Файл: Законодательство Китая о банкротстве основные этапы эволюции Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После вынесения народным судом определения о завершении процедуры ликвидации индивидуального частного предприятия в соответствии с процедурой ликвидации при банкротстве кредиторы данного предприятия сохраняют право требовать от предпринимателя погашения обязательств индивидуального частного предприятия в части, не погашенной при ликвидации данного предприятия.
22 июля 2013 г. Народный суд высшей ступени города Пекин опубликовал Правила производства по делам о банкротстве для нижестоящих судов (судов средней ступени и судов основной ступени), которые применяются пекинскими судами со дня их опубликования.
Правила поясняют основные положения законов, подзаконных актов и судебных разъяснений, имеющих отношение к банкротству юридических лиц, и одновременно содержат обобщение практики производства по данной категории дел в пекинских судах. Данный документ для народных судов в остальных провинциях обязательного характера не имеет в отличие от Закона КНР «О банкротстве предприятий» и судебных разъяснений Верховного Народного Суда КНР. В соответствии со ст.6 Правил Верховного Народного Суда КНР «О работе по судебному толкованию» 2007 г. только высший судебный орган вправе принимать судебные акты особого рода – Правила. Правила Верховного Народного Суда КНР представляют собой судебное толкование, направленное на формулирование норм, необходимых при разрешении споров и основанных на «духе закона». Высший судебный орган КНР обладает полномочиями по созданию правовых норм, не противоречащих принципам права КНР, а судебные акты, в которых закрепляются данные нормы, являются источниками гражданского права [4].
Между тем, значение Правил, принятых Народным судом высшей ступени города Пекин, трудно переоценить. Обобщая судебную практику пекинских судов, Правила уточняют положения и восполняют пробелы правовых актов, принятых на общегосударственном уровне, и могут служить ориентиром для дальнейшего совершенствования законодательства о банкротстве в Китае.
Правила содержат 336 пунктов, посвященных вопросам подсудности дел о банкротстве, подтверждения неплатежеспособности должника и прав кредитора, проверки народными судами документов, представляемых должником, и оснований для начала процедуры банкротства, а также о деятельности управляющих, их назначении и замене, определении суммы вознаграждения управляющего, ликвидации предприятия.
Согласно Правилам, процедура банкротства, предусмотренная Законом КНР «О банкротстве предприятий», распространяется на предприятия, являющиеся юридическими лицами, и при приеме заявлений народные суды обязаны проверить, имеет ли должник статус юридического лица. При этом Народный суд высшей ступени города Пекин напомнил нижестоящим судам о том, что банкротство некоторых других организаций осуществляется с учетом процедуры банкротства предприятий – юридических лиц. Например, это индивидуальные частные предприятия (со ссылкой на разъяснение Верховного Народного Суда КНР), товарищества, частные учебные заведения, сельскохозяйственные кооперативы.
Дела о банкротстве предприятий рассматриваются народными судами по правилам
Гражданского процессуального кодекса КНР при отсутствии специальных положений в Законе о банкротстве предприятий (ст. 4 Закона). В соответствии с Решением
Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей 10–го созыва
«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс КНР» от 28 октября 2007
г. положения о порядке судопроизводства по делам о банкротстве предприятий и возврате долгов из ГПК были исключены. ГПК КНР в действующей с 1 января 2013 года редакции специальных правил рассмотрения данной категории также не содержит [5].
Дела о банкротстве подсудны народным судам по месту нахождения предприятия – должника (ст. 3 Закона КНР «О банкротстве предприятий»). Местом нахождения предприятия–должника признается место размещения основного офиса этого предприятия. Если место нахождения основного офиса предприятия–должника невозможно определить, дело о банкротстве подсудно народному суду по месту регистрации предприятия.
Признаками несостоятельности являются невозможность выполнить обязательства должником на сумму не менее чем 5000 юань, существующая в течение трех недель [8].
Помимо ликвидации должника, действующий Закон КНР «О банкротстве предприятий» предусматривает возможность проведения финансового оздоровления предприятия или примирительной процедуры (процедуры посредничества для заключения мирового соглашения). В соответствии со ст.7 Закона должник может обратиться в народный суд с ходатайством о проведении финансового оздоровления, проведении примирительной процедуры или признании банкротом и ликвидации.
Если должник не имеет возможности своевременно погасить долговые обязательства, с ходатайством о проведении финансового оздоровления или признании банкротом и ликвидации предприятия могут обратиться в народный суд кредиторы (инициировать банкротство может и единственный кредитор).
Кроме того, с заявлением о признании предприятия банкротом может обратиться трудовой коллектив должника, налоговый орган или орган социального страхования. Трудовой коллектив может обратиться в народный суд с заявлением при наличии у предприятия признаков банкротства и согласия не менее 2/3 представителей на собрании представителей трудового коллектива или участников общего собрания трудового коллектива предприятия.
В соответствии с главой VIII Закона в ходе процедуры банкротства до объявления предприятия банкротом с ходатайством о проведении процедуры финансового оздоровления
также может обратиться участник предприятия, доля которого в предприятии составляет не менее 10 процентов [1].
Если несколько лиц обращаются в суд с различными видами заявлений (например, одновременно подаются заявления о проведении процедуры банкротства, финансового оздоровления или примирительной процедуры), народный суд обязан организовать проведение слушаний и переговоров между лицами, обратившимися в народный суд. Если в результате переговоров согласие не было достигнуто, народный суд самостоятельно принимает решение о том, какая процедура должна быть проведена в отношении предприятия–должника в соответствии с его фактическим состоянием.
Несмотря на то, что обновленное законодательство о банкротстве в КНР существует уже 9 лет, практика его реализации остается мало активной. Среди причин такого явления называют глубоко внедрившуюся в Китае веру в коллективизм и его традиции, чрезмерно широкое судебное усмотрение и правительственное участие. Активная роль суда и правительственных агентств отражает представление о том, что система урегулирования споров в Китае в большей степени касается публичных интересов, нежели частных дел, что основано на предпочтении большинством китайцев социальной стабильности и иллюстрирует тенденцию китайского общества к сохранению превосходства интересов коллектива над интересами индивидуума [27, c.561].
Выводы
Проведенное исследование позволяет выделить три основных этапа развития законодательства о банкротстве в Китае.
Первый этап с начала XX века охватывает период действия гоминьдановского законодательства до создания КНР в 1949 г.
Начало второго этапа совпадает с периодом экономических реформ 1970-1980 г.г. и продолжается до 2006 г.
Современный этап правового регулирования банкротства соответствует периоду действия закона «О банкротстве предприятий» 2006 г. и находится в развитии. Каждый из этих этапов зеркально отражает социально–экономические аспекты политики КНР, а также влияние опыта регулирования банкротства в других государствах.
Учитывая, что экономика Китая соревнуется за первую позицию в мире (а по некоторым оценкам таковой уже является), можно с уверенностью прогнозировать дальнейшие изменения в сфере правового регулирования банкротства в направлении гармонизации данного института с правом тех стран, с которыми Китай особенно тесно сотрудничает в экономической сфере. Наиболее ожидаемым шагом в этой связи является распространение норм о банкротстве на индивидуальных предпринимателей. С развитием рыночной экономики доля их участия в бизнесе резко увеличивается, и возможность судебного признания индивидуальных предпринимателей банкротами предусмотрена в законодательстве многих стран. О том, что основа для соответствующих изменений в законодательстве о банкротстве в Китае создана, свидетельствует толкование закона, данное Верховным Народным Судом КНР в ответе, опубликованном 1 декабря 2012 г. (о применимости положений о банкротстве к случаям ликвидации индивидуальных частных предприятий).