Файл: Доклад на одну из предложенных тем Свойства и закономерности внимания, факторы привлечения внимания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая психология



Группа 21П111в
Студент
Озерова В.Д.


МОСКВА 2023г.

II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем
Свойства и закономерности внимания, факторы привлечения внимания
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.
1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.


4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Стимульные факторы привлечения внимания 

Определение 2

Стимульные детерминанты — это внешние свойства объектов. 

К ним относят:

  • размер;

  • количество;

  • сила воздействия; 

  • цвет;

  • движение; 

  • положение; 

  • контраст; 

  • объем; 

  • оригинальность; 

  • знакомое и привычное свойство. 

Такой фактор, как размер объекта зачастую является решающим. По этой причине рекламное обращение должно быть достаточно объемным, чтобы на него обратили внимание. Такой же эффект дает частота демонстрации рекламы.

Чем выше интенсивность стимула, тем сильнее он действует на человека. По этой причине реклама должна быть яркой, сопровождающейся громкими звуками и прочими повышающими ее силу воздействия моментами. Хорошо привлекает внимание движение, вращение, мерцание в рекламном сообщении. Чем более динамичным оно выглядит, тем выше вероятность просмотра.

Яркость и цвет также оказывают влияние. Покупатель скорее обратит внимание на яркую и красочную упаковку. Выбор тусклых оттенков значительно снижает рекламное воздействие.

Также важно, где именно размещен объект. Лучше позиционировать важную информацию в центре визуального пространства. То, что расположено ближе к краю, воспринимается как фон или информация второстепенного значения.



 

Делюсь полезными материалами. Подписывайтесь на мою рассылку — и получайте крутые статьи, новости и подарки!

*никакого спама, обещаю.

Начало формы

Подписаться

Я принимаю условия пользовательского соглашения и  политики приватности, а также даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Конец формы

Чтобы выделить объект среди прочих, нужно разместить его на контрастирующем фоне. Контраст может быть не только цветовым. Он может касаться размера или формы. 

Примечание 1

Стоит учесть, что внимание хорошо привлекает все новое, странное, незнакомое. Но существуют стандартные и хорошо известные факторы, вроде звонка в дверь или красного света на пешеходном переходе.​​​​​​

Индивидуальные факторы привлечения внимания 

Индивидуальные детерминанты внимания невозможно проконтролировать извне. Это личные особенности, предпочтения, интересы и взгляды на жизнь.

Ниже основные компоненты индивидуальных факторов внимания: 

  1. Личные потребности. Это стиль жизни, предпочтения в продуктах, планы, желания и возможности. Если рекламная информация попадает в диапазон личных потребностей, она будет замечена.

  2. Отношения с людьми и структурами. У каждого человека есть ценности, набор взглядов и убеждений. Он находится в определенного рода связи с той или иной общественной структурой. Если извне приходит информация, поддерживающая и укрепляющая его верования, человек отреагирует на нее положительно.

  3. Уровень адаптации. Привыкание к стимулу постепенно снижает уровень его воздействия на человека. По этой причине формат рекламного обращения необходимо периодически менять.

  4. Величина внимания. Речь идет о том, насколько долго человек удерживает фокус на объекте. Через конкретный промежуток времени внимание самопроизвольно переключается на другой объект, поэтому чем короче рекламное обращение, чем быстрее человек осознает его посыл, тем лучше работает реклама.

Ситуационные факторы привлечения внимания 

Речь идет о внешних стимулах, возникающих в ходе некой ситуации. Например, большая очередь в магазине, ограниченность во времени.

Вот некоторые из ситуационных факторов: 

  • Вовлеченность в ситуацию. Хорошим примером служит реклама в перерывах между трансляциями фильмов и передач. Другой пример: реклама, встроенная в художественный текст или видеоряд. Хорошо, если целевая аудитория художественного произведения или телепередачи совпадает с целевой аудиторией рекламируемого продукта.

  • Несфокусированное внимание. Некоторые стимулы могут привлекать внимание сами по себе, без использования специальных приемов, если человек вовлечен в процесс или в чем-то сильно заинтересован. Внешняя среда может создавать особые условия, в которых человек фокусируется на определенных аспектах и положительно реагирует на рекламные предложения, связанные с ними.

  • Подсознательные стимулы. Некоторые рекламные предложения тщательно завуалированы. Человек даже не осознает, что его подталкивают к совершению покупки или выполнению некого действия.  



III. Теоретическое задание (выбрать и выполнить одно из заданий):
Психофизические характеристики устойчивости внимания, его основные условия и методы изучения

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания - свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена (прочитать или написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться все время одним и тем же. Об устойчивом внимании говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен каким-либо делом, подчиненным одной задаче.

Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями одной деятельности.

Одно из важных условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется. К.С.Станиславский правильно характеризовал значение этого условия, говоря, что для того, чтобы быть внимательным, недостаточно, хотя бы и очень пристально, смотреть на предмет, а надо рассматривать его с разных точек зрения, разнообразить его восприятие.


Чтобы быть внимательным, особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.

Сосредоточенность внимания

Сосредоточенность внимания - свойство внимания, проявляющееся в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрированнее).

Физиологически сосредоточенность внимания – это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.

Количество объектов, на которое внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляет объем внимания.

Объем внимания

Объем внимания - свойство внимания, которое определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

То, что мы избирательно направляем наше внимание на некоторую часть всех имеющихся признаков, очевидно из многих обычных ситуаций.

Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.

Если например, предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предлагать опознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно или несколько слов. В первом случае для выполнения поставленной задачи требуется ясное восприятие каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и при недостаточно ясном восприятии некоторых букв, образующих слово.

Существенные изменения в объеме внимания наблюдаются при вариации многих других особенностей объектов. При показе, например, одноцветных букв объем внимания больше, чем при предъявлении букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом расположении букв в строке он больше, чем тогда, когда буквы размещены под разными углами друг к другу. При одинаковом размере букв они воспринимаются в большем числе, чем тогда, когда все они имеют разную величину, и т.д.

Следовательно при одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом материале. Однако если при предъявлении одних и тех же