Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету физика 8 класс 20222023 учебный год.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СПЕЦИФИКАЦИЯ
СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»
8 КЛАСС
2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ .............................................................. 3 2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА
ЧЕТВЕРТЬ ................................................................................................................................................... 3 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................................................. 3 4. УРОВНИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ......................................................................................... 3 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ В РАЗРЕЗЕ ЧЕТВЕРТЕЙ ..................................................................................................... 4 6. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ................................................... 4 7. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ ..................................................................................... 4
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................... 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 13
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 27

3
1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. ДОКУМЕНТ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Типовая учебная программа по учебному предмету «Физика» для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся:
- умеет пользоваться научными понятиями, законами развития органического мира, определять причинно-следственные связи процессов в живой природе для познания окружающего мира и осознания в нем своего места;
- умеет проводить опытно-экспериментальную, исследовательскую работу для раскрытия сущности природных явлений и процессов, законов и закономерностей, и их интерпретаций;
- ориентируется в информационно-понятийном поле естественнонаучного знания, умеет пользоваться ими для расширения своего представления о научной картине мира.
4. УРОВНИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Уровень
мыслительных
навыков
Описание
Рекомендуемый тип
заданий
Знание и понимание Знание:
- понятий, формул, законов и физических постоянных величин соответствующих разделов;
- единиц измерения физических величин;
- физических явлений;
Понимание:
- физического смысла величин, основных терминов и законов;
- значимости физических явлений.
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов
(МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Применение
Применение:
- основных физических понятий и терминов для описания процессов и явлений;
- законов и формул физики при решении задач, выполнении практических и лабораторных работ;
- графических методов представления результатов;
- международной системы единиц измерения;
- полученных знаний для объяснения условий протекания физических явлений и процессов
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа
(РО).
Навыки высокого порядка (анализ, синтез, оценка)
Анализ:
- данных, полученных в результате естественно- научного эксперимента;
- информацию, представленную в графической и
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого


4 табличной форме.
Синтез:
- собранных и обработанных данные, информации для представления в виде таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации; научной модели и доказательства для выдвижения гипотез, аргументов и объяснений; план проведения эксперимента и исследования.
Оценка:
- результатов проведенного эксперимента. ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа
(РО).
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В РАЗРЕЗЕ ЧЕТВЕРТЕЙ
Четверть
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого
порядка
Рекомендуемое
Рекомендуемое
Рекомендуемое
I
58 %
34 %
8 %
II
36 %
55 %
9 %
III
22 %
56 %
22 %
IV
25 %
50 %
25 %
Итого
35 %
49 %
16 %
6. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют права помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком или корректирующим средством.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным учащимся.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.


5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность - 45 минут
Количество баллов - 25 баллов
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 12 заданий, включающих задания с множественным выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В заданиях, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Оценивается способность обучающегося выбирать и применять математические приемы в ряде математических контекстов. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.

6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
Заданий
*

задани
я*
Тип
задани
я*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Балл за
раздел
Тепловые явления
8.3.1.1 - описывать эксперименты и приводить примеры, подтверждающие основные положения молекулярно- кинетической теории
Знание и понимание
8 1
МВО
2 1
15 8.3.2.1 - описывать способы изменения внутренней энергии
Знание и понимание
6
КО
5 3
8.3.2.2 - сравнивать различные виды теплопередачи
Знание и понимание
2
МВО
2 1
Применение
7
РО
4 2
8.3.1.3 - описывать измерение температуры на основе теплового расширения
Применение
5
РО
4 2
8.3.2.6 - объяснить физический смысл удельной теплоемкости
Знание и понимание
3
МВО
2 1
Знание и понимание
8
КО
3 2
8.3.2.9 - применять уравнение теплового баланса при решении задач
Применение
9
РО
6 3
Агрегатные состояния вещества
8.3.1.4 - описывать переход из твердого состояния в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории
Знание и понимание
4 4
МВО
2 1
10
Применение
10
РО
4 2
8.3.2.13 - анализировать график зависимости температуры от времени при парообразовании и конденсации
Навыки высокого порядка
11
РО
8 5
8.3.2.16 - объяснять зависимость температуры кипения от внешнего давления
Знание и понимание
12
КО
3 2
Итого:
12
45 мин
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


7
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Физика»
1. Какое из перечисленных ниже свойств характерны для твердых тел?
A) частицы расположены в определенном порядке, они колеблются около положения равновесия;
B) частицы свободно перемещаются, расстояние между ними меньше размера одной молекулы;
C) притяжение между частицами слабое, их расположение сохраняет определенную последовательность;
D) притяжение между частицами сильное и они перепрыгивают с места на место;
E) частицы свободно перемещаются, расстояние между ними больше размеров одной молекулы.
[1]
2. По рисунку определите виды теплопередачи, обозначенные буквами X, Y, Z.
A) X – теплопроводность, Y – конвекция, Z – излучение
B) X – излучение, Y – теплопроводность, Z – конвекция
C) X – конвекция, Y – теплопроводность, Z – излучение
D) X – конвекция, Y – излучение, Z – теплопроводность
[1]
3. На рисунке показаны стержни одинаковой массы, изготовленные из железа, меди и свинца. При нагревании они получают равное количество теплоты, но нагреваются до разных температур. Стержень из какого вещества будет иметь наибольшую теплоемкость.

8
A) у меди
B) у стали
C) у свинца
D) одинаков
[1]
4. Назовите процесс, при котором вещества переходят из жидкого состояния в твердое состояние.
A) плавлением
B) сублимацией
C) конденсацией
D) кристаллизацией
[1]
5. На рисунке показан ртутный термометр, основанный на тепловом расширении. На ртутном термометре точка X соответствует 0 ℃, точка Z соответствует температуре кипения воды, а точка L соответствует повышению температуры.
(a) Напишите значение температуры в
℃, соответствующее точке Z.
[1]
(b) Объясните на основе молекулярно-кинетической теории, почему объем ртути увеличивается от точки X до точки L.
[1]
6. При нагревании газа в измерительном цилиндре газовой горелкой поршень перемещается, как показано на рисунке.
(a) Как изменяется внутренняя энергия газа в цилиндре под поршнем?
Отметьте правильный ответ.
увеличивается
уменьшается
[1]

9
(b) Напишите, как изменяется скорость движения частиц газа в цилиндре на рисунке 2.
[1]
(c) Напишите другой способ увеличения внутренней энергии газа в измерительном цилиндре, не нагревая его газовой горелкой.
[1]
7. На рисунке показано, как вы, держа в руке банку с горячим чаем, ощущаете тепло.
(a) Напишите вид теплопередачи.
[1]
(b) Объясните, как происходит теплопередача.
[1]
8. Два тела одинаковой массы из алюминия и золота нагреваются под солнечными лучами.
(a) Отметьте в таблице, какой металл нагреется быстрее до температуры 10
℃.
Металл
Удельная теплоемкость Дж/(кг
о
С)
Алюминий
920
Золото
130
[1]
(b) Два куска из алюминия различной массы 20 г и 40 г нагреваются под солнечными лучами. Какой кусок нагреется быстрее до температуры 10 ℃?
Отметьте правильный ответ.
20 г алюминия
40 г алюминия
[1]


10
9. В воду массой 200 г при температуре 20 °С положили кусок горячей стали массой
100 г при температуре 100

С, как показано на рисунке.
????
вода
= 4200
Дж кг ∙ °С
; с сталь
= 500
Дж кг ∙ °С
;
(а) Напишите уравнение теплового баланса для воды и льда.
[1]
(b) Определите температуру установившегося теплового равновесия.
[2]
10. (a) Напишите название процесса перехода вещества из твердого состояния в жидкое.
[1]
(b) Объясните причину разрушения кристаллической решетки при переходе вещества из твердого состояния в жидкое.
[1]
11. (a) Напишите явления, происходящие на рисунках а и б.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
[2]

11
(b) На каких участках графика происходят парообразование воды?
[1]
(c) Какое количество теплоты необходимо для парообразования воды массой 10 кг при температуре кипения в открытом сосуде? Удельная теплота парообразования: 2,3 ∙ 10 6
Дж кг
[2]
12. На графике показано, что при атмосферном давлении 1000 гПа температура кипения воды равна 100 °С.
(a) Чему будет равна температура кипения воды при атмосферном давлении 850 гПа?
[1]
(b) Как изменитсятемпература кипения воды при превышении атмосферного давления 1000 гПа?
Отметьте правильный ответ.
увеличится
уменьшится
[1]
Всего: [25]

12
Схема выставления баллов за 1 четверть

Ответ
Балл
Дополнительн
ая
информация
1
А
1 2
С
1 3
B
1 4
D
1 5
(a) 100

1
(b) Скорость молекул и среднее расстояние между ними увеличится
1 6
(a) Увеличится
1
(b) Скорость движения увеличится
1
(с) Сжатие газа поршнем
1
Принять: совершением работы над газом
7
(a) Теплопроводность
1
(b) Внутренняя энергия чая от горячего участка передается холодному участку руки посредством промежуточного тела (банки).
1
Принять: передачей тепла от более нагретого тела к менее нагретому телу
8
(a) Золото
1
(b) m = 20 г, алюминий
1 9
(a)
????
сталь
= с сталь
????
сталь
(????
сталь
− ????)
????
вода
= с вода
????
вода
(???? − ????
вода
)
1
(b) с
сталь
????
сталь
(????
сталь
− ????) = с вода
????
вода
(???? − ????
вода
)
???? = 24,49 °С
1 1
10 (а) Плавление
1
(b) При высокой температуре колебания молекул в узлах кристаллической решетки увеличатся, связь между молекулами разрушается.
1
Принимается ответ:
Расстояние между молекулами увеличивается, силы притяжения молекул уменьшаются
11 (a) На рисунке а – парообразование;
На рисунке б – конденсация.
1 1
(b) Часть 4 – парообразование
1
©
???? =
???? ∙ ????
???? = 2,3 ∙ 10 7
Дж
1 1
12 (a) 95
°С
1
(b)
Увеличится
1
Всего баллов:
25