Файл: История и современная система защиты информации в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шпионаж в мирное время – особый вид государственной измены, который заключается в передаче сведений иностранному государству. Мера ответственности – до 8 лет каторжных работ для гражданских лиц и до 15 лет для военнослужащих. При отягчающих обстоятельствах – для гражданских до 15 лет, для военных – бессрочно.
112 статья – преступление – снятие копий с плана или других документов с грифом «долженствующий сохраняться в тайне». Наказание – тюремное заключение для гражданских – до 1 года, для военных – до 3х лет.
5 июля 1912 года в России был принят закон «Об изменении действующих законоположений о государственной измене путем шпионства».
-
Способствование правительству или агенту иностранного государства в собирании сведений, касающихся внешней безопасности России, независимо от характера и ценности сведений, являлось уголовно-наказуемым. -
Наказанию подвергались и попытки совершить разглашение государственной тайны. -
Освобождались от наказания лица, которые помогли следствию. -
Широкие полномочия по определению состава защищаемых сведений предоставлялись министрам: военному, морскому и внутренних дел. -
При разглашении секретных сведений экспертиза проводилась в главном управлении генерального штаба. Этим органом определялась тяжесть преступления и возможный ущерб интересам России.
20 июля 1914 года издается «Перечень сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России и ее военно-морской и сухопутной обороны, оглашений и распространение коих в печати, в речах или докладах произносимых в публичных собраниях воспрещается».
3.2. Орган стратегического планирования
В ходе военных реформ 60-70 годов XIX века, получивших название «милютинских», система военного управления была реорганизована. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Военный министр Д.А. Милютин, сам бывший «из квартирмейстеров», стремился превратить ГУГШ в свой рабочий орган, охватывающий все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время. Однако многие начинания Милютина были либо отвергнуты, либо забыты его последователями на посту военного министра.
После неудачной для России войны с Японией последовала череда организационных преобразований. В 1905 г. восстанавливается должность начальника Генерального штаба как самостоятельного военного руководителя, подчиненного непосредственно царю. Его рабочим органом стало ГУГШ. Однако уже в 1908 г. начальник Генштаба вновь был подчинен военному министру, а ГУГШ введено в состав Военного министерства.
В 1910 г. были приняты новые структура и положение о Главном управлении Генерального штаба. Ведущим органом ГУГШ был отдел генерал-квартирмейстера, а сам генерал-квартирмейстер, согласно положению, являлся «ближайшим сотрудником начальника Генерального штаба по всем вопросам и делам, касающимся размещения, передвижения и службы войск, их боевой подготовки и мобилизационной готовности».
С началом Первой мировой войны благодаря деятельности ГУГШ в запланированные сроки были проведены мобилизация, сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий. Кстати, некоторые фрагменты этой работы образно раскрыты в известном историческом романе В. Пикуля «Честь имею».
Из руководящего состава ГУГШ была сформирована Ставка Верховного Главнокомандующего. Две трети штаба Ставки составляли офицеры отдела генерал-квартирмейстера. Начальник отдела генерал-майор Ю.Н. Данилов стал генерал-квартирмейстером при Верховном Главнокомандующем.
Накануне Октябрьской революции отдел генерал-квартирмейстера разделили. На отдел 2-го генерал-квартирмейстера возлагались вопросы военной разведки и контрразведки. В ведении отдела 1-го генерал-квартирмейстера остались только вопросы оперативного характера.
3.3. Совершенствование разведывательной работы в военной области с учетом опыта русско-японской войны.
-
В 1905 году впервые введено структурное разграничение оперативной и информационной работы. Оперативная работа – руководство разведкой, работа с агентурным аппаратом были возложены на особое (разведывательное) подразделение главного управления генерального штаба. Обработка и систематизация полученной информации возложены на специальное подразделение статистического делопроизводства. -
С 1906 года стали создаваться разведывательные отделения при штабах всех военных округов. В них действовали контрразведывательные отделения. -
Разведка стала вестись по единому плану под общим управлением главного управления генерального штаба. -
Совершенствовалось обучение сотрудников спецслужб. В 1908 году в академии генерального штаба введен специальный курс для обучения сотрудников разведывательных органов. -
Повысились требования к проверке агентурного аппарата, к оценке качества поступающей разведывательной информации. -
ГУГШ стало организовывать систематический сбор всех значимых сведений об иностранных военных разведках. Занимался этим центральных орган российской разведки – отдел генерал-квартирмейстера ГУГШ (ОГЕНКВАР ГУГШ). -
Сведения добывали военные агенты, ежегодно в январе они представляли отчеты в особое делопроизводство этого отдела.
Реорганизация разведки в России была завершена только к августу 1917 года.
До этого времени в России не было единого центра, объединяющего различные виды разведки. Разведывательные службы имели следующие министерства: иностранных дел, финансов, торговли и промышленности, императорского двора, военное и морское, департамент полиции. К августу 1917 года было принято решение передать всю заграничную агентурную сеть данных министерств в ведение генерал-квартирмейстера.
До октябрьской революции 1917 года данный отдел являлся центральным органом российской разведки.
4. Организация защиты информации в период промышленного подъема (1909-1913)
4.1. Организация секретного делопроизводства в военном министерстве
Особенности секретного делопроизводства излагались в «Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве». Оно было издано в 1904 году и переиздавалось в 1911 и 1915 годах.
Все требования сохранились. Впервые документы стали разделяться на две группы: собственно секретные документы (грифы С и СС) и неподлежащие оглашению.
Положение 1911 года вводило следующие пометки на секретных документах: «спешно», «срочно», «циркулярно» (на предписаниях одного содержания, рассылаемая нескольким лицам), «в собственные руки», «по мобилизации». Ниже грифа секретности указывался номер экземпляра. Грифы секретности и пометки проставлялись в верхней части справа или на поле.
4.2.Организация работы с шифрованной перепиской в МИДе
В шифротелеграммах исходящий номер проставлялся в конце текста. Если она являлась ответом на ранее полученную шифротелеграмму, то ссылка на номер предыдущей проставлялась в начале текста. Допускалось зашифровывать только часть текста. Перед отправкой шифротелеграммы проверялась правильность ее шифрования путем расшифрования. Запрещалось снятие копий с шифров. Имелись запасные экземпляры шифров для выдачи лицам, которых не было в списке на использование этих шифров. Хранение осуществлялось в секретных хранилищах в опечатанных сейфах в секретных пакетах, опечатанных личной печатью лиц, которым они выданы.
Запрещалось подшивать в дела зашифрованные сообщения. В дела подшивались копии, изложенные обычным текстом. Черновики шифров телеграмм уничтожались. Лицо, получившее шифры сообщения, должно было уничтожить копию, подшив в дело копию, изложенную традиционным письмом. Проверка наличия шифров осуществляла не реже 1 раза в год.
5. Организация защиты информации в период первой мировой войны
8 июня 1914 года военный министр В. А. Сухомлинов утвердил "Положение о контрразведывательных отделениях военных округов", где, в частности, говорилось: "Контрразведывательные отделения военных округов учреждаются для борьбы с военным шпионажем, для воспрепятствования тем
мерам иностранных государств, которые могут вредить интересам обороны Российской империи".
Инструкцией, разработанной Генштабом, определено, что "военным шпионством (военной разведкой) является сбор всякого рода сведений о вооруженных силах (сухопутных и морских), об укрепленных силах государства, а также имеющих военное значение географических, топографических и статистических данных о стране, путях сообщений, производимый с целью передачи их иностранным державам.
Вести борьбу со шпионажем предлагалось с помощью агентуры. В условиях мирного времени она подразделялась на следующие категории:
- "консульская агентура", внедренная или завербованная из числа обслуживающего персонала или родственников служащих иностранных представительств, расположенных на территории страны;
- "штабная агентура", занимавшаяся личным составом военных и военно-морских учреждений вооруженных сил России как в центре, так и на местах;
- "внутренняя агентура", обслуживающая общественные места, расположенные вблизи учреждений, посещаемых "военными чинами" (торговые лавки, чайные, рестораны и т. п.), а также точки, подходящие для проведения "свиданий" агентов иностранных разведок "с лицами, дающими им сведения".
Однако следует заметить, что с переходом полномочий по реализации контрразведывательных функций к военному ведомству ситуация с так называемой офицерской "штабной агентурой" осталась неизменной. Проблема лишь консервировалась и загонялась вглубь. Менталитет кадрового офицерства изначально был негативно настроен к любому виду оперативного поиска в своей среде. Данная особенность видна во всех нормативных документах военной контрразведки. Инструкциями запрещалось вербовать агентуру среди военнослужащих, а устанавливать наблюдение за офицерами разрешалось лишь с санкции генерал-квартирмейстера, да и то, как отмечалось, "только в исключительных случаях". Как следует из вышесказанного, военная контрразведка изначально была поставлена в "щекотливое" положение при ведении оперативно-розыскной деятельности в армейской среде.
Создание органов армейской контрразведки не означало учреждения некой особой системы, в частности, потому, что отсутствовал управляющий центр, координирующий и планирующий борьбу с агентурой противника, а тем более прогнозирующий вероятные действия иностранных спецслужб по стране в целом. По данным специалистов Департамента полиции, военное ведомство,