ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По его мнению, основными классами состояний являются следующие:
1) Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются
индивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые часто
вызывают у человека нехарактерные для него реакции (аффект).
2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на
переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже
настроения.
3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека (апатия, вдохновение).
4) Состояния продолжительные и кратковременные.
5) Состояния более или менее осознанные (рассеянность, решительность).
По определению Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная
реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
По мнению Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение). В любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.
Отличительной чертой данной позиции является и то, что если Н. Д. Левитов говорил о
недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е. П. Ильин считает, что исключать их из
характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место
в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения,
неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека
психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности
играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний.
Таким образом, в концепции Ильина целесообразно выделить несколько основных положений:
Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и
внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня.
Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в
регуляции состояний.
III. Практическое задание.
1. Проведите диагностику по методике «Самочувствие, активность, настроение (САН)») с одним или несколькими испытуемыми(либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их(количественный и качественный анализ). 2. Укажите достоинства и недостатки данной методики. Обоснуйте свой ответ в письменном виде
№ | Состояние | Варианты ответов | Состояние | |||||||
1 | самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | самочувствие плохое | |
2 | чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | чувствую себя слабым | |
3 | пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | активный | |
4 | малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | подвижный | |
5 | веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | грустный | |
6 | хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | плохое настроение | |
7 | работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | разбитый | |
8 | полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | обессиленный | |
9 | медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | быстрый | |
10 | бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | деятельный | |
11 | счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | несчастный | |
12 | жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мрачный | |
13 | напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | расслабленный | |
14 | здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | больной | |
15 | безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | увлеченный | |
16 | равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | взволнованный | |
17 | восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | унылый | |
18 | радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | печальный | |
19 | отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | усталый | |
20 | свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | изнуренный | |
21 | сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | возбужденный | |
22 | желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | желание работать | |
23 | спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | озабоченный | |
24 | оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | пессимистичный | |
25 | выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | утомляемый | |
26 | бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | вялый | |
27 | соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | соображать легко | |
28 | рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | внимательный | |
29 | полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | разочарованный | |
30 | довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | недовольный |
Обработка данных. Цифры, обведенные кружками, перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2 балла; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое – как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
Ключ
Самочувствие (С): № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (А): № 3, 4, 9,10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (Н): № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Интерпретация результатов. Средние оценки для выборки: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.
Показатели | Уровни выраженности показателей | ||||
Н низкий (саз) | НС ниже среднего (саз) | С средний (саз) | ВС выше среднего (саз) | В высокий (саз) | |
Самочувствие | 1,0 - 2,2 | 2,3 - 3,4 | 3,5 - 4,5 | 4,6 - 5,7 | 5,8 - 7,0 |
Активность | |||||
Настроение | |||||
Средне-арифметический общий балл |
Примечание: саз – среднее арифметическое значение.
Семинарско-практическое занятие №12по теме «Общее понятие о стрессе»
II. Подготовьте небольшое сообщение по однойизтем(письменно, можно с презентацией): 1. Исследования Г. Селье о стрессе.
Теория стресса г.Селье.
Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.
Термин «стресс» часто употребляется весьма вольно. Он используется в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках.
По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды: • системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.; • психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.
В принципе, состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии стресса как такового, а в его количестве (выраженности), перерастающем в качество.
Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса: • первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги; • вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления; • третья стадия — стадия истощения.
На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.
На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи».
По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.
Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».
Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо. По мнению Селье, наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.
Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.
Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета). Играет роль и реактивность организма, изменяющаяся в зависимости от внутренних и внешних условий. Одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, фрустрацию у другого, конфликт у третьего. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва. Так, психолог О. Мик-шик выделял различные пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях: • один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор); • другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т. д.); • третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным принципам и установкам; например, жертвует жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя).