Файл: Занятиетренинг по теме Социальнопсихологическая адаптация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие-тренинг по теме: «Социально-психологическая адаптация»
Возраст: 10-15 лет
Кол-во человек: 9-12
Цель: повысить социально-психологическую адаптацию подростков в группе.
Задачи:
- развивать способность анализировать свой характер, эмоции, поведение;
- развивать навыки вербального и невербального общения;
- развивать умение понимать эмоции окружающих;
- расширить репертуар поведения в разных жизненных ситуациях;
- развивать умение анализировать ситуации и видеть в них как положительные, так и отрицательные стороны.
- снять эмоциональное напряжение.
Оборудование: небольшой предмет для передачи по кругу, мяч.
I. Вводная часть (11 мин)
Ведущий приветствует участников, называет цель занятия.
Упражнение «Многообразие моего «Я» (5 мин).
Цель: развивать способность анализировать свое эмоциональное состояние, создать условия для лучшего понимания участниками занятия друг друга.
Ход упражнения
Одному из участников ведущий дает небольшой предмет. Пока участник его держит, называет свое имя, затем передает предмет сидящему справа, и тот называет имя, и так, пока предмет не вернется в руки первого участника. Затем ведущий говорит о том, что настроение человека в разных ситуациях может быть похоже на какие-то предметы, явления, живых существ и предлагает сравнить свое настроение с чем-то в разных состояниях и ситуациях:
- настроение сейчас;
- настроение, когда человек радуется;
- когда огорчается;
- когда злится;
- когда занят чем-то интересным;
- когда делает то, что необходимо, а не то, что хочется и т.д.
Участники передают предмет и называют то, на что похоже их настроение в заданном ведущим условии.
Упражнение: «Меняются местами те, кто…» (5 мин)
Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.
Ход упражнения
Ведущий встает со стула, на котором сидел, убирает его, и говорит: «меняются местами те, кто…» (имеет много друзей, считает себя ответственным, любит помогать другим, часто просит о помощи и т.д.). Участники должны поменяться местами, также, свободное место занимает ведущий. Участник, которому не хватило места, становится ведущим.
Обсуждение упражнения.
II. Основная часть (50 мин)
Тест «Приятно ли с вами общаться» (5 мин)
Цель: анализировать и характеризовать собственное поведение, осознать собственные эмоции и поведение.
Ведущий: «Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы узнать приятно ли окружающим с вами общаться. Отвечайте честно, и долго не задумывайтесь над вопросом, доверьтесь своей интуиции (см. Приложение).
Обсуждение результатов.
Упражнение «Интервью» (15 мин)
Цели: развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков; формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.
Ход упражнения
Каждый участник должен в течение 3 минут подготовить по одному вопросу для каждого члена группы, вопросы от одного участника другим не должны повторяться. Другие члены группы, понимая, что вопрос, который есть в их карточке, уже был озвучен, должны придумать новый вопрос. Вопросы должны касаться внутреннихличностных особенностей человека: его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п.
Участники должны отвечать наиболее полно и откровенно. Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.
Упражнение «Мишка косолапый» (10 мин)
Цель: развитие умения понимать эмоции, исходя из интонационных особенностей собеседника; развитие умения подавать текстовый материал в зависимости от его эмоциональной направленности.
Ход упражнения
Ведущий раздает каждому участнику карточки, на которых написаны названия эмоций. Каждый член группы должен встать со своего места и прочитать стихотворение «Мишка косолапый» с интонацией, соответствующей эмоции на карточке. Остальные стараются отгадать эмоцию.
Эмоции на карточках: горе, гнев, радость, удивление, страх, вина, интерес, отвращение, презрение, стыд.
Обсуждение:
Сложно или легко было изображать эмоцию с помощью интонации?
Сложно или легко было угадать эмоцию по интонации?
В реальной жизни, насколько часто вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Упражнение «Пустой или полный» (5 мин)
Цель: научить детей видеть положительные моменты в негативных ситуациях, событиях.
Ход упражнения
Ведущий показывает участникам стакан, наполненный водой до середины, и задает вопрос о том, какой стакан (наполовину пустой или полный). Далее ведущий говорит: «Одни люди скажут, что стакан наполовину пустой, а другие — что наполовину полный. И оба будут правы, но их высказывания выражают разное отношение к происходящему: позитивное, если человек сказал, что стакан наполовину полный, негативное, если сказал, что он наполовину пустой. Согласны ли вы с тем, что позитивное отношение к фактам и людям лучше? Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят что-то положительное. Пусть возникают сложности, но всегда можно найти что-то хорошее. Давайте попробуем увидеть положительные стороны в разных ситуациях».
Возможные ситуации:
- У класса появились новые учителя, у них новые требования, к ним трудно привыкать. — Зато интересно, узнаешь новых людей,
- Учителя задают много домашних заданий. — Учишься быть более организованным.
- На летних каникулах хотелось поехать на море, а родители отправляют в летний лагерь. – Узнаешь новых людей, заведешь новых друзей, укрепишь здоровье, разовьешь креативность.
- На день рождения хотел собрать всех друзей в кафе, но оказалось, что многие не могут прийти. – Сэкономишь деньги, узнаешь, кому ты действительно важен.
И др..
Упражнение «Продолжи словосочетание» (5 мин)
Цель: снятие тревожности, напряжения.
Ход упражнения
Один участник начинает словосочетание прилагательным и кидает мяч любому другому участнику тренинга. Тот, кто поймал должен продолжить и предложить свое существительное. Чем смешнее получится словосочетание, тем лучше. Так же, тот, у кого мяч, продолжает упражнение и предлагает свое прилагательное, бросая мяч другому, а выбор, участнику.
Упражнение можно усложнить, составляя таким образом не словосочетания, а предложения.
Упражнение «Три ответа» (10 мин)
Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии, снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения.
Участники делятся на три подгруппы по желанию. Если оказывается, что остается слишком мало участников, чтобы составить подгруппу, то они присоединяются к существующим подгруппам. Каждая подгруппа получает по 2 ситуации, к которым необходимо придумать 3 варианта ответа: один должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, третий – неуверенное. На подготовку дается 3 минуты. Затем подгруппы инсценируют ситуации в соответствии с тем, какой ответ (уверенный, агрессивный или неуверенный).
Ситуации:
1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…
2.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…
3.Ваш брат настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…
4.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…
5.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…
6.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…
III. Заключительная часть (4 мин)
Рефлексия
Участники занятия осуществляют самооценку собственной деятельности, определяют степень соответствия цели результатам, делятся впечатлениями от занятия, сравнивают свое настроение в начале занятия с настроением в конце.
Приложение
Тест «Приятно ли с вами общаться?»
Если человек общителен, то это далеко не значит, что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. Посмотрите внимательно, разве мало вокруг таких людей? А вы приятный собеседник?
-
Вы любите больше слушать, чем говорить? -
Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? -
Вы всегда внимательно слушаете собеседника? -
Любите ли вы давать советы? -
Если тема разговора вам не интересна, станете ли показывать это собеседнику? -
Раздражаетесь, когда вас не слушают? -
У вас есть собственное мнение по любому вопросу? -
Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать? -
Вы любите быть центром внимания? -
Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? -
Вы хороший оратор?
Ответы на тест:
Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем:
1-3 балла Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело Вам бы следовало над этим задуматься.
4-6 баллов Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.
6-9. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль, или иногда вам приходится играть, как на сцене?