Файл: Правовые идеи в философии Французского и Немецкого Просвещения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г. Лессинг в своей работе "Воспитание человеческого рода" утверждает мысль, что совершенствование общества и человека возможно только с преодолением всех форм религиозного принуждения, которое "пронизывает" его всего и не позволяет человечеству выйти из состояния "детскости" или "юности". А для того чтобы достичь стадии "зрелости", нужно уйти от религиозного принуждения.
Идея непрерывного совершенствования общества и человека нашла своё отражение и в произведении И. Гердера "Идеи к философии истории человечества". В отличие от Г. Лессинга, И. Гердер видит возможность совершенствовать человеческий род через развитие культуры и просвещения, в том числе и посредством совершенствования законов человеческого бытия.
Именно через достижения разума, который способен придать новый облик и правилам человеческого общежития, возможно совершенствование и общества, и человека. Особенно если правила будут регулировать движения человеческой натуры к гуманности.
Как видим, представителям Немецкого Просвещения был присущ меньший радикализм в вопросах социального и правового переустройства и более осторожный деизм по сравнению с французским Просвещением.
Обобщая рассмотренное, применительно к развитию "философии права", мы можем выделить следующие положения философов и мыслителей этого периода о развитии социоисторических организмов Западной Европы и права:
– в эпоху Возрождения впервые, в рамках развития философской мысли, был обоснован критерий оценки всех явлений, в том числе и правовых, – гуманистическое развитие человека;
– впервые в правопонимание была введена трактовка прав человека через действие законов в государстве: законы государства и определяют права человека. При этом была высказана мысль, что следование законам делает человека свободным;
– впервые права и законы государства были взаимообусловлены существующей в обществе частной собственностью. Это очень важный аспект в философском осмыслении права, так как во многих современных концепциях правопонимания наличие прав в обществе обусловливается наличием частной собственности;
– впервые были поставлены под научную критику положения божественности прав и законов, обоснована необходимость выявления законов жизни общества через выявление общих законов мироздания, сосуществования природы и человека, природы и общества;
– в философии Нового времени формируется, в определённом смысле, причинная детерминация поиска содержания и форм законов, которые должны приниматься и действовать в обществе, чтобы в нём был обеспечен порядок и мир между людьми;
– в этот же период создаются образцы "конструкторского подхода" к обоснованию законов справедливого бытия человека и общества, который есть результат рационализма в философствовании, не подкреплённый результатами общественной практики. Развиваются взгляды на право, которые впоследствии получили статус "юридического позитивизма";
– важным является и тот факт, что в рамках становления "философии права" начинает проявляться такое её свойство и черта, как не только доведение идей правопонимания для широких кругов населения, но и, что более важно, утверждение некоторых выводов и рекомендаций в реальной практике формирования государственной власти в некоторых странах. А "философия права" стала пользоваться идеями возможности переустройства общества на началах справедливости и гуманизма. В "философию права" стали включаться представления о том, как можно исправить реально существующую социальную и политическую несправедливость;
– в философии Французского Просвещения были разработаны следующие положения, которые были включены в "философию права": свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм;
– был включён в процесс осмысления законов общества объективный материалистический подход: законы общества – это познанные человеком естественные законы их существования в совместной общности; законы есть продукт деятельности законодательной власти, но представляющий акт общей воли;
– впервые в философские размышления о праве человека включается мысль о том, что человек не есть данный от природы феномен, а является продуктом бытия конкретного общества, что его природа заключена в его социальности, а не в его биологии и физиологии. Это было началом становления материалистической "философии права".