Файл: Решение Система потребительской кооперации Центросоюза осуществляет финансовохозяйственную деятельность по ряду направлений, среди которых доминирует торговля,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В то же время, объем выручки от реализации продовольственных товаров предприятиями розничной торговли потребительской кооперации ежегодно растет и оказывает положительное влияние на динамику оборота розничной торговли в целом.

В частности, в результате увеличения выручки от реализации продовольственных товаров в 2021 году по отношению к 2019 году на 3,5%, оборот кооперативной розничной торговли в целом по СФО вырос на 4,0%.

Также имело место значительное увеличение продаж непродовольственных товаров в 2021 г. по отношению к 2019 г. на 195 млн. руб. или 5,2%

Как видно, формирование выручки предприятий потребительской кооперации СФО зависит, главным образом, от продаж продовольственных товаров.

Реализация товаров предприятиями потребительской кооперации обеспечивается в основном магазинами, расположенными в сельской местности (таблица 5), на долю которых приходится свыше 82% в структуре выручки розничной торговли.

Увеличение оборота розничной торговли в сельской местности за период анализа составило 2,9% или 322 млн. рублей, что свидетельствует об улучшении позиций кооперативной торговли.

Таблица 5

Основные показатели розничной торговли системы потребительской кооперации Сибирского федерального округа в 2019-2021 гг.

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Отклонение, +,-

Темп роста, %

2021 / 2020

2021 / 2019

2021 / 2020

2021 / 2019

Совокупный объем деятельности, млн. рублей

19937

19735

20219

+484

+282

102,5

101,4

Оборот розничной торговли , млн. рублей

13090

13503

13611

+108

+521

100,8

104,0

Оборот розничной торговли , в % к совокупному объему деятельности

65,7

68,4

67,3

-1,1

+1,6

-

-

в том числе оборот розничной торговли в сельской местности

10956

11237

11278

+41

+322

100,4

102,9

Удельный вес оборота в сельской местности во всем обороте, %

83,7

83,2

82,9

-0,3

-0,8

-

-



Негативная динамика оборота розничной торговли также сопровождается ежегодным недовыполнением плановых показателей по продажам организаций потребительской кооперации СФО в течение периода исследования (таблица 6).

Таблица 6

Показатели выполнения плана деятельности предприятий розничной торговли системы потребительской кооперации Сибирского федерального округа в 2019-2021 гг.

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Отклонение, +,-

Темп роста, %

2021 / 2020

2021 / 2019

2021 / 2020

2021 / 2019

Утвержденный плановый показатель, млн. руб.

13868

13903

14192

+289

+324

102,1

102,3

Оборот розничной торговли , млн. рублей

13090

13503

13611

+108

+521

100,8

104,0

В % к плановому показателю

94,4

97,1

95,9

-1,2

+1,5

-

-

Доля продажи продукции собственного производства в обороте розничной торговли, %

9,7

8,5

9,2

+0,7

-0,5

-

-


В то же время уровень выполнения плановых показателей по продажам повысился в 2020 году на 2,7%, а в 2021 году снизился на 1,2% и составил 95,9%.

При этом отмечается снижение удельного веса продажи продукции собственного производства в обороте розничной торговли системы кооперативных предприятия СФО до 8,5% в 2020 году и рост до 9,2% в 2021 году.

Финансовые результаты розничной торговли (таблица 7) обеспечивают весомый вклад в формирование финансового результата деятельности организаций кооперативных организаций Сибирского федерального округа.



В структуре финансового результата розничной торговли Сибирского федерального округа лидирует Новосибирский региональный союз потребительской кооперации, доля которого в 2021 г. составила 64,3%.

Деятельность розничной торговли региональных союзов потребкооперации Республики Алтай и Иркутской области в 2021 г. была убыточной и оказывала негативное влияние на финансовый результат кооперативной розничной торговли Сибирского федерального округа.

Таблица 7

Распределение финансового результата розничной торговли кооперативных организаций Сибирского федерального округа в 2021 г.

Регион

Финансовый результат по всем видам деятельности, тыс. руб.

Финансовый результат розничной торговли, тыс. руб.

В % к совокупному финансовому результату деятельности

В % к общему финансовому результату розничной торговли федерльного округа

Сибирский региональный союз потребительской кооперации

+627292

+66196

10,6

100,0

в том числе региональные союзы:













Pеспублики Алтай

+5828

-3506

-60,2

-5,3

Тувинский

+11571

+5727

49,5

+8,7

Хакасский

+3950

+749

19,0

+1,1

Алтайский

+221038

+11686

5,3

+17,7

Иркутский

+93863

-11952

-12,7

-18,1

Кемеровский

+51623

+11040

21,4

+16,7

Новосибирский

+182741

+42591

23,3

+64,3

Омский

+9526

+5403

56,7

+8,2

Томский

+47152

+4458

9,5

+6,7



Рассмотрим рентабельность розничной торговли системы потребительской кооперации в Сибирском федеральном округе, представленную в табл. 8. Она продолжает оставаться низкой, а в ряде случаев характеризуется убыточностью на уровне до 4,01% (Республика Алтай).

Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности деятельности кооперативных организаций на закрепленных территориях обслуживания населения.
Таблица 8

Показатели рентабельности розничной торговли кооперативных организаций в региональных союзах потребительской кооперации Сибирского федерального округа в 2018-2020 гг., %

Регион

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Сибирский

-0,10

0,74

0,50

Pеспублики Алтай

-4,01

-3,77

-3,79

Тувинский

0,00

4,49

3,26

Хакасский

0,57

1,25

0,26

Алтайский

0,17

0,97

0,26

Иpкутский

-0,66

0,44

-0,97

Кемеровский

0,25

0,59

0,77

Новосибирский

-0,27

0,59

0,89

Омский

1,13

1,77

1,19

Томский

-1,44

-1,29

1,19


Таким образом, кооперативная розничная торговля выполняет важную функцию по обеспечению продовольственными и непродовольственными товарами население в сельской местности, однако за период 2019-2021 гг. оборот розничной торговли заметно снизился. Также отмечается сокращение сети розничной торговли, поскольку нерентабельные магазины в сельской местности сдаются в аренду или закрываются.


Таким образом, сокращение торговой сети, уменьшение доли продукции собственного производства в структуре оборота, а также недовыполнение плановых показателей являются основными причинами недостаточной эффективности деятельности предприятий розничной торговли системы потребительской кооперации Сибирского федерального округа.