Файл: История и современная система защиты информации в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Новая спецслужба Российской империи создавалась не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с идеологическими противниками государствен­ного строя: масонскими тайными обществами — иллюмина­тами и мартинистами. Инициатор создания Комитета общей безопасности Н. Новосильцев в разработанной им для дан­ной структуры секретной инструкции отметил следующих врагов Российской империи: «Коварное правительство Фран­ции, достигая всеми средствами пагубной цели своей — повсе­местных разрушений и дезорганизации, между прочим, как из­вестно, покровительствует рассеянным во всех землях остаткам тайных обществ под названием иллюминатов, мар­тинистов и других тому подобных, и через то имеет во всех европейских государствах, исключая тех зловредных людей, ко­торые прямо на сей конец им посылаются и содержатся, и та­ких еще тайных сообщников, которые, так сказать, побочным образом содействуют французскому правительству и посред­ством коих преуспевает оно в своих злонамерениях».

Секретная инструкция, разработанная Новосильцевым, была направлена на упреждение государственных преступле­ний, о чем наглядно свидетельствует следующий ее раздел: «предусматривать все то, что могут произвести враги государ­ства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посред­ством коих могут они завести внутри государства вредные свя­зи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло».

В составе Комитета общей безопасности согласно указу от 13 января 1807 г. предусматривалась Особенная канцелярия. С образованием данной канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам Российской империи. Администрации и полиции на ме­стах должны были осуществлять предварительное дознание или краткое следствие, после чего материалы следовало на­правлять для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем.

В Комитет общей безопасности за первые четыре года по­ступило 94 дела, из которых было рассмотрено 57, в по­следующие 19 лет поступило 57 дел, из которых было рассмот­рено 36. В 1829 г. Комитет прекратил свое существование.

Однако реорганизация Комитета 1807 г., являвшегося цен­тральным органом политического сыска в стране, не означа­ла, что политический сыск прекратил свое существование. В Петербурге при канцелярии генерал-губернатора и Москве при обер-полицмейстере продолжала функционировать осо­бая секретная полиция, подчинявшаяся одновременно и Министерству внутренних дел.


Штат секретной экспедиции при московской полиции состоял из 27 человек и финансирование значительно превы­шало финансирование канцелярии Комитета общей безопас­ности. Поэтому ликвидация Комитета 1807 г. означала лишь упразднение одного из параллельных звеньев, без ущерба для жизнеспособности системы политического сыска.

Анализ сущности реформ Александра I в правоохрани­тельной сфере показывает, что он первым в отечественной истории попытался создать систему органов государственной безопасности, не связанных единым организующим и коор­динирующим центром. Император последовательно прово­дил в жизнь известное правило: разделяй и властвуй, стремясь не допустить сосредоточения в руках кого-либо из своих под­чиненных значительного объема полномочий в сфере поли­тического сыска.

Формирование и реорганизация параллельно действую­щих, конкурирующих друг с другом структур политического сыска были характерной чертой периода правления Алексан­дра I, который надеялся, что конкурентная борьба повысит эффективность выявления, предупреждения и пресечения действий политических противников и позволит создать си­стему противовесов для недопущения использования в ущерб трону методов политического розыска.

Однако создать принципиально новые спецслужбы, не предложив качественно новых сил, средств и методов их де­ятельности, императору не удалось.

Таким образом, несмотря на манифест императора, орга­ны политического сыска сохранялись, хотя их деятельность носила децентрализованный характер. Они действовали па­раллельно, конкурируя друг с другом в ущерб делу обеспече­ния безопасности. Профессионализм полицейских оставлял желать лучшего. История поставила отрицательную оценку экспериментам императора. Нескоординированная деятельность мелких по­лицейских органов не дала возможности своевременно вы­явить подготовку восстания декабристов, которая осуществ­лялась в течение нескольких лет.

Восстание декабристов произвело неизглади­мое впечатление на руководителей России и наложило свою печать на всю внутреннюю политику последующих десяти­летий. Это первое революционное выступление против само­державия повлекло за собой коренную реорганизацию сис­темы политического сыска и привело к созданию во второй четверти XIX в. мощного, разветвленного, поистине всеохва­тывающего аппарата органов государственной безопасности.




1.1.2. Министерство полиции

Министерство полиции Российской империи было учреж­дено 17 августа 1810 г. согласно закону «О разделении госу­дарственных дел по министерствам». Структурно министерство состояло из двух канцелярий: общей и особенной, а также трех департаментов.

Департамент полиции исполнительной ведал администра­тивно-полицейским аппаратом, тюрьмами и рекрутскими наборами.

Департамент полиции хозяйственной занимался продо­вольственными делами и учреждениями общественного при­зрения.

Департамент полиции медицинской — врачебным персо­налом, «заготовлением медикаментов» и снабжением меди­цинских учреждений. Единого исполнительного органа ми­нистерство не имело. На местах его функции выполняли губернаторы.

25 июня 1811 г. Министерству полиции были поручены все Дела «внутренней безопасности», для чего в составе мини­стерства был образован специальный орган — Особенная кан­целярия. В функции канцелярии входили ведение «дел по ве­домству иностранцев и заграничным паспортам», «цензурная Ревизия» и «дела особенные», под которыми понималось пре­сечение любых форм антиправительственной деятельности. Под понятие борьбы с антиправительственной деятельностью попадали борьба со слухами или различными проявлениями крестьянского и общественного движения, надзор за «поли­тическими настроениями» различных слоев населения, дея­тельностью масонских лож и религиозных сект, борьба с ино­странным шпионажем.

Штат канцелярии состоял из управляющего, трех столо­начальников, трех старших и трех младших помощников сто­лоначальников, экзекутора, начальника архива, его помощ­ника, нескольких чиновников по «особым поручениям».

Министерство полиции для предупреждения государ­ственных преступлений активно применяло в своей деятель­ности метод провокации, широко используемый француз­ской полицией.

Подобный способ выявления, предотвращения и пресече­ния преступлений можно рассматривать как реакцию россий­ского политического сыска на отмену пыток. Иного способа получения информации о государственных преступлениях полицейские того времени не знали.

В 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано, а его функции переданы МВД, из состава которого одновременно был выведен департамент мануфактур и внутренней полиции, вошедший в состав Министерства финансов.

1.1.3.Высшая военная полиция

Возникновение военной контрразведки в Российской империи связывают с военной реформой, проведенной нака­нуне Отечественной войны 1812 г. военным министром гене­ралом от инфантерии М.Б. Барклаем де Толли.

В документах, относящихся к рассматриваемому периоду, она также именовалась «высшей», «вышней» и «воинской» полицией. В соответствии с замыслом реформы в каждую из трех российских армий были назначены руководители «выс­шей полиции» — директора. В 1-й Западной армии (главно­командующий — М.Б. Барклай де Толли) этот пост занял бывший директор Особенной канцелярии министерства по­лиции Я.И. де Санглен, который с 17 апреля 1812 г. одновре­менно являлся директором Высшей полиции при военном ми­нистре; во 2-й Западной армии (главнокомандующий — генерал от инфантерии князь П. И. Багратион) директором по­лиции стал подполковник маркиз М.-Л. де Лезер, эмигрант-роялист из Франции, с 1800 г. состоявший на русской служ­бе; и в 3-й Западной армии (главнокомандующий — генерал °т кавалерии А.П. Тормасов) — действительный статский советник И.С. Бароцци, занимавшийся разведкой во время войны с Турцией 1806-1812 гг.

Однако на деле аппарат военной контрразведки существовал только в 1-й армии, где были образованы штат чиновни­ков и канцелярия. Ему подчинялась полиция всех губерний Российской империи от границы с Австрией до Балтийско­го моря. Директора Высшей полиции 2-й и 3-й армий не успели укомплектовать штат сотрудников, на что были объективные причины. Так, Бароцци, едва прибыв в 3-ю армию, уехал в Петербург. Де Лезер, прибывший во 2-ю армию лишь после падения Смоленска (август 1812 г.), был заподозрен в «сно­шениях с неприятелем» и выслан в Пермь (в 1813 г. был оп­равдан и возвращен на службу).

В сентябре 1812 г., после отставки Барклая де Толли с по­ста военного министра, де Санглен и его сотрудники, нахо­дившиеся в прямом подчинении главы военного ведомства, вместе с канцелярией министерства отбыли в Петербург. Ди­ректором Высшей полиции в армии был назначен бывший чиновник Министерства полиции надворный советник барон П.Ф.Розен, помощник де Санглена. Введение в декабре 1812 г. должности военного генерал-полицмейстера не изме­нило контрразведывательных функций армейской полиции. Кадровый состав Высшей полиции составляли сотрудни­ки министерства полиции, местные полицейские чиновни­ки, отставные военные и чиновники иных ведомств.

С началом Отечественной войны 1812 г. в задачу сотрудни­ков Высшей военной полиции входили создание агентурных групп на оставляемых территориях, добывание информации о движении неприятельских войск, изучение положения в тылу противника, противодействие французскому шпионажу. Уде­лялось внимание выявлению должностных преступлений интендантов и поставщиков товаров для армии.