Файл: Эмоции и чувства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая психология 3/4

_____________________________________________________



Группа 21П111в
Студент
Озерова В.Д.


МОСКВА 2023г.___

Семинарско-практическое занятие №9по теме «Эмоции/ и чувства»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем(письменно, можно с презентацией):

Представьте краткую характеристику одного из видов эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс).

Аффект

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.
Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.


Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.
III. Кратко раскройте суть теории эмоций(выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

  1. Теория Джеймса-Ланге.

Теория Джеймса-Ланге сформулирована в конце XIX века. Ее авторы – американский философ и психолог Уильям Джеймс и датский медик и анатом Карл Ланге не были знакомы друг с другом и пришли к одинаковым взглядам независимо друг от друга.

В 1884 г. в журнале Mind была опубликована статья Уильяма Джеймса «Что такое эмоция». В ней автор выдвинул неожиданную и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется. Более того, наблюдаемые признаки есть не столько последствие эмоции, сколько ее причина.

Суть хронологически ранней соматической теории эмоций состоит в следующем. Мы чувствуем страх от того, что дрожать, а не дрожать от того, что нам страшно; скучаем от того, что у нас на глазах выступили слезы, а не плачем от того, что нам грустно. Таким образом, эмоция – это осознание, происходящие в организме физиологических изменений.

В этой теории была предпринята попытка связать эмоциональные переживания и вегетативные сдвиги в организме сопровождающих их человека. У. Джеймс и К. Ланге предложили считать причиной возникновения эмоций именно эти и подобные им соматические реакции. Таким образом, согласно этой теории, человек унывает, потому что плачет, сердится, потому что кричит, боится, потому что дрожит или убегает (а не наоборот).

Естественно, что эта теория неоднократно подвергалась заслуженной критике. Набор эмоциональных переживаний человека гораздо богаче и шире, чем спектр телесных реакций. Одна и та же органическая реакция может сочетаться с разными чувствами. Да, достоверно установлено, что выброс в кровь гормона адреналина вызывает возбуждение. Но это возбуждение может получить разную эмоциональную окраску в зависимости от внешних обстоятельств.
Одно из явлений, к которым может быть продуктивно применима периферическая концепция эмоций Джеймса – Ланге, – это массовое переживание экстатических состояний на концертах популярной музыки. Ритмическая база многих произведений воспроизводит учащенный ритм сердца. Таким образом, под ее влиянием активируется симпатическая нервная система: в организмах слушателей происходят соматические изменения, сходные с естественным состоянием экстаза. Телесные конфигурации, индуцированные музыкой, приводят к переживанию очень интенсивной эмоции наслаждения.
  1. Прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?

Раневская и Гаев, герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!

Семинарско-практическое занятие №10по теме «Воля»
Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

допсихические непроизвольные реакции;

образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

речемыслительный уровень регулирования.


3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.

принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;

исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Функции воли:

Побудительная;

Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

В западной психологии:

инициирование действия (формирование намерения);

поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.

преодоление препятствия.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей
, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

19. Саморегуляция является очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога. Это способность управлять собственным психическим состоянием и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами (восприятием,

вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью), а также управление поведением, эмоциями, действиями – реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний педагога связана с волей, внутренней речью и профессиональной рефлексией [4].

Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть нформационный процесс, носителем которого выступают различные психические формы отражения действительности (С.Ю. Головин). В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализовываться разными психическими средствами – чувственными

конкретными образами, представлениями, понятиями и пр. Саморегуляция - это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности (Л.М. Митина). На психофизиологическом уровне саморегуляция рассматривается как фактор

общих способностей (В.С. Юркевич) и универсальное внутреннее условие осуществления деятельности (Н.С. Лейтес) [5]. По мнению А.К. Осницкого, необходимо различение двух видов саморегуляции - деятельностной и личностной. Первый характеризуется преобладанием в регуляции задач предметных преобразований, второй – задач преобразования отношений к предметам и людям. Деятельностная саморегуляция - это регуляция, осуществляемая человеком как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности. В деятельностной саморегуляции появляется активно-действенное отношение личности к себе и к другим, её нравственные и социальные установки, профессиональная направленность личности, её социальный и профессиональный опыт, умение соотносить себя и другого в процессе совместной деятельности.