ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ и синтез, происходящие в коре мозга, делятся на низший и высший. Низший анализ и синтез присущ первой сигнальной системе.
Высший анализ и синтез это анализ и синтез, осуществляющийся совместной деятельностью первой и второй сигнальных систем при обязательном осознании человеком предметных отношений действительности. Любой процесс анализа и синтеза обязательно включает в себя в качестве составной части свою завершающую фазу — результаты действия. Мозговым анализом и синтезом порождаются психические явления.
Динамический стереотип это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип — это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день, т.е. это серия автоматических действий или серия условных рефлексов, доведенных до
автоматического состояния. ДС может существовать долгое время без какого-либо подкрепления.
Физиологическую— основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. А вот
механизмы динамического стереотипа глубоко еще не изучены.
Каждая привычка вырабатывается и укрепляется путем тренировки по
принципу условного рефлекса. При этом пусковыми сигналами для них служат внешние и внутренние раздражения. Например, мы делаем утреннюю зарядку не только потому, что привыкли к этому, но и потому, что видим спортивные снаряды, которые в нашем сознании связаны с утренней зарядкой. Подкреплением этой привычки служит как сама утренняя зарядка, так и чувство удовлетворения, наступающее после нее.
С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык утрачивает связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания лишь в том случае, если совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного результата
, появляется ориентировочный рефлекс. Возникающие
при этом возбуждения растормаживают заторможенные связи
автоматического навыка, и он снова осуществляется под контролем второй сигнальной системы, или, говоря психологическим языком, сознания. Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное
движение.
Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.
Современность требует переделки привычных взглядов, а случается, — и прочных убеждений, т.е. создается ситуация, когда от одного динамического стереотипа надо переходиты к другому— А это сопряжено с появлением соответствующих неприятных чувств. В этом случае наша нервная система не всегда легко справляется с жизненной задачей. Трудность заключается в том, что прежде чем выработать новое отношение к действительности (новый жизненный стереотип), требуется разрушить старое отношение к ней.
Поэтому некоторым людям довольно трудно дается перестройка любого элемента жизненного стереотипа, не говоря уже о перестройке представлений и убеждений. Трудна переделка стереотипов и в детском
возрасте.
И.П. Павлов пришел к выводу, что эмоциональные состояния могут зависеть от того, поддерживается ли динамический стереотип или нет. При поддержании динамического стереотипа обычно проявляются
4
положительные эмоции, а при изменении стереотипа — отрицательные.
Следует отметить, что в осуществлении сложных стереотипов важное значение принадлежит настройке, т.е. такому состоянию готовности к
Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга И.П. Павлов. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.-475 с.
деятельности, которое образовано по механизму временной связи. Несходная обстановка вызывает и разную настройку.
Список используемой литературы
Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности: избранные труды / ЭА. Асратян. — М.: Наука, 1983. 326 с.
Батуев АС. Физиология высшей нервной деятельности / А.С. Батуев. — СПб.: Питер, 2006. — 316 с.
Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И.П. Павлов. - М.: изд-во АН СССР, 1951.7475 с.
Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В.М. Смирнов, СМ. Будылина. — М.: Академа, 2003. — 303 с.