Файл: Контрольная работа На тему Молодежь России между бедностью и богатством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

    1. Понятие богатства и богатых, как категория социального неравенства

 

Понятие богатство – само по себе очень противоречивое, так как разные люди по-разному к нему относятся. Для одних богатство – это возможность делать что хочешь, покупать, что нравиться, в общем, удовлетворять свои физические потребности. Для других понятие богатства – это свобода от долгов, от постоянной агонии в поисках денег, чтобы погасить долги. Для третьих – это возможность личностного роста, достижение каких-то новых целей, которые они постоянно перед собой ставят. Такие противоречивые понятия богатства дают возможность проявлять свое творчество.

В сознании русского народа в течение многих веков богатство не связывалось с упорным трудом и накоплением. Такое становление русской культуры произошло в силу древнего представления о неисчерпаемости ресурсов - национальном богатстве России. Русские долго не могли признать деньги как абстрактное понятие, не обеспеченное ни мехом, ни драгоценными металлами. Ведь богатство для русской нации с давних времен ассоциировалось с национальным богатством страны. В Киевской Руси богатый человек – это когда у него много меха и драгоценностей, земель и крепостных.

Со временем (сначала при Петре, затем при Екатерине) государству все-таки удалось внедрить в оборот условные деньги, ничем не обеспеченные кредитные билеты. Но отношение к государственным ассигнациям в народе оставалось настороженным и даже пренебрежительным (видимо, с тех времен и принято вздыхать, что, мол, деньги - бумага). Люди продолжали ценить русское богатство, сокрытое в недрах страны и мало использовали деньги.

Когда купец поджигал кредитный билет, чтобы найти закатившуюся куда-то мелкую монету, в этом жесте проявлялась не только широта русской души, но и тоска по тем «настоящим» деньгам, когда они были в виде золота – богатства народов. Кроме презрения к кредитным билетам как таковым купец демонстрировал некую степень внутренней свободы, независимость от них. Вот так вели себя самые богатые люди тех лет. Нередко и сегодня можно встретить богатого мужичину, сорящего деньгами. Богатство и деньги в те времена были понятиями совершенно не связанными.

Для большинства слово «богатство» ассоциируется со словом «миллионер». Такая ассоциация включает в себя всё: свободу, успех, власть, влияние, силу, возможность, удовольствие, перспективу, доброжелательность и многое другое [3, с.47].

Слово богатство можно применить к различным понятиям. Богатство любви, богатство дружбы, богатство семейной жизни, богатство опыта, богатство культуры.


Богатство означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Рикардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее. Но русскому языку, равно как и некоторым из других европейских языков, например немецкому, свойственно употребление слова "богатство" в смысле значительного имущества — значительного как по сравнению с суммой потребностей обладателя, так и по сравнению с имуществом других лиц. Люди называют богатым, человека, который может хорошо питаться, одеваться и помещаться, может удовлетворять всем требованиям комфорта и роскоши, не уменьшая своего состояния и притом без значительного труда со своей стороны. Так как образ жизни и потребности людей изменчивы, то лицо, которое слывет за богача в провинциальном городе, может в столице считаться лишь человеком среднего достатка. Необходимо иметь в виду, что в состав богатства входят не все предметы, доставляющие пользу или удовольствие, а лишь такие из числа их, для получения которых человек должен затратить какое-либо усилие и за которые по этой причине можно при современном хозяйстве получить в обмен какие-либо иные вещи или услуги. Так, например, воздух составляет для человека предмет первой необходимости, но он не может быть причислен к богатству ни отдельного лица, ни целой страны, потому что получается даром, без всяких усилий или пожертвований со стороны человека. В каком бы смысле ни понималось слово "богатство" — в смысле ли имущества вообще или же в смысле значительного имущества, во всяком случае при определении его следует различать точку зрения отдельного человека и целого народа. Для целой нации богатством являются лишь такие предметы, которые сами по себе служат для какой-либо пользы или удовольствия; у отдельного же человека богатство могут составлять, кроме того, и те требования, какие он имеет по отношению к другим лицам, например долговые обязательства других лиц, акции, указывающие на участие в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги.

Важным фактором образования буржуазии, ее выделения в особый класс, в самостоятельную экономическую и политическую силу стала протестантская этика со свойственной ей системой ценностей индивидуализма и предприимчивости, сформировавшая тот своеобразный этос, который М.Вебер называл «духом капитализма» и который, по его мнению, заключался в стремлении ко все большей наживе при полном отказе от наслаждений и излишеств, возможных при наличии денег. [4, с.138].


Для В.Зомбарта буржуа – носитель «капиталистического духа», слагающегося из страсти к наживе, предпринимательского духа и мещанства. Современный капиталист, по Зомбарту, находится во власти двух абстракций – наживы и дела. Он писал: «богатство и комфорт не могут быть высшими ценностями жизни; там, где они делаются таковыми, жизнь неизбежно обречена на упадок». [14, с.96].

Иные черты класса буржуазии отметил Т.Веблен в книге «Теория праздного класса», он писал, что  престижные расходы являются опорой социального статуса богачей. «Основанием, на котором держится хорошая репутация в любом высокоорганизованном индустриальном обществе, является финансовая мощь; способы демонстрации финансовой мощи, а стало быть, и приобретения и сохранения любого имени – это праздность и расточительное потребление товаров». [5, с.61].

В трактовке Веблена на определенном этапе развития общества достижение некоего «престижного денежного уровня», т. е. некоторого условного стандарта богатства, является таким же необходимым, как доблесть, как подвиг прежде. Превышение данного денежного уровня оказывается особенно почетным, и наоборот, те члены общества, которые не обладают необходимой собственностью, получают отрицательную оценку своих собратьев и страдают от этого. Веблен указывает, что «денежный уровень жизни» не остается неизменным: с развитием общества он возрастает.

В процессе оценки собственности различных ее обладателей, как и в других ситуациях, люди, по мнению Веблена, прибегают к «завистническому сравнению». Если это «завистническое сравнение» неблагоприятно для индивида, то личность будет испытывать хроническую неудовлетворенность и постоянно стремиться к достижению престижного «денежного уровня жизни», принятого в данном обществе или в данном слое. В случае же достижения этого уровня неудовлетворенность сменяется стремлением превысить его и тем самым превзойти остальных. Таким образом, «завистническое сравнение» служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собственности.

Веблен полагает, что желание увеличить богатство, превзойти остальных едва ли может быть насыщено в каждом конкретном случае. Это обстоятельство, по мнению Веблена, доказывает ошибочность утверждения, что основной целью накопления является потребление. Он предпринимает попытку критики данного утверждения, распространенного в буржуазной литературе. «Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплению была нужда в средствах существования или в материальных благах, тогда совокупные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борьба по сути является погоней за престижностью на основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребления невозможно» [6, с.80].


Веблен считает, что денежный уровень жизни также обусловлен привычкой к денежному соперничеству и что «среди мотивов, которыми руководствуются люди при накоплении богатства, первенство и по размаху, и по силе остается за этим мотивом денежного соперничества» [7, с.82]

Зомбарт писал, что стремление к бесконечному, стремление к власти нигде не находит для себя столь подходящего поля деятельности, как в охоте за деньгами, этом совершенно абстрактном символе ценности, который освобожден от всякой органической и естественной ограниченности, и обладание которым все в большей и большей степени становится символом власти… Стремление к власти и стремление к наживе переходят одно в другое: капиталистический предприниматель... стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти». [15, с.113]

К. Маркс писал, что узкий слой средних классов, обедневший пролетариат у основания и маленькая группа магнатов капитала на вершине пирамиды — таков профиль экономической стратификации, соответствующий марксистской теории общества. Богатые становятся еще богаче, а бедные становятся еще более нуждающимися. Как только устанавливается такое положение, добавляет Маркс, то достаточно национализировать богатство меньшинства — и социализм был бы установлен. Такова суть теории катастрофического наступления социализма. Говоря словами Маркса, она звучит следующим образом: «мелкие торговцы, владельцы магазинчиков и бывшие лавочники, ремесленники и крестьяне — все становятся пролетариями... в то же самое время продолжается централизация промышленности... один капиталист уничтожает многих.., нищета развивается быстрее, чем растет население и богатство»[18, с.156-157].

Итак, мы рассмотрели понятие социального неравенства и понятие богатства, как категорию социального неравенства.

Неравенство - это критерий, при помощи которого можно разместить одни группы выше или ниже других. И социальная структура превращается в социальную стратификацию- совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.

Под неравенством понимается неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Неравенство существует во всех обществах. Для измерения неравенства используют один из показателей – это богатство. Богатство означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа.


 2 Изучение отношения молодежи к богатству и к богатым

 

        2.1 Анализ вторичных данных по проблеме отношения молодежи к богатству и к богатым

 

Российские богатые отличаются от остального населения прежде всего некоторыми существенными чертами их социально-демографического состава: более высоким образовательно-квалификационным потенциалом, более молодым возрастом и более низкой долей пенсионеров в составе их семей. 

Одна из наиболее острых проблем в современном российском обществе связана с дифференциацией доходов, которая большинством населения России воспринимается как чрезмерная. По данным исследований Института социологии РАН, «во всех без исключения доходных группах около 85% респондентов согласны с тем, что различия в доходах в современной России сейчас слишком велики» [19, с. 19]. По данным Левада-Центра, в 1999 г. доля респондентов, полностью согласных с тем, что различия в доходах в России велики, составляла 78%, тогда как в 1992 г. таких было 58%. В статье также пишется, что россияне на вопрос: «Какие варианты из сложившейся ситуации вам больше всего импонируют?», не могли дать однозначного ответа. Наиболее высоким уровнем образования отличались сторонники мнения, что для накопления богатства в России важнее всего иметь социальный капитал. Наиболее низкий уровень образования у респондентов, считающих, что богатство имеет, прежде всего, криминальное происхождение.

11-14 ноября 2005 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. В исследовании написано, что отношение к богатым неодинаково среди представителей различных социально-демографических групп. Если разделить все суждения на позитивные (уважение, интерес, сочувствие), негативные (раздражение презрение, ненависть) и нейтральные, то эти различия становятся наиболее заметными.