Файл: Тема Знакомство с работой отделов аптечной организации розничной торговли, а также прикрепленными обособленными подразделениями (аптеки, аптечные пункты, киоски).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Мази изготавливаются весовым способом (сухое вещество и основа отвешиваются) общий вес мази равен сумме сухих веществ и основы.

3. В состав растворов для инъекций и инфузий и глазных капель, кроме действующих веществ входят стабилизаторы, либо изотонирующее вещество.

4. При определении цены жидких л.с. в виде капель исходят из расчета 3 капли в 0,1 г.

5. При определении стоимости воды, в жидких лекарственных формах с концинтрацией сухих веществ > 3% коэффициенты увеличения объема не учитывается.

6. При токсировке порошков необходимо сначала определить общий вес каждого ингредиента, входящего в состав лекарственной формы, а затем его стоимость в розничной цене. Общий вес равен – (доза на 1 прием умножается на количество порошков, прописанных в рецепте). Каждая протаксированная лекарственная форма регистрируется в рецептурном журнале.

Зарегистрировать – это значит присвоить каждой лекарственной форме порядковый номер, под которым она пройдет все этапы аптечного производства: приготовление, контроль и отпуск. Кроме того рецептурный журнал вносится фамилия больного, вид лекарственной формы и ее стоимость, в том числе отдельно регистрируется стоимость ингредиентов, воды, посуды, тарифа.

В аптечной организации используются несколько способов регистрации и учета поступивших рецептов: журнальный, квитанционный, жетонный, чековый.

Квитанционная форма регистрации рецепта. Наиболее распространена в крупных аптеках. Протаксированные и оплаченные рецепты на индивидуально изготовленные лекарственные средства регистрируются в книжке-квитанции. Квитанция состоит из трех частей. Первая- корешок квитанции остается в аптеке для учета. В нем указывается ФИО больного, стоимость и лекарств форма. По корешкам в конце смены подсчитывают количество принятых рецептов и общую стоимость отпускаемых по ним лекарств. Вторая – собственно квитанция – выдается на руки получателю лекарств , форма, стоимость. Третья подклеивается к рецепту.

Жетонная форма оформления заказа на изготовление лекарств. Посетителю выдается номерной жетон определенного цвета и формы. Цвет и форма жетона обозначают конкретную лекарственную форму, номер жетона – соответственно номер рецепта и лекарства. Одновременно номер лекарства и его стоимость регистрируются в журнале производственной формы.

Чековый метод оформления заказа на экстемпоральные лекарства. После таксировки рецепта и его оплаты через кассу рецепт возвращается провизору. И на рецепте провизор проставляет номер кассового чека, которые является номером принятого к изготовлению лекарства. На чеке номер подчеркивается определенным цветом соответствующим определенной лекарственной форме. На чеке провизор указывает только время получения лекарственной формы, т.к. дата и стоимость пробиты кассовым аппаратом.


Ежедневно подсчитывается итоговая стоимость по каждой колонке и оформляется прописью общий итог зарегистрированных рецептов.

06.10.2022г.-07.10.2022г.

Тема: Учет поступления аптечного товара в аптеку.

Поступление товара в фармацевтические учреждения, в том числе и в аптечную организацию, могут осуществляться непосредственно от предприятий изготовителей, от предприятий оптовой торговли лекарственными средствами.

Ассортимент, количество и качество, порядок и сроки отгрузки и другие условия поставки определяются договорами поставки (купли-продажи).

Договора должны быть составлены в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса РФ. Аптека сама устанавливает организацию приёмки, проверки (согласно приказа Минздрава РФ от 16.07.1997 №214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)" раздел 2 "Приемочный контроль"), регистрации, оплату поступающих товаров с учетом условий поставки и транспортировки.
Определяет ответственных за приёмку товара лиц. Порядок и место приемки товара зависит от способа их получения. Если товары доставляются транспортом поставщика, то приемка по количеству и качеству товаров производится непосредственно в аптеке.

Если аптека сама приезжает за товаром к поставщику, то полная приемка с проверкой количества и качества производится на складе поставщика.

Прием товаров отгруженного иногородними поставщиками производится дважды: вначале - экспедитором от транспортной организации, связи по количеству мест и весу брутто (вес с тарой), а затем - в самом предприятии материально-ответственным лицом с полной проверкой их количества и качества.

Для получения товара от транспортной организации или поставщика уполномоченному лицу выдаётся доверенность установленного образца. Доверенность применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей. Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия и под роспись выдает получателю. Подписывает доверенность руководитель и главный бухгалтер.

Доверенность выдается с указанием срока действия. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых поставок может быть выдана на 1 календарный месяц.

Поставщик при отгрузке товара выписывает аптечному учреждению:


  1. расчетные документы - счета, платежные требования;

  2. товарные документы - товарные накладные (ф. № Торг-12), товар­но-транспортные накладные;

  3. налоговые документы - счета-фактуры;

  4. сопроводительные документы - сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие качество.

Приём товаров от организации транспорта производится с учетом правил действующих на транспорте и условий договора поставщика по перевозке груза. Как правило, товар в этом случае принимается по количеству мест и массе брутто, сверка производится по сведениям, указанным в транспортных накладных.

По результатам сверки составляется "Акт приёмки товара", при обнаружении недостачи, боя, порчи, брака оформляется "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приёме товарно-материальных ценностей" для предъявления претензии поставщику (отправителю).

Для предъявления претензий транспортной организации или организации связи, оформляется специальный коммерческий акт в соответствии с правилами, действующими в этих организациях.

Прием товара непосредственно в аптеке или на складе поставщика - товары проверяются на основании сопроводительных документов, по наименованиям, количеству и качеству.

Приём должен проводиться в соответствии с техническими условиями, инструкциями о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и количеству (П-6, П-7), если этот порядок приемки предусмотрен договором.

Проверяется маркировка, позволяющая установить завод изготовитель, номера серии, номер анализа, документы, подтверждающие качество товара, и другие сведения. Прием товара подтверждается материально-ответственным лицом, распиской в товарной накладной либо ставится "Штамп приемки".

Если обнаружено расхождение с документами поставщика, приёмка приостанавливается, создаются условия для сохранности принимаемого товара. По телефону сообщается поставщику о расхождении и решается вопрос о выезде его представителя или создании комиссии по приёмке товара без представителя поставщика.

По результатам приёмки составляется "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приёмке товарно-материальных ценностей" (Акт можете скачать по данной ссылке).

По местам нахождения и хранения, поступившие товары по каждому документу учитываются в хронологическом порядке в "Журнале учёта товаров на складе", либо ведется "Журнал регистрации поступления товаров", ведомственная и в приходной части "Товарного отчета".


08.10.2022г.-10.10.2022г.

Тема: Оформление документов на поступивший аптечный товар.

Документальное оформление поступления товара

Принятый товар регистрируется в документах первичного учета:

· В книге регистрации поступления товаров по группам формы АП-5

· В журнале регистрации операций, связанных с оборотом НСПВ

· В журнале учета ядовитых и др. средств, подлежащих ПКУ и этилового спирта

· В журнале учета ЛП с ограниченным сроком годности

МОЛ приходуют поступивший товар в товарном отчете формы АП-25.

Документальный учет реализации товаров.

Розничный то можно разделить на 2 вида:

1. Реализация товаров населению.

2. Реализация товаров организациям.

Реализацию товаров населению можно разделить на три части:

1.Реализация лп по рецептам.

Особый вид продажи, причина которого определяется медицинскими работниками (промежуточными потребителями лекарственных препаратов), выписавшими рецепт на экстемпоральную или готовую лекарственную форму.

При учете экстемпоральных лекарственных форм за единицу принимается одна рецептурная пропись независимо от входящих в нее ингредиентов и их количества.

Готовые лекарственные формы (ГЛФ) ежедневно учитываются по стоимости (только бесплатные и льготные учитываются ежедневно и по количеству, и по стоимости). В случае автоматизированного учета движения товаров также появляется возможность ежедневного учета количества всех отпущенных ГЛФ.

За одно готовое лекарственное средство промышленного производства принимают оригинальную единичную упаковку в готовом для отпуска населению виде.

Сумма выручки фиксируется в «Журнале учета рецептуры», «Кассовой книге» и расходной части «Товарного отчета» материально-ответственного лица.

Для количественного учета ГЛФ за любой период времени (чаще квартал) при отсутствии автоматизированных средств попредметного учета каждой реализованной ассортиментной позиции можно использовать условный расчетный метод, который заключается в том, что в течение 5 дней в начале периода и 5 дней в конце периода определяют количество и стоимость готовых лекарственных форм, отпущенных населению. С помощью этих данных рассчитывают среднюю стоимость одной ГЛФ в изучаемом периоде. Получив из «Журнала учета рецептуры» стоимость готовых лекарственных средств за весь период и зная среднюю стоимость одной ГЛФ, рассчитывают количество ГЛФ в этом периоде.


 При учете бесплатных и льготных рецептов дополнительно к названным первичным документам по экстемпоральным и готовым лекарственным формам составляется «Сводный реестр», на основе которого аптечная организация, осуществившая отпуск товаров декретированным группам населения на бесплатных и льготных условиях, выписывает счет для оплаты лекарственных препаратов. К счету прилагается первый экземпляр «Сводного реестра» и первые экземпляры рецептов формы № 148-1/у-88.

 Счета регистрируются в «Реестре выписанных покупателям требований-накладных (счетов)» (форма № А-2.22).

 2. Безрецептурная реализация лп и другие товаров аптечного ассортимента.

Учитывается в денежном измерителе. Величину оборота определяют по данным контрольно-кассовой ленты как выручку отдела безрецептурного отпуска и фиксируют в «Кассовой книге», а также расходной части «Товарного отчета» материально ответственного лица.

 3. Реализация товаров через мелкорозничную сеть.

Может учитываться как с использованием только денежного измерителя, так и с использованием денежного и натурального измерителей.

Отпуск товаров в мелкорозничную сеть проводят по требованиям-накладным, выписываемым заведующим аптечным киоском или пунктом.

Выручка мелкорозничной сети ежедневно сдается в кассу аптеки, что оформляется приходным кассовым ордером и отражается в «Кассовой книге».

Основная группа расхода товаров - реализация их населению. Документальное оформление на основании z-отчета и должна быть отражена в расходной части товарного отчета.

 5) Прочие приходные и расходные товарные операции.

 Кроме реализации существуют прочие расходные товарные операции. Каждую приходную и расходную операции оформляют документально.

· Расход товаров на хозяйственные нужды.

Документы - журнал учета товаров на хозяйственные нужды.

Оформляется акт о списании средств на хозяйственные нужды.

· Расход товаров на оказание первой медицинской помощи.

Журнал учета товаров на оказание первой медицинской помощи и справка об использовании товаров на оказание первой медицинской помощи.

· Изъятие лф на анализ в кил.

Составляют акт об изъятии на анализ.

· Уценка по лабораторно-фасовочным работам. Справка по дооценке и уценке.

· Естественная убыль товара.

Расчет естественной убыли и акт результатов инвентаризации.