ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Весьма существенным для характеристики деятельностной саморегуляции являются ее следующие аспекты: - саморегуляция - это педагогическая активность, направленная на
удовлетворение интересов и потребностей учащихся; - саморегуляция - это педагогическое поведение, соответствующее профессиональным требованиям [4 ].
Личностная саморегуляция – это процесс, характеризующий способность личности приводить своё поведение в соответствие с общепризнанными моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями. Саморегуляция не сводится к выбору отдельных поступков, она состоит и в формировании себя как личности. Для этого личность располагает
многоуровневой системой внутренних механизмов, или процессов, которые
происходят в её сознании и обеспечивают устойчивую связь между внешними
требованиями, выраженными в нормах профессиональной деятельности и
поведении [1].
Личностная саморегуляция, в контексте проблемы самосознания учителя,
представляет наибольший интерес. Она, по мнению Л.М. Митиной, может быть
разделена на саморегуляцию в системе отношений и собственно личностную.
Личностная саморегуляция проявляется и в поступках и феноменологически
совпадает с ними.
Личностная саморегуляция возникает в следующих случаях:
1. Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для
него ситуацией.
2. Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный
момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из
которых трудно выбрать оптимальный.
3. Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и
физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.
4. Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, не
раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.
5. Действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится
под пристальным вниманием коллег, детей, других людей. На карту поставлены
его авторитет и престиж.
Особое место в саморегуляции педагога занимает профессиональная
рефлексия: происходит познание субъектом себя, осознание себя как личности,
осознание своей деятельности, основанной на потребностях и интересах в
сложных общественных отношениях, особенно в период профессионального
становления педагога. Это составляет самосознание личности.
20. Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединяет существующие теории и концепции внимания в несколько групп:
Вникание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невоз-можно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечи-вают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.
Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И.Герберг и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или пода-вить менее интенсивные.
Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представ-ления. Например, достаточно хорошо известно высказывание представи-теля данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».
Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физио-логический нервный процесс, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо показал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. [3]
Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произ-вольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела – лица, туловища, конечностей, которое вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное со-стояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усиление, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключался в способности управлять движениями. По-этому эта теория получила название моторной теории внимания.
Кроме теории Т.Рибо существуют и другие, не менее известные подходы к исследованию природы внимания. Например, Д.Н. Узнадзе полагал, что внимание связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под вниманием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективизацией.
Не менее интересную концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:
Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
Главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.
Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроли вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – является результатом формирования новых умственных действий.
Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образу.Нужно заметить, что несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.
21. Свойства внимания свойства внимания —направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.
В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.
Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.
При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль) , не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.
Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).
Распределенность внимания —направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.
Концентрация внимания —степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.
Переключаемость внимания —скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека —уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других —менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания —необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы,
Устойчивость внимания —продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.
III. Практические задания (выполняются письменно).
1. Подберите и опишите примеры проявления воли, волевых качеств личности, дайте их анализ (примеры можно подобрать из научной, художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов ит.д.)
В повести В. Быкова «Сотников» герой, будучи слабым и хилым от природы, компенсировал физическую немощь силой духа. Пока его здоровый и сильный напарник трясся от страха перед пытками, Сотников достойно выдержал испытание и никого не выдал. Даже казнь его не испугала. Значит, способность принимать волевые решения исходит из души человека, а не из физического превосходства.
II. Выбрать и выполнить письменно: Прочитайте одну из глав работы Н.Д. Левитова «Опсихическихсостояниях человека» (на выбор студента). Выпишите тезисы.
По мнению Н. Д. Левитова, психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости опл отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Опираясь на данное определение, Н. Д. Левитов предпринял попытку классификации
психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна.