Файл: Тема Знакомство с работой отделов аптечной организации розничной торговли, а также прикрепленными обособленными подразделениями (аптеки, аптечные пункты, киоски).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответ на претензию по недостаче  должен быть дан поставщиком в 10-дневный, а по качеству и комплектности  в 20-дневный срок, после её поступления. Если иные сроки не предусмотрены  договором. При обнаружении в  сопроводительных документах ошибок в  ценах и суммах стоимости аптека обязана немедленно сообщить об этом поставщику, до получения от поставщика исправительного письма. Этот товар  не подлежит реализации, но приходуется  по ценам и стоимости, указанным  в сопроводительном документе. Иногда товар может поступить раньше, чем от поставщика поступят сопроводительные документы. В таких случаях в  аптеке создаётся комиссия, которая  составляет акт о приёме товара, поступившего без счёта поставщика (А-1.4 или ТОРГ-4, в 2-х экземплярах).

1й  экземпляр акта прилагается  к отчёту материально ответственного  лица и вместе с ним в дальнейшем передаётся в бухгалтерию аптеки,а 2-й остаётся у него. До получения сопроводительных  документов товар учитывается  как принятый на ответственное  хранение и реализации не подлежит.

Если поступили сопроводительные документы, а груз ещё не прибыл, то такой товар не может быть оприходован. В этом случае на сопроводительных документах делается пометка «товар в пути».

Все поступившие в аптеку и принятые материально ответственными лицами товары на основании счёта фактуры  регистрируются в книге учёта  покупок. Кроме того, они записываются в журнал регистрации счетов поступления  товаров по группам (А-1.8) по розничным  и оптовым ценам, как в целом, так и по группам:

·  Медикаменты и субстанции.

·  Перевязочные материалы и предметы ухода за больными.

·  Парафармацевтическая продукция.

·  Очковая оптика.

01.10.22г. – 03.10.22г

Тема: Формирование цен на товары аптечного ассортимента.

Политика ценообразования на товары аптечного ассортимента определяет базовые принципы формирования прибыли аптеки. От неё зависит баланс между низкой и высокой наценкой на оптовые закупочные цены, перекрытие издержек, удовлетворенность покупателей и так далее.

Оптовая цена предприятия — отпускная стоимость, по которой производитель реализует товары оптовым посредникам или розничным организациям. Включает расходные материалы, оплату работы персонала производителя и другие издержки.

Оптовая цена посредника — оптовая стоимость, по которой посредник отпускает товары розничным организациям, в том числе аптекам. Включает стоимость производителя и наценку посредника. Последняя включает все издержки компании-посредника.


Розничная цена — стоимость, по которой аптеки отпускают товары населению. Включает стоимость производителя, наценку посредника и розничную торговую надбавку. Последняя включает издержки розничной организации, включая её прибыль, НДС, содержание торговой точки и так далее.


Многие аспекты фармацевтической отрасли регулируются на государственном уровне. Это объяснимо важностью доступности лекарственных препаратов для населения. Существует несколько схем ценообразования, которые зависят от уровня влияния государства:

  • Рыночное. Строится на классической схеме спроса и предложения, при которой стоимость определяется уровнем спроса и востребованности товаров у покупателей. Государство не участвует в регулировке.

  • Государственное. Стоимость лекарств определяется государством, которое устанавливает предельно допустимые цены на все препараты. Разрабатываются и внедряются программы лекарственного или медицинского страхования и возмещения.

  • Смешанное. Государство только частично регулирует стоимость — обычно на определённые группы препаратов, важные для населения (многие из них отпускаются по рецепту). Цены на остальные препараты определяются исходя их рыночного спроса (обычно безрецептурные, которые свободно продаются в аптеке).

В России используется смешанный порядок ценообразования на товары, представленные в ассортименте аптек, при котором государство регулирует наценку только в отношении лекарств, которые входят в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов — ЖНВЛП.

Остальные товары аптечного ассортимента имеют свободное регулирование цены, которая ограничивается только конъюнктурой рынка и политикой ценообразования конкретной аптеки.

Как государство регулирует цены на лекарства?

В задачи списка ЖНВЛП входит регулировка стоимости определённых препаратов, играющих важную роль для населения. Государство определяет максимально допустимую аптечную надбавку на эти лекарственные препараты, ограничивающую верхнюю планку стоимости.

Этот момент регулирует Федеральный закон N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 (о регулировании цен на лекарства). В соответствии со ст. 60 государственное регулирование производится за счёт:

  • формирования перечня ЖНВЛП;

  • утверждения способа для расчёта максимальной отпускной цены производителей на лекарства из списка ЖНВЛП;

  • регистрации предельных отпускной стоимости препаратов из перечня ЖНВЛП, определённых производителями лекарств;

  • создания государственного реестра предельных отпускных цен производителей на препараты из перечня ЖНВЛП;

  • установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок на препараты из перечня ЖНВЛП.


Чтобы аптеки не злоупотребляли с наценкой на регулируемые государством лекарственные препараты, действует федеральный государственный надзор, а также региональный контроль со стороны органов исполнительной власти. Предусмотрена административная ответственность за нарушение ограничений.

В условиях пандемии коронавируса COVID-19 были разработаны и внесены правки в ст. 60 Федерального закона N 61-ФЗ, которые регулируют предельные наценки на лекарственные препараты и изделия медицинского применения при угрозе эпидемии или в период чрезвычайной ситуации.

В этом случае государство получает право издать приказ и установить предельные отпускные цены на лекарства, которые не относятся к ЖНВЛП, а также регулировать предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактической стоимости производителей. Список таких товаров будет разрабатываться дополнительно под конкретную ситуацию.

Закон позволяет ограничить на 90 календарных дней отпуск лекарств и изделий медицинского применения по стоимости, превышающей утвержденные размеры надбавок к фактическим ценам производителей с учетом НДС.

Формирование цен аптечной организацией

Аптека может самостоятельно устанавливать размер наценки на лекарственные препараты, которые не входят в перечень ЖНВЛП. Формирование стоимости происходит за счёт добавления к оптовой стоимости производителя или посредника наценки, общепринятой для конкретной товарной категории.

Принципы ценообразования требуют обеспечить максимальную прибыльность при поддержания должного уровня конкурентоспособности аптеки. В этом случае аптечная организация должна поставить максимально возможную цену каждой единицы товара, которая не приводит к снижению объёма продаж упаковок.

Ценообразование в аптеке зависит от множества факторов, в том числе от целевой аудитории и расположения конкретной торговой точки. Перед формированием политики ценообразования необходимо тщательно проанализировать и рассчитать минимальную прибыль каждой единицы товара, которая позволит аптеке работать в плюс. При проведении расчётов следует учитывать все операционные затраты и расходы на содержание аптечной организации.

Есть несколько этапов, которые следует учитывать при определении порядка ценообразования на товары в аптечной организации:

  • определение экономических групп ассортимента — разделение по группам товаров, которые при изменении экономической среды ведут себя одинаково и могут управляться одновременно (популярные, неликвидные, ядро ассортимента и так далее);

  • подготовка матрицы ценообразования — определение процента наценки для всех экономических групп товаров во всех ценовых сегментах;

  • применение механизмов для регулирования стоимости — внедрение матрицы ценообразования в деятельность аптеки;

  • доработка матрицы — корректировка стоимости в пределах экономических групп, для этого можно разработать СОП по регулярному обновлению показателей.


Неправильное определение экономической группы конкретного товара и дальнейшее применение не предусмотренной для него наценки чревато нарушением одного из двух ключевых принципов: сохранение конкурентоспособности или обеспечение максимальной прибыльности.

Пример: на популярные сезонные товары сделана повышенная наценка для экономической группы «обычные лекарства». Это создаёт у покупателей ощущение завышенной стоимости и снижает объем продаж в упаковках — цена становится неконкурентоспособной в сравнении с другими аптеками.

Пример: в экономическую группу популярных сезонных товаров внести неликвидные препараты, поставив более низкую наценку в сравнении с остальными препаратами и сделав ставку на объем продаж. Однако такие препараты не способны привлечь новых клиентов или увеличить лояльность существующих, не обеспечивается максимальная прибыльность товара.

Анализ действующей методики ценообразования в аптечной организации позволит оценить эффективность выбранной экономической модели и определить стратегию, которая будет направлена на увеличение прибыли и корректировке негативных аспектов.

04.10.2022г-05.10.2022г

Тема: Таксировка рецептов.

Таксировка рецептов — это определение стоимости лекарственной формы по розничной цене, отпущенной из аптеки по рецепту.

ТАКСИРОВКА РЕЦЕПТОВ НА ГОТОВЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ.

На рецепте слева от выписанного лекарственного средства проставляется цена за единицу товара (одну упаковку лекарственных средств). Если в рецепте выписано, не одна а несколько упаковок лекарственных средств, то цена за единицу товара умножается на количество отпускаемых по рецепту единиц товара (упаковок) и проставляется общая сумма, предъявляемая к оплате.

ТАКСИРОВКА РЕЦЕПТОВ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЭКСТЕМПОРАЛЬНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ.

При таксировке рецепта на лекарственные формы экстемпорального изготовления против каждого ингредиента прописи слева в виде столбика проставляют его стоимость в рублях и копейках в том порядке затем прибавляют стоимость вспомогательных материалов, используемых при изготовлении лекарственных форм (этикетки, пробки, колпачки металлические) стоимость аптечной упаковки (пакет, стеклянная банка и др.) после чего подводится итог. Если в итоге получается сумма с дробными частями копейки, сумму округляют до целой копейки. Дробную часть копейки менее половины отбрасывают, а если она составляет полкопейки и более, цену повышают до целой копейки.


Дробную часть копейки менее половины отбрасывают, а если она составляет полкопейки и более, цену повышают до целой копейки.

Полученная итоговая сумма условно обозначается как стоимость за “медикаменты” кроме того в стоимость лекарственной формы экстемпорального изготовления включается стоимость воды очищенной (если она входит в состав лекарственной формы) а также тариф за изготовление.

Тариф – это стоимость услуг по изготовлению лекарственных форм.

Таким образом, розничная цена за лекарственную форму, изготовленную в аптеке по рецепту врача состоит из 2-х или трех составляющих:

сумма за “медикаменты”;

 стоимость воды очищенной;

 тариф за изготовление;

 На рабочем месте специалиста по приему рецептов должны быть:

1) “Настольная такса” - это таблица розничных цен на медикаменты “ангро”, вспомогательные материалы, аптечную упаковку (склянку, банку, пакет, коробку) цена в таблице проставляется за единицу измерения: для л.с за 1 грамм 1 мл, для вспомогательного материала за одну штуку и за единицу аптечной упаковки (склянку, банку).

2) стоимость воды очищенной за 1 мл.

3) Таблицы тарифов. Аптекам – юридическим лицам предоставлено право самостоятельно разрабатывать тарифы на изготовление и расфасовки лекарственных средств и определять стоимость воды очищенной. Тариф д.б. Утверждены приказом по аптеки в основу тарификации положены:

- нормативы затрат времени на отдельные операции по изготовлению, контролю, фасовке и отпуску экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки (разработаны ВНИИФ).

- стоимость 1 минуты рабочего времени рассчитанной с учетом средней заработной платы.

Рассчитанные тарифы сводятся в таблицы. Тариф подразделен на основной и дополнительный. Величина основного тарифа зависит от вида лекарственной формы, включающей 2 кампонента (жидкие, мягкие, порошки и др), а так же от объема или веса, количества ингредиентов и количества доз объема или веса, способы изготовления (стерильные, глазные капли, простые и сложные лекарственной формы и др). Дополнительные тарифы оценивают услуги по добавлению каждого последующего компонента дозированию каждого последующего порошка (после 10 лет) и ответственность за работу с ядовитыми, наркотическими веществами.

ПРИ ТОКСИРОВКЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ.

1. Жидкие лекарственные формы в аптеке изготавливаются массообъемным методом (сухое вещество отвешивается, растворитель отмеривается).