Файл: Личность студента вуза социальнопсихологические особенности, ценностные ориентации, профессиональное развитие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение в вузе – это один из первых этапов вхождения в деятельность и оно, безусловно, оказывает влияние на иерархическую структуру ценностных ориентаций, так же как и возрастные особенности респондентов (юность).

Проблема ценностных ориентаций личности занимает одно из важных и центральных мест в философии, социологии, психологии, педагогике. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой подсистему сознания, в которой находят свое отражение ценности, признаваемые человеком как стратегические жизненные цели и общие мировоззренческие ориентиры. Иными словами, система ценностных ориентаций включает, прежде всего, принципы поведения в обществе, а также принципы понимания собственного поведения и поведения других людей.

Определение ценностных ориентаций позволяет выявить индивидуальную и групповую направленность на те или иные общечеловеческие ценности, цели и средства жизнедеятельности, выявить степень их значимости для человека и общую установку на определенный тип поведения.

В исследованиях ценностных ориентаций К. В. Рубчевского, И. П. Селезневой, И. А. Щербаковой и др. убедительно показано, что профессиональная деятельность влияет на иерархическую структуру ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации будущего учителя играют исключительно важную роль не только в формировании его собственной личности, но и служит в дальнейшей профессиональной деятельности специфическим ценностным эталоном для его учеников. Все сказанное показывает необходимость исследований особенностей ценностных ориентаций студенческой молодежи, в частности такой ее, достаточно многочисленной группы, как студенты педагогических вузов.Это обусловлено тем, что от деятельности учителя в немалой степени зависит состояние общества и динамика его изменений.

В юношеском возрасте наблюдается существенный рост стремления к собственным психолого-социологическим переживаниям, отношения к другим людям и к себе, влияющий на процесс развития формирования таких вопросов как культурные ценности, религия, мораль, этика, проблемы мировоззренческого характера и смысла жизни. Проблема формирования и развития сознания и самосознания личности, а также проблема самоопределения и выбора жизненного пути в этот период считаются важными и острыми.

Главным в психическом и личностном развитии в юности многие психологи считают осознание своего места в будущем, своей жизненной пер­спективы, связывая это с тем, что в этом возрасте интенсивно развивается сознание и самосознание личности, формируется ее «Я-концепция»,
возникают новые стимулы развития, черты характера и основные формы межличностного поведения. Наиболее важным мотивационными линиями при этом становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение, так или иначе направленные на самосовершенствование личности, на поиск своего предназначения. Обобщая результаты по всем методикам, мы пришли к следующим выводам о динамике ценностных ориентаций студентов педвуза от первого курса к выпускному.

1. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению к старшим курсам. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.

2. Наиболее значимая ценность для младших курсов – признание и уважение людей, потребность в достижениях. Эта потребность имеет тенденцию к снижению, оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ценностных ориентаций студентов.

4. Стремлением к развитию себя имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов. У большинства студентов значимость этой потребности к 5 курсу возрастает.

5. На протяжении обучения в университете увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью).

6. Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям к старшим курсам значительно падает.

Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о наличии изменений в структурах ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в период обучения. Эти изменения обнаруживают себя в позитивном отношении студентов старших и младших курсов к таким ценностям как семейное благополучие и сохранение сил и здоровья, материальный достаток.


На старших курсах большую, чем на младших курсах, значимость имеют ценности профессиональной самореализации, альтруистические ценности и ценности принятия других, и меньшую – ценности межличностного общения, индивидуалистические и этические ценности, а также ценности самоутверждения.

С нашей точки зрения, выявленная нами в структуре ценностных ориентаций студентов динамика может быть обусловлена не только возрастными особенностями студентов младших и старших курсов, но и спецификой их учебной деятельности, которая в каждом случае сказывается на характере жизненных задач, решаемых студентами младших и старших курсов (для первых – это, прежде всего проблемы адаптации, для вторых – проблемы, связанные с завершением учебы и выбором дальнейшего жизненного пути.

Личностно-профессиональное развитие студентов


Профессиональное развитие студента – это формирование у него знаний и навыков практической профессиональной деятельности по направлению специальности, а также развитие навыков социального действия и взаимодействия в профессиональной сфере, осознание своей профессиональной роли и выработка своей профессиональной позиции.

Профессиональное развитие студентов связано с формированием профессионального самосознания, которое состоит из: осознанного отношения себя к определенной профессии, адекватное представление о своих профессиональных знаниях и навыках и оценка их соответствия профессиональным эталонам, знания о специфике своего признания в определенном профессиональном направлении деятельности, умение оценивать свои положительные и отрицательные качества и профессиональные навыки, знания о способах профессионального саморазвития, представление о своей личности, ее профессиональной принадлежности и будущей работе.

Профессиональное развитие, формирование профессионального самосознания невозможно без личностного развития студента. Чтобы студент саморазвился и самоутвердился в профессиональном плане, у него должны сформироваться следующие свойства личности:

  • Любознательность. Она отражает потребность в познании и расширении своих знаний о разных сторонах окружающей действительности, процессах и объектах;

  • Эстетические качества. Они связаны с формированием любви к прекрасному, формированием чувства вкуса, умения видеть красоту во всем и наслаждаться ею, восхищаться прекрасным и ценить его;

  • Трудолюбие. Оно необходимо для того, чтобы осознавать социальную направленность своей деятельности: трудиться на благо общества, созидая что-то новое, значимое и полезное, принесение полезных итогов от своей профессиональной деятельности;

  • Организованность. Это качество сопоставимо с дисциплинированностью и отражает способности доведения начатого дела до конца, навыки планирования своей деятельности, соблюдение норм и правил ее выполнения, контроль и оценка ее итогов;

  • Коллективная принадлежность. Она связана с осознанием личности себя частью коллектива и направление своей деятельности с учетом потребностей и интересов членов коллектива, учет их мнения и взглядов, навыки нахождения компромисса в решении профессиональных задач.


Исходя из необходимости формирования определенных свойств личности, личностно-профессиональное развитие студентов реализуется по следующим направлениям:

  1. Самоактуализация студентов в образовательной работе. Каждый студент должен приложить усилия для максимального выявления и развития своих познавательных возможностей и интеллекта.

  2. Эстетическое и этическое развитие. Усвоение студентом этических норм социального поведения и формирования основных эстетических качеств.

  3. Формирование профессиональной ориентации деятельности и необходимых для этого знаний и навыков. Студент должен осознать свою профессиональную роль и направить свое развитие для ее полноценного и продуктивного исполнения.

  4. Определение жизненных ориентиров и выработка жизненной позиции. Студенту необходимо составить максимально конкретные планы на жизнь и сформировать свое отношение к ее процессам и явлениям.

  5. Развитие ответственности и самостоятельности. Навыки самостоятельности являются приоритетными в профессиональной деятельности. Поэтому, их формированию уделяется особое внимание. Необходимо выработать умение принимать решения и отвечать за них, самостоятельно искать пути решения различных задач и проблем.

  6. Формирование креативности. Креативность мышления позволяет вносить творческий компонент в стандартную деятельность. Креативное мышление лежит в основе успешной профессиональной деятельности различных направлений.

  7. Формирование психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Таким образом, под профессиональным становлением студенческой молодежи мы понимаем «длительный процесс вхождения студента в будущую трудовую сферу посредством самоанализа собственных профессиональных потребностей, а также соотнесения своих способностей с требованиями, выдвигаемыми к специалисту данной сферы». Также хочется отметить, что молодые люди, обучающиеся в ВУЗах, сталкиваются с проблемой профессионального становления, соотнося себя с различными профессиональными областями. Особенности процесса профессиональной подготовки в современном социальном университете - раскрытие перед студентами своеобразия труда в социальной сфере как в учебной, научно-исследовательской, так и социально-воспитательной, осознанного отношения к себе, деятельности, профессии, привитие психологической культуры просоциального поведения, готовности к труду в социальной сфере, творческого подхода к профессиональному развитию. Одной из важнейших задач высшего образования должна выступать не только возможность получения новых качественных знаний, а также воспитание личности, готовой к самостоятельным решениям и способной самоопределению себя в профессиональной среде. Высшее образование, на наш взгляд, должно выступать «проводником» между студентом и профессиональной сферой деятельности, то есть подготавливать его к роли специалиста, а также создавать необходимые условия, при которых профессиональное становление студентов будет проходит наиболее благоприятно и эффективно. Результат профессиональной подготовки субъекта в процессе непрерывного социального образования, на наш взгляд, должен представлять совокупность сформированных основ профессионализма и способности к продуктивному действию, имеющему духовно-нравственные основания. Поэтому решение задачи усовершенствования процесса непрерывного социального образования связано с разработкой модели непрерывного социального образования на основе компетентностного подхода, с учетом праксеологических и философско-антропологических аспектов.


Список литературы


  1. Фокина, И. В. Мотивационная сфера личности студента-психолога: особенности развития в процессе профессионального становления : монография / И. В. Фокина, Н. В. Носова, О. К. Соколовская. — Вологда : ВоГУ, 2018. — 147 с.

  2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 499 с