Файл: Контрольная работа На тему Молодежь России между бедностью и богатством.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
Контрольная работа
На тему: Молодежь России: между бедностью и богатством.
По учебной дисциплине:Социология
• Выполнил(а): Мустафоев Элдор
• Профиль подготовки:
Историческое образование
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20__
Тема: Молодежь России: между бедностью и богатством.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретико-методологические основы изучения отношения молодежи к богатству и богатым 4
1.1 Социальное неравенство в России 8
1.2 Понятие богатства и богатых, как категория социального неравенства 18
2 Изучение отношения молодежи России к богатству и к богатым 24
2.1 Анализ вторичных данных по проблеме отношения молодежи к богатству и к богатым 24
2.2 Анализ отношения молодежи г. Иркутска к богатству и к богатым 27
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение №1 39
Приложение №2 47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В современной России проблема богатства и бедности является одной из наиболее острых и болезненных. В условиях передела собственности в 90-е годы 20 века, в России зародился и окреп многочисленный класс богатых людей. При этом богатство в большей степени ассоциируется в средствах массовой коммуникации как степень владения определенной долей прежде государственной собственности.
В социально-экономических исследованиях проблеме богатства всегда уделялось большое внимание, ибо повышение благосостояния граждан является гарантией стабильного развития общества и государства.
В нашей стране понятие богатство претерпело известную эволюцию. В советской социологии его традиционно рассматривали как совокупность материальных благ, находящихся в данный момент в собственности всего общества или отдельных его классов, групп, лиц, при этом большее внимание уделялось богатству общественному. Позднее богатство стали связывать с накопленным трудом и отношениями между людьми, опосредованными их отношениями к знаниям и вещам, в первую очередь к средствам производства.
Сегодня понятие богатства связывают, прежде всего, с накопленными доходами в форме наличных денег и так называемых овеществленных денег, куда относят недвижимое и движимое имущество (автомобиль, яхта, ценные бумаги, дома, произведения искусства, и т.п.).
Деньги играют в системе ценностей россиян довольно большую роль, опережая даже благополучие детей, хорошие отношения в семье и здоровье. Однако отношение общества к богатству в целом по-прежнему остается довольно негативным. Изучить это явление мы попытаемся в нашем исследовании.
Разработанность проблемы в научной литературе. Степень изученности данной проблемы довольно обширна. Сегодня у нас все чаще говорят о социальном неравенстве, о бедности и богатстве
В зарубежной и отечественной социологии накоплен богатый теоретический материал по проблемам социального неравенства, бедности и богатства. Это работы таких классиков социологии, относящихся к различным направлениям и парадигмам социологической мысли, как М. Вебер, Т. Веблен (критиковавший «праздный класс», т.е. богатых), В. Зомбарт, К. Маркс, Ф. Энгельс.
Упоминая о работах отечественных социологов, следует в первую очередь назвать труды, посвященные проблемам социальной стратификации современной России. Это работы Т. Заславской, Л. Беляевой, В. Радаева, Н. Тихоновой, З. Голенковой, в которых детально разработаны концепции социальной структуры российского общества, охарактеризованы процессы социальной мобильности, обрисовано положение отдельных составляющих его групп, в том числе и богатых.
Объектом курсовой работы является богатство и богатые.
Предметом курсовой работы является отношение молодежи к богатству и к богатым.
Цель исследования. Проанализировать отношение молодежи к богатству и к богатым (на примере молодежи г.Иркутска)
Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1). Понятие социального неравенства.
2). Раскрыть смысловое содержание богатства, как категории социального неравенства.
3). Провести вторичный анализ данных по данной теме
4). Соотнести теоретические выводы с практическими данными, полученными в ходе исследования.
Гипотеза. Богатые в массовом сознании молодежи - это стремящиеся к власти энергичные люди, довольно жадные к деньгам, безразличные к судьбе своей страны и не слишком порядочные.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и западных социологов. В данной работе были использованы работы Т. Веблена «Теория праздного класса», Т. Заславской «Социальная структура современного российского общества», В. Радаева «Социальная стратификация».
Методы исследования курсовой работы. Для решения поставленных задач в работе используются конкретные методы исследования: анализ, сравнение, метод вторичного анализа опубликованной социологической информации, а также во второй части работы используется такой опросный метод как анкетирование.
Сбор информации, необходимой для достижения цели и решения поставленных задач осуществлялся с помощью методов социологического исследования.
Эмпирическая база:
1) Материалы, содержащиеся в работах Т. Веблена, В. Радаева, Т. Заславской.
2) Материалы монографий, периодических изданий, справочной и научной литературы, научные статьи, учебные пособия, материалы, информация глобальной информационной сети, содержащая данные о богатстве и богатых.
3) Результаты авторского социологического исследования молодежи на тему «Отношение молодежи к богатству и к богатым( на примере молодежи г.Иркутска)».
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы Агентством по молодежной политике Иркутской области при формировании направлений работы с молодежью в сфере нравственных ценностей. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей и студентов высших учебных заведений, занимающихся проблемами социальной стратификации, социального неравенства, социологии масс-медиа. Материалы работы могут быть востребованы для подготовки лекционных и практических занятий по общему курсу социологии и в ходе спецкурсов, посвященных социологии социальных проблем.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
-
Теоретико-методологические основы изучения богатства и богатых
-
Социальное неравенство в России
История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.
Но задолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальной стратификации».
Социальное неравенство - такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж.
Социальная стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям.
В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами. [8, с.432]
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.
Класс - это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин “класс” был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как “ранг” и “порядок”, использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.
Какие только типологии классов не придумывали социологи 20 века. Первую типологию классов предложил американский социолог Ллойд Уорнер. Она включала 6 классов. Кроме этой предлагались и другие схемы, но важно уяснить себе 2 принципиальных положения:
- основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные, бедные;
- неосновные классы возникают за счёт добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
С тех пор как Л.Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась ещё одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.
Верхний-высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», ещё не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду, у которых нет «аристократов по крови».
Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов: крупные адвокаты, известные врачи, актёры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они ещё не могут.
Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания. Говоря о среднем-среднем классе, надо отметить, что они являются гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой поддержки существующей власти.
Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта - приличествующий образ жизни.
Верхний-низший класс или как его ещё называют рабочий класс.
Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.