Файл: Решение Система потребительской кооперации Центросоюза осуществляет финансовохозяйственную деятельность по ряду направлений, среди которых доминирует торговля,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание для самостоятельной работы,
Написать экономическое эссе об одной из отраслей деятельности потребительской кооперации Российской Федерации (Сибирского федерального округа или регионального союза потребительских обществ), используя данные о деятельности субъектов потребительской кооперации за 2019, 2020 и 2021 годы.
Характеризуя отрасль деятельности потребительской кооперации, необходимо отразить следующее:
- место отрасли (удельный вес и его изменение) в совокупном объеме деятельности;
- динамику объемов деятельности;
- наличие и использование материально-технической базы за период исследования;
- численность работников отрасли, их удельный вес в общей численности штатных работников;
- среднюю выработку работников отрасли, ее динамику; сравнить со средней выработкой в других отраслях;
- динамику финансового результата (абсолютного и относительного).
Решение:
Система потребительской кооперации Центросоюза осуществляет финансово-хозяйственную деятельность по ряду направлений, среди которых доминирует торговля, и прежде всего розничная, что соответствует ключевым целям и принципам социально ориентированной деятельности кооперативных организаций.
На долю розничной торговли приходится 65-68% в совокупном объеме доходов от всех видов деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Динамика совокупного объема деятельности организаций системы
потребительской кооперации Сибирского федерального округа
за 2019-2021 гг.
Показатель | Совокупный объем деятельности | Оборот розничной торговли | |||||
сумма, млн. руб. | абс. изменение, млн. руб. | Темп роста, % | млн. рублей | абс. изменение, млн. руб. | Темп роста, % | в % к совокупному объему деятельности | |
2019 г. | 19937 | -1007 | 95,2 | 13090 | -897 | 93,6 | 65,7 |
2020 г. | 19735 | -202 | 99,0 | 13503 | +413 | 103,2 | 68,4 |
2021 г. | 20219 | +484 | 102,5 | 13611 | +108 | 100,8 | 67,3 |
Несмотря на то, что деятельность организаций потребительской кооперации выполняет задачи обеспечения продовольственными и непродовольственными товарами населения преимущественно в сельской местности, где отсутствуют точки продаж ритейлеров, оборот кооперативной розничной торговли в округе снижается в 2019 году, за исключением 2020 и 2021 гг., когда в условиях карантинных ограничений население отдавало предпочтение покупке товаров в ближайших торговых точках. В данной ситуации организации потребительской кооперации получили существенное преимущество, поскольку их розничные точки продаж рассредоточены в труднодоступных районах и менее населенных территориях, хотя цена на товары значительно выше, чем у розничных торговцев некооперативной формы собственности. В результате, в 2020 г. оборот розничной торговли организаций системы потребительской кооперации Сибирского федерального округа увеличился по сравнению с 2019 г. на 3,2% и составил 13503 млн. руб., а в 2021 году он вырос на 0,8% и составил 13611 млн. руб.
При этом увеличилась и доля розничной торговли в совокупном объеме деятельности потребительской кооперации Сибирского федерального округа с 65,7% в 2019 г. до 68,4% - в 2020 г., а в 2021 году она снизилась и составила 67,3%. В целом за период анализа вклад розничной торговли в формирование доходов системы потребительской кооперации округа не изменилась, хотя ее совокупный объем деятельности увеличивался с каждым годом и в 2021 году составил 20219 млн. руб.
Как видно на рис. 1 и рис. 2, увеличение оборота розничной торговли в 2021 г. к уровню 2020 г. характерно не только для организаций потребительской кооперации Сибирского федерального округа, но и для системы Центросоюза в целом.
Рисунок 1. Оборот розничной торговли организаций Центросоюза
в 2019-2021 гг., млн. руб.
Рисунок 2. Динамика оборота розничной торговли
организаций Центросоюза в 2019-2021 гг., %
Говоря о наличии и использовании материально-технической базы организациями розничной торговли системы потребительской кооперации Сибирского федерального округа, следует отметить тенденцию к сокращению численности предприятий розничной торговли (таблица 2). Если в 2019 г. на балансе организаций потребительской кооперации СФО числилось 3492 предприятия розничной торговли, то в 2021 г. – 3205 предприятий, что на 8,2% меньше. Более интенсивное сокращение численности предприятий розничной торговли по системе потребкооперации СФО имело место в 2019 г., в течение которого прекратили деятельность 351 (514 – 163) хозяйствующий субъект.
Таблица 2
Динамика предприятий розничной торговли системы потребительской кооперации Сибирского федерального округа за 2019-2021 гг.
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Отклонение, +,- | Темп роста, % | ||
2021 / 2020 | 2021 / 2019 | 2021 / 2020 | 2021 / 2019 | ||||
Количество предприятий розничной торговли, ед. | 3492 | 3329 | 3205 | -124 | -287 | 96,3 | 91,8 |
из них магазины | 3414 | 3256 | 3139 | -2 | -117 | 96,4 | 91,9 |
действующие | 1967 | 1833 | 1740 | -227 | -93 | 94,9 | 88,5 |
сдано в аренду | 581 | 594 | 550 | -31 | -44 | 92,6 | 94,7 |
закрыто | 866 | 829 | 849 | -37 | +20 | 102,4 | 98,0 |
Поскольку предприятия розничной торговли системы потребительской кооперации СФО осуществляют деятельность преимущественно посредством реализации товаров через магазины, то и сокращение численности таких предприятий обусловлено преимущественно прекращением работы торговых точек в малочисленных и отдаленных населенных пунктах на территории округа. Ежегодно, количество действующих магазинов, относящихся к системе потребительской кооперации СФО сокращается и в 2021 г. составило 3139 объектов, что на 8,1% меньше, чем в 2019 г. Количество магазинов, которые сданы в аренду, сократилось на 44 по сравнению с 2019 г. и в 2021 г. составило 550 объекта. Магазины,
которые закрыты и не осуществляют торговлю, постепенно ликвидируются, их количество в 2021 г. составило 849 объектов, что на 20 объектов больше, чем в 2020 г.
По мере сокращения сети магазинов системы потребительской кооперации СФО, сокращается совокупная площадь торговых площадей кооперативной розничной торговли (таблица 3). В 2021 г. общая площадь магазинов розничной кооперативной торговли СФО составила 528,4 тыс. кв. м, что на 8,1% меньше, чем в 2019 г.
Таблица 3
Динамика площади магазинов кооперативных организаций Сибирского федерального округа за 2019-2021 гг.
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Отклонение, +,- | Темп роста, % | |||
2021 / 2020 | 2021 / 2019 | 2021 / 2020 | 2021 / 2019 | |||||
Количество магазинов | 3414 | 3256 | 3139 | -117 | -275 | 96,4 | 91,9 | |
Общая площадь магазинов, тыс. кв. м | 554,1 | 539,7 | 528,4 | -11,3 | -25,7 | 97,9 | 95,4 | |
Торговая площадь магазинов, тыс. кв. м | 307,7 | 301,8 | 295,8 | -6 | -11,9 | 98,0 | 96,1 | |
Доля торговой площади в общей площади магазинов, % | 55,5 | 55,9 | 56,0 | +0,1 | +0,5 | 100,2 | 100,9 | |
Средняя площадь на один магазин, кв. м: Общая | 162 | 166 | 168 | +2 | +4 | 101,2 | 103,7 | |
Торгового зала | 90 | 93 | 94 | +1 | +4 | 101,1 | 104,4 |
Однако, даже в условиях сокращения количества предприятий розничной торговли показатель использования доступных площадей сохраняется на уровне 55-56%.
Как видно, процесс сокращения количества магазинов развивается быстрее, чем происходит уменьшение их совокупной торговой площади. Следовательно, средняя общая площадь одного магазина постепенно увеличивается и в 2021 году составила 168 кв. м., что 4 кв. м или на 3,7% больше, чем в 2019 году.
При этом средняя площадь торгового зала в действующих магазинах кооперативной розничной торговли увеличилась на 4 кв. м., или на 4,4%.
Анализ динамики площадей магазинов кооперативной розничной торговли позволяет сделать вывод о повышении эффективности использования их торговых площадей.
В то же время, положительная динамика торговых площадей, которая является одним из факторов увеличения оборота розничной торговли кооперативных организаций СФО в 2021 году по сравнению с 2019 годом. Данные по динамике показателей общих торговых площадей не представлены, однако, имеются основания полагать, что тенденция к увеличению их общей величины имела место и в 2018 году.
Хотя отмечается сокращение материально-технической базы кооперативных предприятий розничной торговли, совокупный доход организаций потребительской кооперации СФО увеличивался и в 2021 г. составил 13611 млн. руб.
Анализ структуры розничного товарооборота предприятий розничной торговли СФО (таблица 4) показал, что его формирование на 70% и более обеспечивается за счет реализации продовольственных товаров.
Таблица 4
Динамика состава и структуры оборота розничной торговли
предприятий потребительской кооперации Сибирского федерального округа
в 2019-2021 гг.
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Отклонение, +,- | Темп роста, % | |||
2021 / 2020 | 2021 / 2019 | 2021 / 2020 | 2021 / 2019 | |||||
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 13090 | 13503 | 13611 | +108 | +521 | 100,8 | 104,0 | |
в % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 0 | 0 | - | - | |
в том числе: продовольственные товары | 9305 | 9493 | 9631 | +37 | +326 | 101,5 | 103,5 | |
в % к обороту розничной торговли | 71,1 | 70,3 | 70,8 | +0,5 | -0,3 | - | - | |
непродовольственные товары | 3785 | 4010 | 3980 | -30 | +195 | 99,3 | 105,2 | |
в % к обороту розничной торговли | 28,9 | 29,7 | 29,2 | -0,5 | +0,3 | - | - |