Файл: История и современная система защиты информации в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


20 декабря 1917 г. Советское правительство создало новый контрразведывательный орган – ВЧК. В армии же продолжала действовать прежняя спецслужба – военная контрразведка. 1 января 1918 г. КРО штабов внутренних военных округов и войск действующей армии были переименованы в отделения Военного контроля, которые упразднили в апреле. В мае-июне  по решению Высшего Военного совета Республики при штабах  и отрядах войск прикрытия западных границ  созданы отделения по борьбе со шпионажем. Во второй половине 1918 г. они вошли в состав органов Военного контроля при Полевом штабе РВСР. 19 декабря Военный контроль и армейские чрезвычайные комиссии объединяются в особые отделы ВЧК.

Военная контрразведка Российской империи просуществовала всего лишь шесть лет. Она ушла с исторической сцены вместе с павшими режимами, которым служила верой и правдой. Совсем иное отношение было к ней у самодержавия, а затем и Временного правительства. Власть имущие не придавали должного значения обеспечению внешней безопасности государства, не смогли или не хотели увидеть в военной контрразведке надежного инструмента борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб противника, которые использовали все имеющиеся у них возможности для подрыва устоев империи. Близорукость властей в строительстве органов безопасности в определенной степени повлияла на ход истории России.

6. Разгром царских спецслужб

Накануне Февральской революции в России сложилась достаточно стройная система специальных служб, включаю­щая в себя военную разведку и контрразведку, общую и по­литическую полицию Департамента полиции, а также жан­дармский корпус. Секретные ведомства накопили солидный опыт оперативно-следственной деятельности, сформировали широко разветвленную агентурную сеть, пронизывающую практически все слои общества.

Правоохранительные органы получали весьма острую ин­формацию, свидетельствующую о нарастании социальной напряженности, «неблагонадежности отдельных министров» и даже угрозе смещения правительства. Однако руководство жандармского корпуса, Департамента полиции и МВД сгла­живали острые моменты в выводах своих аналитиков, пони­мая, что объективное информирование неминуемо отрица­тельно отразится на их личной карьере. В этом проявился коренной порок абсолютистской системы, требовавшей не правды, а спасительной лжи. С другой стороны, казенный оптимизм являлся не столько намеренным обманом, сколь­ко невольным самообманом. В оправдание жандармов мож­но сказать только то, что вожди нелегальных партий, кото­рым в скором времени довелось возглавить революцию, также не осознавали ее близости и реальности.

Министр внутренних дел России А.Д. Протопопов в пер­вые дни Февральской революции информировал руководство империи о беспорядках, связанных с перебоями в снабжении населения продовольствием, которые сами по себе прекратят­ся с подвозом продуктов. У Николая II не возникало сомне­ний в надежности воинских частей столичного гарнизона.

И правительство и император осознали свое заблуждение слишком поздно. 27 февраля 1917 г. начались массовые вы­ступления, остановить которые было уже невозможно, так как воинские части вышли из-под контроля. Одним из ос­новных объектов ненависти восставших традиционно оказа­лась полиция, Департамент которой подвергся нападению возбужденной толпы одним из первых. Вопреки версии, по­лучившей распространение в книгах и кинофильмах советс­кого периода о яростном сопротивлении жандармов и полицейских, пулеметах, «поливавших» восставших рабочих «свинцовым дождем» и т. д., тайная полиция серьезного со­противления не оказала. Сотрудники разбежались, имуще­ство было разграблено, часть секретных материалов была сожжена неизвестными лицами во дворе Департамента. Чуть позднее было захвачено Московское охранное отделение. Здесь, как и в

здании на Фонтанке, 16, также были преданы огню оперативные архивы. Сейчас уже трудно сказать, было ли это сделано восставшими в их революционном порыве, или лицами, проходящими по досье спецслужб, опасающи­мися огласки, а может быть, самими охранниками, стремя­щимися обезопасить собственную агентуру. Вероятно, име­ли место все три составляющие.

КРО штаба Петроградского ВО было разгромлено рево­люционными массами. В территориальных органах КРО было арестовано несколько десятков сотрудников, в основ­ном жандармов. Часть офицеров ОКЖ, согласно принятому Временным правительством 4 марта 1917 г. постановлению, остались служить в военной контрразведке.

Однако в конце марта 1917 г. чистка контрразведки от быв­ших жандармов возобновилась, во многом по инициативе во­енного министра Временного правительства А.И. Гучкова.

Одновременно Временное правительство пыталось созда­вать новые органы контрразведки, например КРО Военной комиссии Временного комитета Государственной думы (ВКГД). Контршпионажем занимались Комендантское уп­равление и Высшая следственная комиссия ВКГД, военный комиссариат Петрограда, министерство юстиции, возникав­шие и быстро исчезавшие многочисленные органы, такие как, например, Отряд для борьбы с германским шпионажем, провокаторами и контрреволюционерами. Существенную роль в вопросах контрразведки на данном этапе революции играла Военная комиссия ВКГД, сумевшая установить кон­троль над пограничными пунктами.

В марте 1917 г. возобновило работу КРО штаба Петро­градского военного округа, Петроградское морское КРО, Цен­тральная морская регистрационная служба и Морское регис­трационное бюро, при котором была образована оперативная служба — контрразведочная команда. Контрразведывательные органы создавались даже при исполкомах местных советов.

Центральным органом контрразведки при Временном правительстве фактически было КРО штаба Петроградского военного округа, в штате которого числились 21 юрист, 180агентов и служащих, в том числе 8 помощников начальника КРО, 6 столоначальников, шеф канцелярии и руководитель агентуры наружного наблюдения. Во главе КРО был постав­лен ранее не служивший в контрразведке подполковник Б.В. Никитин, который вскоре стал широко известен пресле­дованиями большевиков и обвинениями их лидеров в шпи­онаже в пользу Германии. Таким образом, Временное прави­тельство пыталось использовать контрразведку в качестве политической полиции.


В рассматриваемый период была продолжена разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность контр­разведки: «Временное положение о контрразведывательной службе во внутреннем районе» (23 апреля 1917 г.); «Времен­ное положение о контрразведывательной службе на театре военных действий» (2 мая 1917 г.); «Инструкция по органи­зации и осуществлению негласного наружного наблюдения за лицами, подозреваемыми в военном шпионстве» (5 мая 1917 г.); «Временное положение о правах и обязанностях чи­нов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований» (17 июня 1917 г.).

Последнее обстоятельство, казалось бы, свидетельствует, что новая власть пришла всерьез и надолго, однако, не сумев сохранить и использовать в своих целях прежние спецслуж­бы или создать новые, Временное правительство утратило контроль за развитием обстановки в стране. Это позволило большевикам без особых проблем осуществить государствен­ный переворот и прийти к власти.

Полный разгром специальных служб Российской империи был завершен. Вины руководителей и сотрудников спецслужб перед рухнувшим режимом в подобном исходе, вероятно, нет, так как они не могли решить непосильную для них задачу — предотвратить революционные выступления. Сохранение царского режима зависело в первую очередь от правитель­ственных кругов, которые должны были своевременно скор­ректировать внутреннюю политику, провести ряд реформ, пойти на уступки либеральной общественности, а также на диалог с политическими партиями. Вместо политического решения проблемы царское правительство вынуждало спец­службы подавлять оппозицию жесткими методами, вызвав ответную реакцию в обществе, приведшую к революции, ко­торая и погубила российскую монархию.

Таким образом, стратегическая уязвимость достаточно мощных российских спецслужб была в их неразрывной связи с царским режимом, который не смог справиться с глубоким политическим, экономическим и социальным кризисом, что привело к коренному изменению прежней российской госу­дарственности и соответственно разгрому специальных служб. Анализ рассмотренных материалов, отражающих процесс возникновения и становления правоохранительных органов, позволяет сделать ряд выводов:


• появившись вместе с государством, функция защиты государственной и общественной безопасности на ран­них этапах истории еще не выделяется обособленно из общей охранительной функции государства; институты последнего в данный период, как правило, многофун­кциональны, и большинство из них в той или иной мере занимаются правоохранительной деятельностью; спец­службы как таковые отсутствуют;

• с развитием государства и усложнением механизма уп­равления обществом правоохранительная функция вы­деляется из общей охранительной функции государства и начинает специализироваться по трем основным на­правлениям деятельности: судебная, политико-поли­цейская, общеполицейская;

• процесс специализации правоохранительных органов в Россия завершается во второй половине XIX в., когда устанавливается характерное для буржуазного права отделение суда от административно-исполнительной деятельности, происходит максимальная централиза­ция органов политической и уголовной полиции;

• деятельность спецслужб с момента их создания всегда протекала под непосредственным контролем главы го­сударства;

• во все исторические периоды одной из главных задач правоохранительных органов было выявление и подав­ление политических противников; при решении данной задачи не только деятельность спецслужб, но и судебно-прокурорских органов и даже общей полиции при­обретала ярко выраженную политическую окраску;

• главным методом деятельности спецслужб Российской империи всегда был метод принуждения и силового по­давления как преступной среды, так и политической оппозиции; по мере совершенствования правоохрани­тельной деятельности, наряду с системой репрессий спецслужбы активно использовали гибкую тактику борь­бы с политическими противниками, проявляли элементы творчества, тонкой психологической игры, искусст­во компромисса и провокации;

  • являясь наиболее острым орудием власти спецслужбы способны эффективно разрешать самые острые соци­ально-политические конфликты, обеспечивать выявле­ние и уничтожение противников существующего строя; в то же время они бессильны в кризисных ситуациях, требующих кардинальных политических решений.