается дискретным - числом мерок. Число мерок - это результат измерения, который является количественной характеристикой измеряемой величины: длина ленты равняется 4 меркам, длина дорожки - 10 шагам. Число мерок показывает отношение целого к его части.

Следовательно, ни сам процесс измерения условной меркой, ни способ действия не противоречат сущности операции измерения. В ходе ее требуется конкретно определить, что выступает в качестве объекта измерения: длина, ширина, высота, объем; произвести операцию измерения, действуя меркой по определенным правилам, осмыслить результат как отношение измеряемого объекта к мерке. Измерение условными мерками основывается на сочетании практических действий с умственными, из которых складываются соответствующие навыки. Измерительная деятельность тесно переплетается со счетом. Недостаточная координация движений, неумение согласовывать их со счетом являются причинами ошибок детей в процессе измерительной деятельности. Однако в условиях обучения они усваивают приемы измерения, приходят к пониманию сущности этой деятельности в конкретной форме.


Виды мерных предметов

В детском саду ребята овладевают несколькими видами измерения условной меркой.

К первому виду следует отнести линейное измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов.

Второй вид измерения - определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями измерять количество крупы, сахарного песка в пакете.

Третий вид - это измерение условной меркой жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов воды в графине и т. п.

Детям показывают, как можно измерить площадь листа бумаги в клетку, в качестве условной мерки в этом случае выступает одна клетка или квадрат из четырех клеток и т. д.

Какой же из этих видов измерения легче, с чего начинать формирование элементарных навыков измерительной деятельности у детей? Некоторые авторы предлагают в качестве первоначального линейное измерение, а другие - определение объема жидких и сыпучих веществ. Сущность измерения условной меркой одна и та же во всех рассмотренных случаях, хотя объекты и средства измерения различные. Однако, учитывая то, что дети в практической деятельности чаще имеют дело с измерением длин, да и в школе измерение является первоначальным, следует отдать предпочтение линейному измерению.

Применение мерок придает точность устанавливаемым в процессе измерения отношениям равенство - неравенство, часть - целое, позволяет полнее и глубже выявить их свойства. Измерение условными мерками дает возможность познакомить дошкольников с некоторыми простейшими видами функциональной зависимости.

Все представления, которые формируются у детей в процессе измерения, тесно связаны между собой. Измерение наполняет их конкретным содержанием, помогая овладеть математическими понятиями.

Итог измерения (работа с меркой)

Особенно полезен он на первых занятиях при освоении каждого нового вида измерения условной меркой. Постепенно необходимость в использовании фишек-эквивалентов исчезает. Упражняя детей, в каждом конкретном случае важно подчеркнуть, что измеряется, чем и каков итог. Это поможет разграничить объект, средство и результат измерения, так как в дальнейшем дети будут устанавливать сложные отношения между ними.


Следует обращать внимание на формулировку ответов на вопросы: «Что ты измерил?», «Чем измерил?».

Результаты измерения осмысливаются благодаря вопросам: «Сколько раз уложилась мерка при измерении? Какова длина стола? Сколько стаканов корма помещается в миске? Что обозначает число, которое получилось при измерении?»

Определяя результат измерения, дети учатся именовать число, т. е. связывать его с названием мерки (длина стола равна 4 меркам, в тарелке 2 чашки корма для птиц, в банке 3 стакана воды и т. д.). Детям задают вопросы и подводят к пониманию того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же с ним рода: «Какими мерками можно измерить длину комнаты? Годится ли эта мерка (воспитатель показывает) для измерения корма в тарелке? Какую мерку из нескольких лучше взять, чтобы определить, сколько воды в банке?»

Обобщая детские ответы, воспитатель подчеркивает необходимость продуманного подхода к выбору мерки, которая должна отвечать требованиям: соответствовать измеряемому свойству, быть удобной для работы. Используя разные мерки при измерении одного и того же объекта, самостоятельно подбирая их из нескольких, дети осознают их условность. С этой же целью следует превращать саму мерку в объект для измерения. «Можно ли измерить саму мерку? Как это сделать и чем?» - спрашивает воспитатель детей. Постепенно дети с помощью взрослого приходят к обобщению: мерка - это предмет для измерения, мерки бывают разные.

Нередко от детей требуют пользоваться словосочетанием условная мерка без понимания его смысла. Этот термин предназначен педагогу, и активное включение его в речь ребенка необязательно.