Файл: История и современная система защиты информации в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новая спецслужба Российской империи создавалась не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с идеологическими противниками государственного строя: масонскими тайными обществами — иллюминатами и мартинистами. Инициатор создания Комитета общей безопасности Н. Новосильцев в разработанной им для данной структуры секретной инструкции отметил следующих врагов Российской империи: «Коварное правительство Франции, достигая всеми средствами пагубной цели своей — повсеместных разрушений и дезорганизации, между прочим, как известно, покровительствует рассеянным во всех землях остаткам тайных обществ под названием иллюминатов, мартинистов и других тому подобных, и через то имеет во всех европейских государствах, исключая тех зловредных людей, которые прямо на сей конец им посылаются и содержатся, и таких еще тайных сообщников, которые, так сказать, побочным образом содействуют французскому правительству и посредством коих преуспевает оно в своих злонамерениях».
Секретная инструкция, разработанная Новосильцевым, была направлена на упреждение государственных преступлений, о чем наглядно свидетельствует следующий ее раздел: «предусматривать все то, что могут произвести враги государства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посредством коих могут они завести внутри государства вредные связи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло».
В составе Комитета общей безопасности согласно указу от 13 января 1807 г. предусматривалась Особенная канцелярия. С образованием данной канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам Российской империи. Администрации и полиции на местах должны были осуществлять предварительное дознание или краткое следствие, после чего материалы следовало направлять для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем.
В Комитет общей безопасности за первые четыре года поступило 94 дела, из которых было рассмотрено 57, в последующие 19 лет поступило 57 дел, из которых было рассмотрено 36. В 1829 г. Комитет прекратил свое существование.
Однако реорганизация Комитета 1807 г., являвшегося центральным органом политического сыска в стране, не означала, что политический сыск прекратил свое существование. В Петербурге при канцелярии генерал-губернатора и Москве при обер-полицмейстере продолжала функционировать особая секретная полиция, подчинявшаяся одновременно и Министерству внутренних дел.
Штат секретной экспедиции при московской полиции состоял из 27 человек и финансирование значительно превышало финансирование канцелярии Комитета общей безопасности. Поэтому ликвидация Комитета 1807 г. означала лишь упразднение одного из параллельных звеньев, без ущерба для жизнеспособности системы политического сыска.
Анализ сущности реформ Александра I в правоохранительной сфере показывает, что он первым в отечественной истории попытался создать систему органов государственной безопасности, не связанных единым организующим и координирующим центром. Император последовательно проводил в жизнь известное правило: разделяй и властвуй, стремясь не допустить сосредоточения в руках кого-либо из своих подчиненных значительного объема полномочий в сфере политического сыска.
Формирование и реорганизация параллельно действующих, конкурирующих друг с другом структур политического сыска были характерной чертой периода правления Александра I, который надеялся, что конкурентная борьба повысит эффективность выявления, предупреждения и пресечения действий политических противников и позволит создать систему противовесов для недопущения использования в ущерб трону методов политического розыска.
Однако создать принципиально новые спецслужбы, не предложив качественно новых сил, средств и методов их деятельности, императору не удалось.
Таким образом, несмотря на манифест императора, органы политического сыска сохранялись, хотя их деятельность носила децентрализованный характер. Они действовали параллельно, конкурируя друг с другом в ущерб делу обеспечения безопасности. Профессионализм полицейских оставлял желать лучшего. История поставила отрицательную оценку экспериментам императора. Нескоординированная деятельность мелких полицейских органов не дала возможности своевременно выявить подготовку восстания декабристов, которая осуществлялась в течение нескольких лет.
Восстание декабристов произвело неизгладимое впечатление на руководителей России и наложило свою печать на всю внутреннюю политику последующих десятилетий. Это первое революционное выступление против самодержавия повлекло за собой коренную реорганизацию системы политического сыска и привело к созданию во второй четверти XIX в. мощного, разветвленного, поистине всеохватывающего аппарата органов государственной безопасности.
1.1.2. Министерство полиции
Министерство полиции Российской империи было учреждено 17 августа 1810 г. согласно закону «О разделении государственных дел по министерствам». Структурно министерство состояло из двух канцелярий: общей и особенной, а также трех департаментов.
Департамент полиции исполнительной ведал административно-полицейским аппаратом, тюрьмами и рекрутскими наборами.
Департамент полиции хозяйственной занимался продовольственными делами и учреждениями общественного призрения.
Департамент полиции медицинской — врачебным персоналом, «заготовлением медикаментов» и снабжением медицинских учреждений. Единого исполнительного органа министерство не имело. На местах его функции выполняли губернаторы.
25 июня 1811 г. Министерству полиции были поручены все Дела «внутренней безопасности», для чего в составе министерства был образован специальный орган — Особенная канцелярия. В функции канцелярии входили ведение «дел по ведомству иностранцев и заграничным паспортам», «цензурная Ревизия» и «дела особенные», под которыми понималось пресечение любых форм антиправительственной деятельности. Под понятие борьбы с антиправительственной деятельностью попадали борьба со слухами или различными проявлениями крестьянского и общественного движения, надзор за «политическими настроениями» различных слоев населения, деятельностью масонских лож и религиозных сект, борьба с иностранным шпионажем.
Штат канцелярии состоял из управляющего, трех столоначальников, трех старших и трех младших помощников столоначальников, экзекутора, начальника архива, его помощника, нескольких чиновников по «особым поручениям».
Министерство полиции для предупреждения государственных преступлений активно применяло в своей деятельности метод провокации, широко используемый французской полицией.
Подобный способ выявления, предотвращения и пресечения преступлений можно рассматривать как реакцию российского политического сыска на отмену пыток. Иного способа получения информации о государственных преступлениях полицейские того времени не знали.
В 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано, а его функции переданы МВД, из состава которого одновременно был выведен департамент мануфактур и внутренней полиции, вошедший в состав Министерства финансов.
1.1.3.Высшая военная полиция
Возникновение военной контрразведки в Российской империи связывают с военной реформой, проведенной накануне Отечественной войны 1812 г. военным министром генералом от инфантерии М.Б. Барклаем де Толли.
В документах, относящихся к рассматриваемому периоду, она также именовалась «высшей», «вышней» и «воинской» полицией. В соответствии с замыслом реформы в каждую из трех российских армий были назначены руководители «высшей полиции» — директора. В 1-й Западной армии (главнокомандующий — М.Б. Барклай де Толли) этот пост занял бывший директор Особенной канцелярии министерства полиции Я.И. де Санглен, который с 17 апреля 1812 г. одновременно являлся директором Высшей полиции при военном министре; во 2-й Западной армии (главнокомандующий — генерал от инфантерии князь П. И. Багратион) директором полиции стал подполковник маркиз М.-Л. де Лезер, эмигрант-роялист из Франции, с 1800 г. состоявший на русской службе; и в 3-й Западной армии (главнокомандующий — генерал °т кавалерии А.П. Тормасов) — действительный статский советник И.С. Бароцци, занимавшийся разведкой во время войны с Турцией 1806-1812 гг.
Однако на деле аппарат военной контрразведки существовал только в 1-й армии, где были образованы штат чиновников и канцелярия. Ему подчинялась полиция всех губерний Российской империи от границы с Австрией до Балтийского моря. Директора Высшей полиции 2-й и 3-й армий не успели укомплектовать штат сотрудников, на что были объективные причины. Так, Бароцци, едва прибыв в 3-ю армию, уехал в Петербург. Де Лезер, прибывший во 2-ю армию лишь после падения Смоленска (август 1812 г.), был заподозрен в «сношениях с неприятелем» и выслан в Пермь (в 1813 г. был оправдан и возвращен на службу).
В сентябре 1812 г., после отставки Барклая де Толли с поста военного министра, де Санглен и его сотрудники, находившиеся в прямом подчинении главы военного ведомства, вместе с канцелярией министерства отбыли в Петербург. Директором Высшей полиции в армии был назначен бывший чиновник Министерства полиции надворный советник барон П.Ф.Розен, помощник де Санглена. Введение в декабре 1812 г. должности военного генерал-полицмейстера не изменило контрразведывательных функций армейской полиции. Кадровый состав Высшей полиции составляли сотрудники министерства полиции, местные полицейские чиновники, отставные военные и чиновники иных ведомств.
С началом Отечественной войны 1812 г. в задачу сотрудников Высшей военной полиции входили создание агентурных групп на оставляемых территориях, добывание информации о движении неприятельских войск, изучение положения в тылу противника, противодействие французскому шпионажу. Уделялось внимание выявлению должностных преступлений интендантов и поставщиков товаров для армии.