Файл: История и современная система защиты информации в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20 декабря 1917 г. Советское правительство создало новый контрразведывательный орган – ВЧК. В армии же продолжала действовать прежняя спецслужба – военная контрразведка. 1 января 1918 г. КРО штабов внутренних военных округов и войск действующей армии были переименованы в отделения Военного контроля, которые упразднили в апреле. В мае-июне по решению Высшего Военного совета Республики при штабах и отрядах войск прикрытия западных границ созданы отделения по борьбе со шпионажем. Во второй половине 1918 г. они вошли в состав органов Военного контроля при Полевом штабе РВСР. 19 декабря Военный контроль и армейские чрезвычайные комиссии объединяются в особые отделы ВЧК.
Военная контрразведка Российской империи просуществовала всего лишь шесть лет. Она ушла с исторической сцены вместе с павшими режимами, которым служила верой и правдой. Совсем иное отношение было к ней у самодержавия, а затем и Временного правительства. Власть имущие не придавали должного значения обеспечению внешней безопасности государства, не смогли или не хотели увидеть в военной контрразведке надежного инструмента борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб противника, которые использовали все имеющиеся у них возможности для подрыва устоев империи. Близорукость властей в строительстве органов безопасности в определенной степени повлияла на ход истории России.
6. Разгром царских спецслужб
Накануне Февральской революции в России сложилась достаточно стройная система специальных служб, включающая в себя военную разведку и контрразведку, общую и политическую полицию Департамента полиции, а также жандармский корпус. Секретные ведомства накопили солидный опыт оперативно-следственной деятельности, сформировали широко разветвленную агентурную сеть, пронизывающую практически все слои общества.
Правоохранительные органы получали весьма острую информацию, свидетельствующую о нарастании социальной напряженности, «неблагонадежности отдельных министров» и даже угрозе смещения правительства. Однако руководство жандармского корпуса, Департамента полиции и МВД сглаживали острые моменты в выводах своих аналитиков, понимая, что объективное информирование неминуемо отрицательно отразится на их личной карьере. В этом проявился коренной порок абсолютистской системы, требовавшей не правды, а спасительной лжи. С другой стороны, казенный оптимизм являлся не столько намеренным обманом, сколько невольным самообманом. В оправдание жандармов можно сказать только то, что вожди нелегальных партий, которым в скором времени довелось возглавить революцию, также не осознавали ее близости и реальности.
Министр внутренних дел России А.Д. Протопопов в первые дни Февральской революции информировал руководство империи о беспорядках, связанных с перебоями в снабжении населения продовольствием, которые сами по себе прекратятся с подвозом продуктов. У Николая II не возникало сомнений в надежности воинских частей столичного гарнизона.
И правительство и император осознали свое заблуждение слишком поздно. 27 февраля 1917 г. начались массовые выступления, остановить которые было уже невозможно, так как воинские части вышли из-под контроля. Одним из основных объектов ненависти восставших традиционно оказалась полиция, Департамент которой подвергся нападению возбужденной толпы одним из первых. Вопреки версии, получившей распространение в книгах и кинофильмах советского периода о яростном сопротивлении жандармов и полицейских, пулеметах, «поливавших» восставших рабочих «свинцовым дождем» и т. д., тайная полиция серьезного сопротивления не оказала. Сотрудники разбежались, имущество было разграблено, часть секретных материалов была сожжена неизвестными лицами во дворе Департамента. Чуть позднее было захвачено Московское охранное отделение. Здесь, как и в
здании на Фонтанке, 16, также были преданы огню оперативные архивы. Сейчас уже трудно сказать, было ли это сделано восставшими в их революционном порыве, или лицами, проходящими по досье спецслужб, опасающимися огласки, а может быть, самими охранниками, стремящимися обезопасить собственную агентуру. Вероятно, имели место все три составляющие.
КРО штаба Петроградского ВО было разгромлено революционными массами. В территориальных органах КРО было арестовано несколько десятков сотрудников, в основном жандармов. Часть офицеров ОКЖ, согласно принятому Временным правительством 4 марта 1917 г. постановлению, остались служить в военной контрразведке.
Однако в конце марта 1917 г. чистка контрразведки от бывших жандармов возобновилась, во многом по инициативе военного министра Временного правительства А.И. Гучкова.
Одновременно Временное правительство пыталось создавать новые органы контрразведки, например КРО Военной комиссии Временного комитета Государственной думы (ВКГД). Контршпионажем занимались Комендантское управление и Высшая следственная комиссия ВКГД, военный комиссариат Петрограда, министерство юстиции, возникавшие и быстро исчезавшие многочисленные органы, такие как, например, Отряд для борьбы с германским шпионажем, провокаторами и контрреволюционерами. Существенную роль в вопросах контрразведки на данном этапе революции играла Военная комиссия ВКГД, сумевшая установить контроль над пограничными пунктами.
В марте 1917 г. возобновило работу КРО штаба Петроградского военного округа, Петроградское морское КРО, Центральная морская регистрационная служба и Морское регистрационное бюро, при котором была образована оперативная служба — контрразведочная команда. Контрразведывательные органы создавались даже при исполкомах местных советов.
Центральным органом контрразведки при Временном правительстве фактически было КРО штаба Петроградского военного округа, в штате которого числились 21 юрист, 180агентов и служащих, в том числе 8 помощников начальника КРО, 6 столоначальников, шеф канцелярии и руководитель агентуры наружного наблюдения. Во главе КРО был поставлен ранее не служивший в контрразведке подполковник Б.В. Никитин, который вскоре стал широко известен преследованиями большевиков и обвинениями их лидеров в шпионаже в пользу Германии. Таким образом, Временное правительство пыталось использовать контрразведку в качестве политической полиции.
В рассматриваемый период была продолжена разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность контрразведки: «Временное положение о контрразведывательной службе во внутреннем районе» (23 апреля 1917 г.); «Временное положение о контрразведывательной службе на театре военных действий» (2 мая 1917 г.); «Инструкция по организации и осуществлению негласного наружного наблюдения за лицами, подозреваемыми в военном шпионстве» (5 мая 1917 г.); «Временное положение о правах и обязанностях чинов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований» (17 июня 1917 г.).
Последнее обстоятельство, казалось бы, свидетельствует, что новая власть пришла всерьез и надолго, однако, не сумев сохранить и использовать в своих целях прежние спецслужбы или создать новые, Временное правительство утратило контроль за развитием обстановки в стране. Это позволило большевикам без особых проблем осуществить государственный переворот и прийти к власти.
Полный разгром специальных служб Российской империи был завершен. Вины руководителей и сотрудников спецслужб перед рухнувшим режимом в подобном исходе, вероятно, нет, так как они не могли решить непосильную для них задачу — предотвратить революционные выступления. Сохранение царского режима зависело в первую очередь от правительственных кругов, которые должны были своевременно скорректировать внутреннюю политику, провести ряд реформ, пойти на уступки либеральной общественности, а также на диалог с политическими партиями. Вместо политического решения проблемы царское правительство вынуждало спецслужбы подавлять оппозицию жесткими методами, вызвав ответную реакцию в обществе, приведшую к революции, которая и погубила российскую монархию.
Таким образом, стратегическая уязвимость достаточно мощных российских спецслужб была в их неразрывной связи с царским режимом, который не смог справиться с глубоким политическим, экономическим и социальным кризисом, что привело к коренному изменению прежней российской государственности и соответственно разгрому специальных служб. Анализ рассмотренных материалов, отражающих процесс возникновения и становления правоохранительных органов, позволяет сделать ряд выводов:
• появившись вместе с государством, функция защиты государственной и общественной безопасности на ранних этапах истории еще не выделяется обособленно из общей охранительной функции государства; институты последнего в данный период, как правило, многофункциональны, и большинство из них в той или иной мере занимаются правоохранительной деятельностью; спецслужбы как таковые отсутствуют;
• с развитием государства и усложнением механизма управления обществом правоохранительная функция выделяется из общей охранительной функции государства и начинает специализироваться по трем основным направлениям деятельности: судебная, политико-полицейская, общеполицейская;
• процесс специализации правоохранительных органов в Россия завершается во второй половине XIX в., когда устанавливается характерное для буржуазного права отделение суда от административно-исполнительной деятельности, происходит максимальная централизация органов политической и уголовной полиции;
• деятельность спецслужб с момента их создания всегда протекала под непосредственным контролем главы государства;
• во все исторические периоды одной из главных задач правоохранительных органов было выявление и подавление политических противников; при решении данной задачи не только деятельность спецслужб, но и судебно-прокурорских органов и даже общей полиции приобретала ярко выраженную политическую окраску;
• главным методом деятельности спецслужб Российской империи всегда был метод принуждения и силового подавления как преступной среды, так и политической оппозиции; по мере совершенствования правоохранительной деятельности, наряду с системой репрессий спецслужбы активно использовали гибкую тактику борьбы с политическими противниками, проявляли элементы творчества, тонкой психологической игры, искусство компромисса и провокации;
-
являясь наиболее острым орудием власти спецслужбы способны эффективно разрешать самые острые социально-политические конфликты, обеспечивать выявление и уничтожение противников существующего строя; в то же время они бессильны в кризисных ситуациях, требующих кардинальных политических решений.