Файл: Энергоаудит детского сада мкдоу дс Ромашка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Теоритическая часть Энергетическое обследование образовательного учреждения выполняется в следующей последовательности:1. Предварительный контакт с руководителем. Ознакомление с основными потребителями энергоресурсов, общим построением системы энергоснабжения. Заключение общего договора на последующую деятельность.2. Сбор документальной информации об организации.3. Инструментальное обследование систем энергоснабжения и водоснабжения.5. Разработка мероприятий по энергосбережению.6. Разработка программы по энергосбережению.7. Разработка энергетического паспорта организации.Основными результатами энергетического обследования являются:– энергетический паспорт организации;– программа по энергосбережениюНеобходимо собрать следующую информацию об организации за три года, предшествующих энергоаудиту: общие сведения об организации: состав основных зданий и их характеристики (дата постройки, этажность здания, материал стен и крыш, площадь и вид остекления, кубатура, общая площадь); динамику численного состава сотрудников организации; динамику потребления и цен всех энергоносителей (электроэнергия, газ или другие виды топлива, тепловая энергия, водопотребление); сведения об источниках энергоснабжения и параметрах энергоносителей; сведения об установленной мощности электроприемников по направлениям использования; сведения о приточно-вытяжной вентиляции; сведения о системах освещения, типах светильников и ламп; сведения о количестве душевых сеток, водоразборных кранов; сведения о системах учета расходов энергоносителей. Визуальным осмотром определяется: состояние строительных конструкций зданий и сооружений, степень утепления; техническое состояние и работоспособность энергопотребляющего оборудования; состояние трубопроводов, теплоизоляции запорной арматуры, осветительных приборов; техническое состояние оборудования тепловых пунктов, вводов (воды, газа, электроэнергии). Осуществляется проверка: технического состояния работоспособности приточно-вытяжных систем, укомплектованность их электродвигателями, запорной арматурой, регулирующими заслонками, приборами контроля; наличия технической документации на энергопотребляющее оборудование (инструкции по эксплуатации). Для проведения инструментального обследования должны применяться стационарные или специализированные портативные приборы. При проведении измерений следует максимально использовать уже существующие узлы учета энергоресурсов, как коммерческие, так и технические. При инструментальном обследовании учреждение делится на системы или объекты, которые подлежат по возможности комплексному исследованию. Измерения при инструментальном обследовании подразделяются на следующие виды:1. Однократные измерения – наиболее простой вид измерений, при котором исследуется энергоэффективность отдельного объекта при работе в определенном режиме. Примером может служить измерение КПД котла, обследование насосов, вентиляторов, компрессоров и т. Д. Для однократных измерений достаточен минимальный набор измерительных приборов, оснащение которых записывающими устройствами необязательно.2. Балансовые измерения применяются при составлении баланса распределения какого-либо энергоресурса отдельными потребителями, подразделениями или объектами. Перед проведением балансовых измерений необходимо иметь точную схему распределения энергоносителя, по которой должен быть составлен план замеров, необходимых для сведения баланса. Для проведения балансовых измерений желательно иметь несколько измерительных приборов для одновременных замеров в различных точках. Рекомендуется использовать стационарные приборы, имеющиеся на объектах организации, например, системы коммерческого и технического учета энергоресурсов. При отсутствии достаточного количества приборов обеспечивается установившийся режим работы всего оборудования, подключенного к распределительной сети, и исключается возможность изменения баланса вручную. На основе результатов балансовых измерений часто происходит уточнение схем энергоснабжения.3.Регистрация параметров – определение зависимости какого-либо параметра во времени. Примером таких измерений может служить снятие суточного графика нагрузки, определение температурной зависимости потребления тепла и т. Д. Для этого вида измерений необходимо использовать приборы с внутренними или внешними устройствами записи и хранения данных и возможностью передачи их на компьютер. В ряде случаев допускается применение стационарных счетчиков без записывающих устройств при условии снятия их показаний через равные промежутки времени.Качество средств и результатов измерений принято характеризовать указанием их погрешностей. Характер появления и причины возникновения погрешностей разнообразны, их классифицируют по следующим признакам: погрешность средств измерений и результатов измерений; инструментальные и методические погрешности; основная и дополнительные погрешности; систематические, прогрессирующие и случайные погрешности; погрешности адекватности градуировки и воспроизводимости средств измерения; абсолютная, относительная и приведенные погрешности. Сегодня в России существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений: – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности); – детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников); – детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения Виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений детский сад детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников детский сад комбинированного вида детский сад компенсирующего вида детский сад присмотра и оздоровления детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста детский сад для детей раннего возраста центр развития ребенка – детский сад 10 детей в общеобразовательных учреждениях); – детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур); – детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья); – детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании); – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое); – центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социальноличностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности 11 приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.Различные модели энергоаудита могут быть разделены на два основныхтипа в соответствии со своими задачами:1) диагностические модели аудита;2) аналитические модели.Диагностические модели энергоаудитаОсновной целью этого типа энергоаудита является выявление областей,в которых существует (или может существовать) потенциалэнергосбережения, а также предложение наиболее очевидных мер поэнергосбережению. Задачи такого вида энергоаудита не включают подробногоанализа возможного экономического эффекта, а также тщательной проработкипредлагаемых мер. Поэтому перед принятием любых действий по итогамэнергоаудита данного типа необходим дополнительный анализ этих действий.Энергоаудит диагностического типа является оптимальным выбором вусловиях, когда необходимо провести обследование и анализ крупного жилогостроения за короткий промежуток времени. Как правило, энергоаудит такоготипа не требует значительных финансовых и временных затрат. Возможно,диагностический энергоаудит сам по себе не принесет значительной отдачизаказчику, поскольку по его итогам не будет предложено проработанногоплана мероприятий, но, как правило, такой энергоаудит позволяет наметитьключевые области для дальнейшего исследования. Существует две основныхразновидности диагностических энергоаудитов, которые рассматриваютсяниже:1)обзорный энергоаудит;2) предварительный энергоаудит.Обзорный энергоаудитОбзорный энергоаудит уместен в малых и средних жилых строениях, гдесистема теплоснабжения не отличается высокой сложностью с точки зренияпотоков первичной и вторичной энергии, взаимосвязи процессов,возможностей рекуперации низко потенциального тепла и т.д.Результатами обзорного энергоаудита являются общий обзорэнергопотребления объекта, а также рекомендации по наиболее очевидныммерам энергосбережения и областям, требующим дополнительногоисследования (организации проведения дополнительного энергоаудита«второго уровня»).Предварительный энергоаудитДиагностический энергоаудит, выполняемый в крупных жилыхстроениях, часто называют предварительным энергоаудитом илипредварительной оценкой. Хотя основные цели предварительного и обзорногоэнергоаудита совпадают, масштаб, и характер жилого строения требуетприменения иных подходов.Основная работа в рамках предварительного энергоаудитасосредоточена на получении четкой картины энергопотребления в здании внастоящий момент, а также определении областей, в которых имеет местозначительное энергопотребление. По результатам энергоаудита этого типамогут также предлагаться возможные меры по энергосбережению иотмечаться области, в которых целесообразно проведение более детальныхаудитов «второго уровня», вместе с приоритетными задачами для этихаудитов.Как правило, предварительный энергоаудит выполняется группойэкспертов. При этом успешное его проведение требует более глубокогопонимания, как методик энергоаудита, так и предлагаемыхэнергосберегающих мер.Аналитические модели аудитаРезультатом энергоаудита аналитического типа является подробнаяспецификация мер по повышению энергоэффективности, дающая клиентуинформацию, достаточную для принятия решений. Энергоаудит этого типатребует большего объема финансовых затрат и усилий, и занимает большевремени, однако позволяет выработать конкретные предложения поэнергосбережению. Результаты аудита позволяют энергоаудитору оценитьсуществующий потенциал энергосбережения и возможные меры, не прибегаяк дополнительным исследованиям.Существуют две основных разновидности аналитического энергоаудита:1) выборочный энергоаудит, при котором энергоаудитор имеетвозможность самостоятельно выбирать приоритетные области;2) целевой энергоаудит, при котором приоритеты определяютсяаудитором. Целевой аудит может быть:- энергоаудитом конкретной системы;- полным (комплексным) энергоаудитом.Выборочный энергоаудит сосредоточен на возможностях длязначительного энергосбережения и не уделяет существенного вниманияобластям, в которых потенциал энергосбережения невелик. Эта модельэнергоаудита отличается очень высокой экономической эффективностью вслучае привлечения опытных аудиторов, способных правильно определитьприоритетные области. Однако при недостатке квалификации такой аудитможет свестись к «снятию сливок» – анализу наиболее очевидных мер. Всегдасуществует риск того, что после выявления нескольких значительныхвозможностей для энергосбережения не будет уделено должного вниманияанализу дальнейшего потенциала…..3.1. Измирительные приборыДля измерений могут быть использованы имеющиеся в системах электроснабжения измерительные приборы или приборы организации, проводящей обследование.Измерительная аппаратура должна удовлетворять следующим общим требованиям:– все приборы должны быть поверены и иметь аттестацию органов Госстандарта;– погрешность измерения параметров должна составлять не более по расходам электроэнергии 1,5 %;по измерению токов 5 %;по показателям качества электроэнергии:отклонение напряжения  0,5 %;доза фликера  5 %.Измеряются следующие параметры:1) расходы активной и реактивной энергии через каждый час в течение суток;2) показатели качества электрической энергии (отклонения, колебания напряжения) в течение суток;3) токи нагрузки электрических сетей, трансформаторов и электроприемников;4) время включения и выключения электроприемников в течение суток.Токи нагрузки электрических сетей, трансформаторов и электроприемников записываются в течение часа в период максимума нагрузки. Расходы активной и реактивной нагрузки записываются на вводах в организацию и вводах отдельных зданий организации. Показатели качества электрической энергии записываются на вводах в здания.3.2. Исследование графиков нагрузкиВ системах электроснабжения существует три вида нагрузок: по току (I), по активной (Р) и реактивной (Q) мощности. Кривая изменения нагрузки во времени I(t), P(t) или Q(t) называется графиком нагрузки. Различаются индивидуальные и групповые графики нагрузки. Индивидуальные графики нагрузки создаются отдельными электроприемниками, а групповые – группой электроприемников. В процессе энергоаудита необходима запись как индивидуальных, так и групповых графиков нагрузки. Запись индивидуальных графиков нагрузки позволяет определить загрузку электроприемников, их использование по времени, tg электроприемников. Запись групповых графиков позволяет определить характер изменения нагрузки в течение суток, коэффициент использования, средние и максимальные значения нагрузок, среднесуточный tg и ряд других показателей, необходимых для анализа эффективности использования электроэнергии.Основными приборами, которые могут использоваться для исследования графиков нагрузки, являются: стрелочные и цифровые амперметры, ваттметры и варметры, электрические счетчики, информационно-измерительные системы. Выбор того или иного типа прибора зависит от скорости изменения графиков нагрузки, т.е. определяется обеспечиваемой частотой дискретизации исследуемого графика во времени. Ее возможное наибольшее значение полностью определяется методом регистрации данных в используемой аппаратуре. Так, стрелочные показывающие приборы имеют время установления показаний 4 с плюс время записи результата наблюдателем (

3.6. Анализ финансовых затрат на потребляемые энергоресурсы

Виды отопления детского сада

Требования к показателям в детских садах  

3.6. Анализ финансовых затрат на потребляемые энергоресурсы


Объем потребления энергоресурсов представлен в таблице 3

Таблица3

Топливно-энергетические ресурсы

Суммарное потребление, руб.







2020

2021




Электроэнергия

268123

293111




Тепловая энергия

169899

182112




Воды

29456

36990




Итого суммарное потребление ТЭР

467478

512213




Показание взята из счетчика который установлен на объекте.

4. Система отопления

Устройство отопления детских садов осуществляется в соответствии с требованиями, которые предъявляют к отопительным системам общественных зданий, сооружений. Такую норму устанавливает действующий СанПиН 2.4.1.3049-13, определяющий основные требования по дошкольным учреждениям.

Исходя из этого, при проектировании и монтаже отопления для детского сада следует применять строительные нормы и правила, содержащиеся в СП 118.13330-2012 (актуализированный СНиП 31-06-2009). С инженерной точки зрения устройство отопительных систем зданий детских дошкольных учреждений не имеет принципиальных отличий от объектов общественного назначения.

При проектировании и устройстве отопительной системы детсада кроме перечисленных нормативных документов также следует соблюдать:

  • СП 60.13330.2016;

  • СП 252.1325800.2016;

  • СП 73.13330.2016;

  • СП 7.13130.2013.

Кроме этого существуют региональные стандарты (ТСН) с требованиями, учитывающими районные особенности. В качестве примера можно привести московский строительный стандарт МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения».

Нормами устанавливаются показатели температуры воздуха, которые должна обеспечивать система. В отдельных помещениях кроме температуры воздуха контролируется также температурный режим пола в отопительный период. Эту проблему зачастую решают устройством обогреваемых полов.


Для безопасности и предупреждения травмирования детей установлены следующие основные требования:

  • устройство защитных ограждений для отопительных приборов;

  • обязательная защита экранами или решетками всех острых кромок нагревательных приборов;

  • ограждающие устройства изготавливают из материалов, не имеющих негативного воздействия на здоровье людей;

  • доступная теплоотдающая поверхность всех элементов отопления не должна быть выше максимально допустимой (приложение Д СП 60.13330.2016);

  • обеспечение тепловой изоляции трубопроводов.

При проектировании отопительных систем детских дошкольных учреждений следует применять нормы и правила, установленные в СП 60.13330.2016, с учетом правил проектирования согласно СП 252.1325800.2016. Своды правил определяют:

  • порядок присоединения внутренней системы к сети централизованного либо автономного источника тепла;

  • необходимость установки узлов учета расхода теплоты;

  • общие требования к системе отопления;

  • требования к основным параметрам трубопроводов внутреннего теплоснабжения;

  • применение отопительных приборов и арматуры;

  • требования энергоэффективности системы отопления;

  • порядок расчета тепловой мощности отопительных систем;

  • виды систем отопления, теплоносители и их предельно допустимые температуры.

Проектирование осуществляется на основании технического задания заказчика с учетом имеющихся технических условий в несколько последовательных этапов:

  • эскизный проект;

  • технико-экономическое обоснование;

  • монтажная схема прокладки коммуникаций (утверждается заказчиком) с расчетами;

  • составление спецификаций на материалы, оборудование;

  • окончательное оформление проектной документации.

Водяное отопление


Здания детских садов оборудуются водяной системой отопления: центральной или автономной. В основном это обусловлено возможностью подключения к городским магистральным сетям, что значительно снижает капитальные расходы. Если такой возможности нет – при капитальном ремонте здания детсада допускается установка оборудования для автономного водяного отопления, не требующего замены существующих систем внутренних трубопроводов и отопительных приборов.


В детсадах обычно предусматривают отопительные системы горизонтально-поэтажного типа, которые позволяют:

  • отключать отопление в определенных блоках за ненадобностью или для устранения поломок;

  • регулировать подачу тепла для улучшения микроклимата в детских помещениях.

В зависимости от конструктивных особенностей зданий спроектированные схемы прокладки коммуникаций определяют:

  • метод циркуляции водяного теплоносителя;

  • расположение разводящих магистралей;

  • конструкция стояков;

  • схемы соединения и расположение приборов обогрева.

Подводящие трубы могут быть открытыми или спрятанными в полу и стенах, а разводящие стояки в детских садах принято изолировать и располагать в закрытых каналах. Отопительные приборы принято размещать под световыми проемами так, чтобы они были доступны для ремонта и чистки.

Элементы водяной системы отопления


Смонтированная внутренняя система отопления состоит из основных элементов:

  • распределительный трубопровод;

  • отопительные приборы (батареи, теплый пол).

Радиаторы и трубы для детского сада подбирают исходя из критериев:

  • соответствие санитарным требованиям;

  • безопасность;

  • энергоэффективность;

  • нормативный срок эксплуатации;

  • эстетический внешний вид.

Для системы отопления детсада должны применяться только сертифицированные материалы и оборудование, прошедшие гигиеническую и пожарную оценку.

На рынке имеется подходящая для этих целей продукция бренда Aquatherm (трубы Green pipe, Blue pipe), соответствующая ГОСТ Р 53630-2015, ГОСТ 32415-2013 (установлен 4 и 5 классы эксплуатации), СНиП 41-01-2003, имеющая пакет сертификационных документов:

  • сертификат соответствия РОСС DE.31578.ОС05.Н00585;

  • сертификат соответствия РОСС DE.31578.ОС05.Н01227;

  • санитарно эпидемиологическое заключение 77.01.16.224.П.049826.06.10;

  • свидетельство о государственной регистрации RU 77.99.88.013.Е.044859.10.11.

Виды отопления детского сада


Допускается применение в детских садах других систем основного или вспомогательного отопления, в частности:

  • электрическое

  • печное

  • воздушное;

  • лучистое (применение пленочных электронагревателей, излучающих инфракрасное тепло) и некоторые другие.

Они применяются при невозможности устройства водяного отопления. Как правило, они не в полной мере соответствуют установленным требованиям санитарных и гигиенических нормативов для помещений, в которых постоянно находятся дети, с точки зрения возможности регулирования температурного режима и безопасности. 

Требования к показателям в детских садах  


Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

4.1. Система водоотведения

Водоотведение - это комплекс инженерных сооружений и санитарных мероприятий обеспечивающих приём сточных вод от населения и промышленных предприятий, транспортирование и очистку их с последующим сбросом в реку или на рельеф.

Так как площадка проектируемого объекта не имеет коммунальных сетей бытовой и дождевой канализации, проектом принят вариант сбора бытовых стоков в выгреб.

Здание школа-детский сад Водоотведение бытовых стоков от ДОУ предусматривается через самотечные сети со сбросом во внутриплощадочные проектируемые сети канализации. Проектной документацией запроектированы следующие системы внутренней канализации для здания школы-сад:

- канализация бытовая с наземных этажей (К1, К1.1);

- канализация бытовая с подвальных помещений (К1.1Н);

- канализация производственная от технологического оборудования и моек пищеблока (КЗ); - канализация условно-чистых вод (К4Н);

- водостоки внутренние (К2) с открытыми выпусками.

Водоотведение бытовых и производственных стоков выполнено раздельными системами и выпусками: - четыре выпуска ø100мм бытовой канализации с подключением в колодцах КК-1, КК-2, КК-3. КК-8; - один выпуск ø100мм производственной канализации пищеблока с подключением в колодце КК-7. Изм. Лист № докум. Подпись Дата Лист АС 22 -270800.2016.110.ПЗ.ВКР Пищеблок Производственные стоки отводятся от технологического оборудования и моек пищеблока. Отвод воды от технологического оборудования в систему канализации выполняется с разрывом струи не менее 20мм от верха приемной воронки. Поверхностный водоотвод выполнен для защиты проектируемых зданий от затопления и подтопления согласно вертикальной планировке территории с отводом дождевых вод по лоткам тротуарной части в специальные колодцы с фильтр-патронами для очистки вод, а потом самотеком в резервуарнакопитель объемом V = 50м3 . Очищенная вода соответствует характеристикам технической воды и может быть использована на нужды садика, например на полив.


4.2. Система водоснабжения представляет собой комплекс сооружений для обеспечения определенной (данной) группы потребителей (данного объекта) водой в требуемых количествах и требуемого качества.

Благоустройство и комфортность жилых, общественных и производственных зданий обеспечивается инженерными системами, создающими в помещениях оптимальную температуру, влажность, чистый воздух, подачу воды, электроэнергии, топлива и удаляющими различные загрязнения из помещений.

По своему назначению внутренние системы водоснабжения подразделяются на хозяйственно-питьевые, противопожарные, поливочные и производственные.

Хозяйственно-питьевой водопровод подает воду, которая должна удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством», для питья, приготовления пищи и проведения санитарногигиенических процедур (мытье продуктов, умывание, уборка помещений, проведение лечебных процедур и т.д.).

Противопожарный водопровод. Необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальные расходы воды на пожаротушение регламентируются требованиями соответствующих СНиПов и перечнем зданий и помещений, подлежащих оборудованию автоматическими средствами пожаротушения.

Горячее водоснабжение детского сада. В зависимости от режима и объема потребления горячей воды на хозяйственно-питьевые нужды различают системы централизованного и местного водоснабжения. При централизованном горячем водоснабжении подогрев воды осуществляется в центральных или индивидуальных тепловых пунктах теплоносителем, подаваемым тепловыми сетями. В открытых системах централизованного горячего водоснабжения (непосредственный водоразбор) горячая вода в зависимости от температуры теплоносителя поступает из подающего или обратного трубопроводов либо из обоих трубопроводов одновременно. Постоянство температуры поступающей в сеть горячей воды достигается благодаря работе терморегулятора. В этом случае циркуляционный трубопровод системы горячего водоснабжения присоединяется к общему обратному трубопроводу тепловой сети индивидуального теплового пункта за точкой отбора воды из обратной магистрали. Трубопроводы системы горячего водоснабжения монтируются из стальных оцинкованных труб на резьбе или на сварке. В соответствии со СНиП 2.04.01-85* давление в системе у санитарных приборов должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/см2). Горячая вода, подаваемая потребителям, должна соответствовать ГОСТ 2874- 82 «Вода питьевая». Системы местного горячего водоснабжения предусматриваются для зданий при отсутствии централизованного теплоснабжения, а также для объектов, удаленных от источников теплоты. Вода в системах местного горячего водоснабжения подогревается в водяных, газовых или электрических нагревателях.