Файл: Антикризисное государственное регулирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Разработать и ввести правовые нормы хозяйствования на всех уровнях (микро-, мезо- и макроэкономическом);

2. Создать материальные и моральные стимулы для соблюдения легитимных норм хозяйствования;

3. Определить и применить адресные санкции за нарушение правовых норм;

4. Применить ограничения теневой экономики, при которых в сочетании с легитимными стимулами хозяйствования, открытая экономическая деятельность становится более привлекательной.

Основные направления государственного антикризисного регулирования:

· Совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

· Осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки платежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов для оздоровления этих предприятий;

· Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

· Создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, занимающимся антикризисным регулированием, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). Данная служба выполняет следующие функции:

- анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и подготавливает рекомендации по их устранению;

- ведёт учёт неплатежеспособных предприятий, обосновывая их неплатежеспособность, разрабатывая принципы и критерии оценки неплатежеспособности;

- выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия.

Государственное регулирование кризисных ситуаций на предприятиях осуществляется посредством проведения региональной, инвестиционной, амортизационной, структурной, денежно-кредитной, финансово-бюджетной, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, социальной, экологической форм политики.

Государственное регулирование кризисных ситуаций сводится к нескольким функциям:

1. Нормативно-законодательной. Основополагающим документом является Гражданский кодекс РФ. Его нормы в соответствии с П.1 Ст. 76 Конституции РФ имеют «прямое действие на всей территории РФ». Кроме того, можно отметить Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 127-ФЗ от 26 октября 2002г. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. №71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений».


2. Финансового регулирования. Сводится к управлению денежными средствами, находящимися в распоряжении предприятий или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. Финансовое регулирование государства представляет собой совокупность инвестиционной, денежно-кредитной и фискальной политики. Линии государственного воздействия:

a. Формирование бюджета (структура, дефицитность);

b. Кредиты и ссуды;

c. Курсовая политика Центробанка (курс рубля, ставка рефинансирования, лицензирование коммерческих банков);

d. Тарифы (транспорт, электроэнергия);

e. Налоговое регулирование (поэтапное смещение налоговой нагрузки с производственных предприятий на население)

f. Цены на сырьевые ресурсы.

3. Производство. Для преодоления кризисного состояния требуется создание материальной основы для улучшения уровня жизни населения. Двигателем данных процессов выступает производительность, которой управляет научно-технический прогресс, находящийся под влиянием истории, культуры, образования, политической ситуации, институциональных факторов. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и качество окружающей среды. Обеспечить развитие всех факторов может только государство.

Линии государственного воздействия:

Государственный заказ на тендерной основе;

Управление государственными пакетами акций через холдинги и концерны;

Поддержка малого и среднего бизнеса;

Финансирование НИОКР;

Подряды на строительство;

Специальные программы развития крупных производств;

Реструктуризация задолженности хозяйственных организаций;

Поддержка и защита импорта и экспорта.

4. Перераспределение дохода. В период кризиса крайне неэффективно размещаются капитал и труд, падают объемы производств в государственном секторе экономики. В результате снижаются расходы на социальные цели, хотя именно в это время социальная защита крайне необходима. Таким образом, регулирование рыночных сил и перераспределение доходов с целью предотвращения абсолютной бедности является приоритетной политикой государства во время кризиса. Государственное регулирование призвано страховать общество и ликвидировать возможные антисоциальные последствия действий стихийных рыночных сил. Линии государственного участия:



Занятость;

Пенсии, пособия, стипендии;

Медицина;

Коммунальные услуги;

Образование;

Трудовые отношения.

Наряду с государственными институтами огромную роль в кризисной ситуации играют региональные, муниципальные и общественные организации. Это обусловлено тем, что они непосредственно могут влиять на фирму, и зависят от показателей ее деятельности. С каждым годом нарастает потребность во все большем развитии и возрастании роли институтов гражданского общества.

Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах:

· На предприятиях федерального подчинения. Организует управление такими предприятиями Министерство государственного имущества. Государство контролирует использование своей собственности (в отношении предприятий – насколько эффективно, в отношении учреждений – по назначению или нет). При умелом руководстве у государства имеется возможность мониторинга за финансовым состоянием и перспективами дальнейшего развития.

· На предприятиях с государственной долей участия в уставном капитале. На таких предприятиях государственная доля акций не подлежит продаже, являясь тем самым объектом воздействия со стороны государства. Воздействие осуществляется путём включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

· В случае если государство является владельцем недвижимого имущества. Государство может предложить аренду недвижимости, владельцем которой оно является. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственной или хозяйственной функций, а также массовыми увольнениями работников предприятий.

· В земельных отношениях. Государство в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства может отдавать в пользование земельные участки на условиях аренды и продажи.

Государство должно активно воздействовать на формирование и развитие системы экономических институтов:

- банковской системы, системы денежного обращения и расчётов;

- органов финансовой системы, в том числе налоговой службы;

- системы бирж (валютных, фондовых, товарных, трудовых ресурсов);

- системы органов антикризисного управления;

- звеньев системы страхования имущества и сделок;

- системы крупных многоотраслевых корпораций, сконцентрированных на производстве наукоёмкой продукции;

- системы защиты хозяйственного права и обеспечения хозяйственной ответственности, в том числе системы арбитражных судов;


- системы, обеспечивающую всестороннюю экологизацию производственной деятельности;

- системы органов государственного планирования, программирования и регулирования;

- системы органов, регулирующих трудовые отношения в государстве [5].

2.2. Меры, принятые правительством РФ для выхода из кризиса 2008 года

Наиболее глубокого понимания методов государства во время кризиса поможет достичь обзор конкретных мер, которые предприняло правительство РФ во времена различных кризисов.

Рассмотрим меры, предпринятые нашим правительством в 2008 году.

30 декабря пресс-служба правительства сообщила, что российские власти готовы выделить из федерального бюджета 92 миллиарда рублей на финансовую поддержку предприятий, включенных в список системообразующих организаций, а объем госгарантий для них может составить до 200 миллиардов рублей.

Согласно распространенному сообщению, сформирован перечень из примерно 300 предприятий (включая крупные холдинговые компании), имеющих существенное социально-экономическое значение и являющихся крупными работодателями. Им будет оказана поддержка на федеральном уровне. В том числе - путем субсидирования процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения государства в капитал проблемных компаний, гарантирования заимствований. Отдельно аналогичный перечень предприятий будет создан на региональном уровне.

Премьер-министр РФ Владимир Путин изложил 19 декабря комплекс мер по поддержке одного из ключевых секторов российской промышленности - автомобильной. Премьер-министр назвал пять приоритетных направлений, по которым правительство планирует оказывать поддержку отечественному автопрому. Во-первых, Путин отметил, что значительные объемы автомобильной техники ежегодно закупаются для государственных нужд. "Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить закупки, тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, министерства обороны, МЧС требует дальнейшего обновления, - сказал он. - Ведомства планировали направить на это 15 млрд рублей. И мы предлагаем на эти цели дополнительно выделить федеральным органам исполнительной власти в 2009 году 12,5 млрд рублей". Кроме того, сказал Путин, Минтрансу поручено осуществить маневр средствами ФЦП "Модернизация транспортной системы" и направить до 40 млрд рублей на закупку отечественной дорожной техники. Во-вторых, сказал Путин, необходимо помочь органам местного самоуправления оснастить новыми машинами общественный транспорт, коммунальное хозяйство и другие службы. Глава правительства сообщил, что на финансирование программы обновления парка муниципального транспорта федеральный бюджет выделит 20 млрд рублей, еще 10 млрд поступят в виде софинансирования со стороны регионов. В-третьих, по мнению правительства, "необходимо помочь восстановить инвестиционный спрос на коммерческие автомобили". Путин напомнил, что принято решение об увеличении на 25 млрд рублей уставного капитала "Росагролизинга". В-четвертых, должна быть оказана действенная помощь предприятиям-производителям в привлечении финансовых ресурсов. В-пятых, по словам Путина, важнейшая задача - восстановить потребительскую активность населения. Для этого, сказал он, предлагается субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей.


Госдума 19 декабряприняла в третьем, окончательном чтении закон по поддержке российского рынка труда. Поправки в закон "О занятости населения в РФ" относятся к пакету антикризисных мер и направлены на усиление роли государства в регулировании рынка труда начиная с 1 января 2009 года. В соответствии с документом, правительству РФ предоставляется право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда отдельных субъектов Федерации. Речь идет об опережающей переподготовке работников, находящихся под риском увольнения, мероприятиях по их переезду в другую местность для трудоустройства и обучения, программах развития общественных и временных работ для безработных граждан. Для реализации этих мероприятий правительство вправе создавать резерв бюджетных ассигнований. Работодатель будет обязан в случае введения режимов неполного рабочего дня или недели, а также при приостановке производства заранее - не позднее чем за 10 календарных дней до начала мероприятий - сообщать об этом в службу занятости. Наличие таких сведений позволит государству проводить мониторинг рынка труда и принимать адекватные меры. Для граждан, решивших уволиться по собственному желанию, размер и сроки выплаты пособия по безработице устанавливаются в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице (4900 рублей с 1 января 2009 года) с периодом выплаты в течение 12 месяцев. Этот механизм будет действовать по аналогии с нормами, применяемыми к гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников. На увеличение выплат по пособиям из федерального бюджета в будущем году потребуется более 5 миллиардов рублей.

Вице-премьер - глава Минфина Алексей Кудрин 15 декабря сообщил о том, что российские власти планируют направить на поддержку реального сектора дополнительно 150 миллиардов рублей - таким образом, вместе с уже одобренными 175 миллиардами рублей общий объем поддержки российской промышленности составит 325 миллиардов рублей. Вице-премьер уточнил, что эта сумма включает в себя и госгарантии по кредитам, и субсидирование процентных ставок, и участие в капитале компаний. Кроме этого Минфин готовит поправки в Налоговый кодекс РФ о налоговом кредите и реструктуризации налоговой задолженности предприятий на период кризиса. Кудрин напомнил также, что правительство ранее уже приняло решения о субсидировании процентных ставок по кредитам для сельхозпроизводителей в объеме 7 миллиардов рублей и для автопредприятий - в объеме 2,5 миллиардов рублей.