Файл: Методические рекомендации по их написанию примерный перечень вопросов для экзамена, а также список рекомендуемой литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Базовый набор требований преподавателя во время проведения аудиторных занятий в соответствии с учебной программой дисциплины:

  1. Выступление с докладом max 5 баллов

  2. Посещаемость занятий max 5 баллов

  1. Выполнение самостоятельной работы студентами в соответствии с учебной программой дисциплины: «Правоохранительные органы»

    1. Написание рефератов max 5 баллов

    2. Активность работы студента на аудиторных занятиях max 10 баллов.

    3. Творческий подход, креативность и т.п. в процессе выполнения самостоятельной работы и аудиторных заданий — max 10 баллов.



7. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ К НИМ

Семинарские и практические занятия являются элементами единого учебного процесса. Цель проведения занятий – изучение основ организации и деятельности правоохранительных органов.

Во-первых, предстоит изучить систему правоохранительных органов, которые взаимосвязаны друг с другом, а также с другими государственными и негосударственными институтами. Без изучения таких взаимосвязей и форм взаимодействий невозможно получить значительных познаний о специфике организации и основах деятельности указанных органов.

Во–вторых, нормативно-правовой базой данного курса являются акты, начиная с Конституции РФ, федеральных конституционных законов, заканчивая ведомственными нормативными актами федеральных органов Российской Федерации и актами субъектов РФ.

В–третьих, в последние годы идет процесс обновления законов и других правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к деятельности правоохранительных органов и отвечающие состоянию правовой системы в стране.

Поэтому, при подготовке методических рекомендаций особое внимание уделено не только вопросу усвоения обучающимися основ правового статуса, структуре, компетенции и порядку деятельности правоохранительных органов, но и соответствующих нормативно-правовых актов, особенности взаимодействия правоохранительных органов, специфики правового положения сотрудников правоохранительных органов на разных этапах их деятельности.

Но при этом необходимо иметь ввиду, что непременным условием успешного овладения учебным материалом по курсу «Правоохранительные органы» является предварительная работа по подготовке к семинарскому и практическому занятиям.


Подготовка к семинарскому занятию предполагает:

1) изучение конспекта лекции и рекомендованной литературы, а также освоение не только нормативного и учебного материала, но и изучение монографической литературы, а также периодические издания: "Российская юстиция", "Законность", "Государство и право" и др.;

2) анализ проблемных вопросов темы;

3) составление логической схемы ответа по каждому вопросу темы;

4) отработку материала для самоконтроля.

Подготовка к практическому занятию предполагает:

1) изучение конспекта лекции и рекомендованной литературы по соответствующей теме;

2) решение задач, указанных в планах практических занятий;

3) составление процессуальных документов, указанных в данных планах.

При ответе на вопросы и решении задач необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. В том случае, если по предлагаемым вопросам имеются соответствующие постановления Конституционного Суда РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, нормативные акты Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ и других правоохранительных органов, необходимо ссылаться на указанные документы. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники и другие документы.

ТЕМА № 4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СТАТУС СУДЕЙ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ - 2 ЧАСА
1. Судейский корпус и статус судей. Порядок формирования судейского корпуса.

2. Гарантии независимости судей.

3. Судейское сообщество и его органы. Квалификационные коллегии, аттестация судей.

4. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ходе подготовки ответа на первый вопрос практического занятия необходимо уяснить: 1) понятие судейского корпуса; 2) требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи; 3) порядка отбора кандидатов на должность судьи; 4) порядка наделения судей полномочиями.

При этом следует иметь ввиду, что наделение судей полномочиями производится с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Другая - для судей всех других федеральных судов (см.: Конституцию РФ, Закон РФ о статусе судей - ст. 6, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" - ст. 13, Закон о Конституционном Суде РФ - ч. 1 ст. 9).

Что же касается мировых судей, а также судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, то они назначаются на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Готовность к ответу на второй вопрос предполагает твердое уяснение сущности следующих предусмотренных законодательством гарантий независимости судей: а) особой процедуры осуществления судопроизводства; б) запрета, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установленного порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) права судьи на отставку; д) неприкосновенности судьи; е) предоставленного судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Ответ на третий вопрос необходимо начать с определения понятия судейского сообщества, затем назвать органы данного сообщества и перечислить полномочия, предоставленные им Законом о статусе судей.

После этого раскрываются порядок организации, деятельности и полномочия квалификационных коллегий судей (см.: ст. 18 Закона о статусе судей и Положение о квалификационных коллегиях судей от 15 июля 2002 г.).


Важное место среди полномочий квалификационных коллегий занимает проведение квалификационной аттестации судей и присвоение им квалификационных классов. Эта их деятельность регламентируется Законом об органах судейского сообщества.

При рассмотрении вопроса, касающегося статуса присяжных и арбитражных заседателей курсантам необходимо уяснить, что важность выполнения ими функций сближает их положение с положением занимаемым судьями. Это проявляется, например, в том, что на указанных лиц в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", законами «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» и «Об арбитражных заседателях».
Задача №1. Иванов, имеющий высшее юридическое образование и проработавший в должности участкового уполномоченного ОВД три года, обратился в квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении его на должность мирового судьи.

Какое решение должна принять квалификационная коллегия судей?

Какие требования предъявляются к кандидатам на должности судей?

Свой ответ обоснуйте со ссылками на законы.
Задача № 2. Укажите, на проведение, каких процессуальных действий требуется решение суда:

- личный обыск;

- выемка почтово-телеграфной корреспонденции;

- прослушивание телефонных переговоров;

- задержание;

- обыск в помещении;

- применение заключения под стражу в качестве меры пресечения;

- освидетельствование;

- приостановление уголовного дела.
Задача № 3. Суды общей юрисдикции подразделяются на:

- районные;

- городов федерального значения;

- областные;

- краевые;

- суды автономных округов;

- Верховные суды республик, входящих в состав РФ;

- Верховный Суд РФ.

Определите, какие из перечисленных судов являются судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций?
Задача № 4. Раскройте содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону. Конституцией РФ и другими законами этот принцип обеспечен соответствующими гарантиями его осуществления. Назовите их.
Задача № 5. Травкин был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ, о чем мировым судьей вынесен обвинительный приговор. Адвокат о дне заседания уведомлен не был. Травкин подал апелляционную жалобу на решение мирового судьи, в которой указал, что судья нарушил принцип ……….


Какой принцип правосудия был нарушен? Свой ответ обоснуйте.
Задача № 6. Перед началом заседания суда присяжных (во время совещания судей) председательствующий судья разъяснил присяжным заседателям, что основная их задача - разрешить вопрос о виновности или невиновности подсудимого, в то время как вид и размер наказания определяет судья единолично. Один из присяжных заявил, что присяжные пользуются с судьей равными правами, следовательно, также должны участвовать в определении наказания.

Какими правами и обязанностями присяжные заседатели наделены законом?
Задача № 7. К подсудности какого суда относится рассмотрение дел об обжаловании действий (бездействия) пристава-исполнителя, исполняющего решение мирового судьи?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем суть общего понятия статуса судей?

2. Назовите требования, которые предъявляются к кандидатам на судебную должность.

3. Как осуществляется отбор кандидатов в судьи?

4. Расскажите о процедуре наделения кандидатов полномочиями судей.

5. Перечислите гарантии независимости судей.

6. Как происходит приостановление полномочий судьи?

7. Каковы основания и порядок прекращения полномочий судьи?

8. Дайте характеристику института отставки судьи.

9. Перечислите гарантии неприкосновенности судьи.

10. Перечислите органы судейского сообщества.

11. Расскажите о порядке формирования квалификационных коллегий и их основных функциях?

12. Каковы задачи и порядок проведения квалификационной аттестации?

13. Каковы порядок отбора присяжных заседателей и их основные права и обязанности?

14. В чем заключаются особенности отбора арбитражных заседателей?
ТЕМА № 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.
Семинарское занятие - 2 часа
1. Задачи военных судов и их место в российской судебной системе.

2. Подведомственность военных судов. Основы организации и подсудности военных судов.

3. Верховный Суд РФ - высший судебный орган Российской Федерации. Полномочия Верховного Суда РФ.

4. Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура.

5. Организация работы в Верховном Суде РФ.

6. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

ТЕМА № 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РФ.