Файл: Понятие и сущность налоговой политики рф 4 Глава Методы осуществления налоговой политики рф 12.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 1
Глава 1. Понятие и сущность налоговой политики РФ 4
Глава 2. Методы осуществления налоговой политики РФ 12
Заключение 16
Список используемой литературы 19
Введение
В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием существования и экономического развития страны, ведь именно они составляют львиную долю доходных поступлений бюджета. Наряду с этим, налоги являются неотъемлемым бременем налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц), что уменьшает их потребительские возможности. В этих условиях весьма актуальна роль действующей налоговой политики, осуществляемой государством. К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончило формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики.
Однако и сегодня осуществляются некоторые преобразования налоговой системы. Эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от идеальной. Правительство строит налоговую политику с учетом экономического состояния страны и отбирает те принципы, которые являются наиболее актуальными на данный момент.
Налоговая политика, с одной стороны, способна обеспечить потребности общественного воспроизводства и рост благосостояния страны, а с другой, может законсервировать налоговую систему страны. Являясь частью финансовой и экономической политики государства, налоговая политика постоянно меняется под воздействием социально-экономической и политической обстановки в стране.
Вышесказанное обуславливает особую актуальность исследуемой темы. Целью реферата является изучение сущности действующей налоговой политики государства и ее основных направлений, на современном этапе. Для достижения поставленной цели в контрольной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы налоговой политики как составной части финансовой политики государства;
- рассмотреть методы налоговой политики;
- рассмотреть основные направления современной налоговой политики РФ.
Объектом исследования данной работы послужили процесс функционирования и специфика российской налоговой политики.
Предметом исследования является налоговая политика.
Глава 1. Понятие и сущность налоговой политики РФ
Налоговая политика является важной составляющей социально-экономической политики государства. Термин «налоговая политика» получил широкое распространение в современной политической, экономической и социальной сферах. Тем не менее, законодательство РФ термин налоговая политика практически не употребляет, как и не раскрывает его содержание.
В.Г. Пансков считает, что налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [14, с.26].
По мнению М.В. Карпа налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны [10, с.49].
Налоговая политика -- это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).[4]
На наш взгляд, налоговая политика - это комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов с целью реализации основных направлений социально-экономического развития.
Цель налоговой политики не является чем-то застывшим и неподвижным. Она формируется под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуации в стране и регионе, расстановка социально-политических сил в обществе.
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильности налоговой системы;
- одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;
- равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
- одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.
Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.
Субъектами налоговой политики выступают:
- государственной - Российская Федерация;
- региональной - субъекты РФ (республики в составе РФ, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург);
- муниципальной - города, районы, районы в городах.
Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.
При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.
По мнению А. Сердюкова, основами налоговой политики выступают:
· Научно обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с закономерностями общественного развития и выводами экономической и финансовой наук.
· Учет:
- специфики конкретных исторических внешних и внутренних условий;
- географического положения;
- реальных экономических возможностей государства.
· Изучение генезиса налоговой политики, мирового опыта, выявление прогрессивных тенденций, применимых на соответствующем историческом этапе развития экономической стратегии конкретной страны.
· Учет многоотраслевой структуры и многоуровневого характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики.
· Использование многовариантных расчетов при выработке концепции налоговой политики и предвидение возможных положительных и отрицательных последствий наложения соответствующих налоговых сценариев на конкретную экономическую ситуацию в стране на основе широкого применения различных экономико-математических методов [16, с.169].
К целям налоговой политики относятся:
- обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
- содействие устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и малого предпринимательства;
- обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
В теории налогообложения принято выделять цели налоговой политики:
- фискальную,
- экономическую,
- стимулирующею,
- экологическую,
- контрольную,
- международную;
Основной целью налоговой политики является фискальная, она выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов.
Экономическая цель налоговой политики заключается в целенаправленном воздействии на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства.
Социальная цель заключается в сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Стимулирующая цель предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.
Экологическая цель ориентирована на охрану окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций.
Контрольная цель налоговой политики используется государством для принятия решений в области функционирования, как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы.
Международная цель выражается: в ведении налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.
Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114)[1] закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.
Таким образом, налоговая политика - это важнейшая часть финансовой политики, курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.
Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.
Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, а также проблемы экономического развития страны.
Рассматривая место налоговой политики в иерархии методов государственного управления экономикой, следует учитывать ее подчиненное положение по отношению к общеэкономической, финансовой и бюджетной политике, составной частью которых она является. Направления налоговой политики определяются в зависимости от состояния экономики. Однако налоговая политика может самостоятельно воздействовать на производственные отношения, подавляя или развивая их в зависимости от характера реализуемых государством мер.
Содержание налоговой политики делится на стратегические и тактические направления. Стратегия налогообложения обосновывает пути совершенствования налоговой системы и механизма управления последней исходя из приоритетов экономической и социальной политики государства, определяет прогноз вероятных изменений уровня налоговых поступлений с учетом перспектив развития экономики и рыночной конъюнктуры. Тактическое направление предполагает разработку основных форм реализации стратегических задач государства и их практическое воплощение в существующей налоговой системе. Помимо этого, предполагается оперативное изменение условий обложения (ставок, льгот, порядка и сроков уплаты и др. элементов налога) в соответствии с необходимыми корректировками экономического курса, проводимого правительством [15, с.288].
Налоговая политика может приобретать различные формы, среди которых многие исследователи выделяют три основных (в зависимости от поставленных государством целей фискального регулирования):
· Политика максимальных налогов характеризуется увеличением числа налогов, ростом налоговых ставок, сокращением налоговых льгот.
Целью таких мер является наращивание массы налоговых поступлений. Однако жесткие условия налогообложения могут спровоцировать вместо ожидаемого прироста государственных доходов, их сокращение в связи со свертыванием производства и отсутствием заинтересованности в его развитии, а также уклонением от уплаты налогов.