Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Психология личности (1 и 2 часть) Авторсоставитель кпсхн Н. А. Выскочил Москва 2013.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37 преимуществом. Наконец, многомерные опросники позволяют измерять одновременно несколько личностных особенностей.
Несмотря на то, что тесты самоотчета пользуются популярностью у профессиональных психологов, их применение сопряжено с некоторыми проблемами, которые требуют рассмотрения. Основные их ограничения состоят в том, что они не защищены от преднамеренного обмана, влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения (Kleinmuntz, 1982).
4.3.Проективные методы.
Проективные личностные тесты первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Соответственно, цель проективной оценки заключается в раскрытии неосознаваемых конфликтов личности, ее страхов и источников беспокойства. Термин
проективный метод предложил Л. Франк (Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни.
Существует много различных типов проективных методов. Линдсей подразделяет их на следующие пять категорий (Lindzey, 1939):
1. Ассоциативные методы,требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством. Примеры: «Тест словесных ассоциаций Меннингера»
(Rapaport et al., 1968) и «Тест чернильных пятен» Роршаха (Rorschach, 1942).
2. Конструктивные методы,требующие создания или придумывания чего-либо.
Например, в «Тесте тематической апперцепции» (Morgan, Murray, 1935) испытуемым предъявляют серии картинок с изображением простых сцен и предлагают составить рассказы о том, что происходит в этих сценах и какие чувства испытывают персонажи.
3. Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале. В качестве последнего могут выступать незаконченные предложения (например, «Меня раздражает, когда...»). К методам завершения относятся
«Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга» (Rosenzweig, 1945) и «Тест незаконченных предложений Роттера» (Rotter, Rafferty, 1950).
4. Экспрессивные методы предлагают выразить свои чувства посредством такой деятельности, как рисование картинки или психодрама. Например, в тесте «Нарисуй человека» К. Маховер (Machover, 1949), от испытуемого требуется нарисовать человека, а
38 затем — человека противоположного пола. Эта проективная методика, часто используемая психологами для оценки скрытых мыслей и чувств ребенка.
5. Методы выбора,или распределения по порядку,требуют от испытуемых отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов. Например, тест Сонди (Szondi,
1944) содержит инструкцию выбирать из предложенных изображений людей те, которые или больше всего понравились, или больше всего не понравились. В настоящее время подобные методики используются редко.
Следует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являются взаимоисключающими, и во многих тестах используются две и более из них.
Общей характеристикой проективных тестов являются:
- неопределенность стимульного материала (в тесте Г. Роршаха неопределенность по форме, а в ТАТ - неопредеденность по содержанию);
- актуализация механизма проекции вследствие неопределенности предъявляемых стимулов. Проекция рассматривается как приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям, "уподобление" окружающей реальности собственному внутреннему миру;
- низкая стандартизованность теста, связанная с произвольной интерпретацией результатов.
Несмотря на нестандартизованность, тесты имеют очень широкие возможности.
Достоверность результатов повышается при одновременном использовании стандартизованных тест-опросников с закрытыми ответами. Кроме названных выше методик к проективным тестам относят различные варианты рисуночных тестов ("Рисунок человека",
"Дом-дерево-человек". "Рисунок семьи" и др.), тест Розенцвейга, разработанный для измерения реакций на фрустрацию, тест Люшера и др.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Раздел II. Основные концепции и теории личности в психологии
Для чего пишутся учебники по теориям личности? С одной стороны, это отчет о достижениях и взлетах психологии личности, о глубоких открытиях или озарениях, или о проделанной кропотливой работе, итогом которой стал новый взгляд на личность. С другой стороны, это отчет о провалах и тупиках, иллюстрации однобокости и предубежденности, слепоты к другим взглядам и порою даже к фактам, история жарких схваток и отчаянной конкуренции. И это все одни и те же теории.
Свод теорий личности – это история идей. Все интересные идеи в науке оставляют свой след, который присутствует даже тогда, когда первоисточники уже давно забыты. Мы уже не
39 вспоминаем каждый раз Фрейда, говоря о бессознательном, Адлера, говоря о компенсации,
Маслоу, говоря о самоактуализации, Д.Н.Узнадзе, говоря об установке, или А.Н.Леонтьева, говоря о личностном смысле. Эти идеи, оторвавшись от их авторов, перешли в основной фонд объяснительных понятий. Из теорий личности перешли в общую психологию личности.
Идеи разных открывателей не только часто противоречат друг другу. Часто они просто о разном, на разном языке и никак не поддаются соединению в одном образе. Здесь может помочь дименcиональный метод, которым пользуется Виктор Франкл при демонстрации отношений между разными гранями или аспектами человеческого бытия. Представим себе, говорит Франкл, учебник, на страницах которого изложены разные, несопоставимые между собой теории личности. Символически это можно изобразить в виде раскрытой книги, на одной странице которой нарисован квадрат, а на другой – круг. Между ними трудно найти связь – ведь задача на квадратуру круга, как известно, нерешаема. Но возьмем эту книгу, продолжает Франкл, и разместим эти страницы под прямым углом друг к другу, чтобы они лежали на двух перпендикулярных плоскостях, пересекающихся в районе корешка книги.
Тогда можно без труда вообразить трехмерную фигуру, проекция которой на одну плоскость образует круг, а проекция на другую, ей перпендикулярную, образует квадрат. Этой фигурой будет цилиндр с высотой, равной диаметру основания. Задача, таким образом, решается, если построить общее пространство разных определений и увидеть за разными взглядами частные проекции сложного многомерного объекта – личности – на разные плоскости ее рассмотрения.
Тем самым ответ на вопрос, зачем нужны теории личности, может звучать так: чтобы увидеть все многообразие граней, которыми может поворачиваться личность, и ни к одной из которых она не сводится.
Основные подходы к изучению личности
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности.
Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл, Зиглер, 2003). Основные положения, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем (см.табл.3):
1.
Какие факторы являются наиболее важными в развитии личности биологические или социальные?
2.
Сложные личностные образования формируемые культурой и религией являются наследуемыми или нет?
40 3.
Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
4.
Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
5.
Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
6.
Внутренний мир человека субъективный или объективный и может быть выявлен с помощью объективных методов?
7.
Поддается ли личность изменениям?
8.
Может ли психологическая теория описать или изучить личность?
Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамический (З.Фрейд), аналитический
(К.Г.Юнг), поведенческий (Дж.Уотсон), когнитивный (Дж.Келли), гуманистический
(К.Роджерс), диспозициональный (Г.Олпорт) и деятельностный (С.Л.Рубинштейн) подходы в психологии личности.
Таблица 3. Позиции основных направлений в психологии личности относительно природы человека
41
1*
2
*
3
*
4
*
5*
6
*
7*
8
*
Психод
и
н
ам
и
ч
ес
к
и
й
п
од
ход
Генет ические факторы в течение всей жизни;
Окружающ ая среда только до 6 лет.
--
-
Н
а опреде ленном этапе
Б
ессозна тельны е
Де термини ровано
С
убъект ивен
Не изменяе тся
О
писани е
Анали
ти
ч
ес
к
и
й
п
од
ход
Само детерминац ия
(архитип)
Н
аследу емы
--
-
Б
ессозна тельны е
Де термини ровано
С
убъект ивен
Не изменяе тся
О
писани е
Поведенч
ес
к
и
й
п
од
хо
д
Окру жающая среда
--
-
--
-
Б
ессозна тельны е
Де термини ровано
О
бъекти вен
По ддается изменен иям
И
змерен ие
К
ог
н
и
ти
вн
ы
й
п
од
ход
Само детерминац ия
Н
е наслед уемы
Н
ет опреде ленных этапов
С
ознате льные и бессоз натель ные
Ка к свобода воли так и детерми нирован о
С
убъект ивен
По ддается изменен иям
И
змерен ие
Г
уман
и
сти
ч
е
ск
и
й
п
од
ход
Само детерминац ия
Н
е наслед уемы
Н
ет опреде ленных этапов
С
ознате льные
Св обода воли
С
убъект ивен
По ддается изменен иям
О
писани е и измере ние
42
* Основные положения, на которые должна ответить теория личности:1-Биологические
(генетические) факторы или социальные(окружающая среда); 2-Наследственное или не наследственное; 3-Важность возрастного периода; 4-Сознательное или бессознательное;5-
Свобода воли или детерменированное поведение; 6-Субъективный или объективный; 7-
Изменяется или не изменяется; 8-Описать или измерить. ** --- нет данных
Тема 3. Психоаналитический подход к изучению личности
Данный подход возник в противоположность господствовавшему взгляду на человека как на существо разумное и сознающее свое поведение, Зигмунд Фрейд выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Фрейд сравнил психическую жизнь с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности (верхушку айсберга). Главную же область психики (подводную часть айсберга) составляет сфера бессознательного, наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии. Человек должен как бы «разрядиться»,
«заземлить» эту энергию через действия и мысли, доставляющие ему наслаждение. Этот процесс имеет характер внутреннего конфликта между отдельными компонентами психики, составляющими ее психологическую структуру. Обращение к сфере бессознательного позволяет исследователю выявлять многие корни нарушений психики, создать
Ди
сп
озиц
и
он
альн
ый
п
од
хо
д
Биоло гические и социальные
--
-
Н
а опреде ленном этапе
Б
ессозна тельны е
Де термини ровано
О
бъекти вен
Не изменяе тся
И
змерен ие
Дея
те
льн
ос
тн
ый
п
од
ход
Социа льно- организова нная деятельнос ть
--
-
Н
а опреде ленном этапе
Б
ессозна тельны е и сознате льные
Де термини ровано на начальн ых этапах, далее свобода воли
О
бъекти вен на началь ных этапах, далее субъек тивен
По ддается изменен ию и перевос питанию
О
писани е и измере ние