Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету физика 8 класс 20222023 учебный год.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 45 минут
Количество баллов – 25 баллов
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 11 заданий, включающих задания с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В заданиях, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Оценивается способность обучающегося выбирать и применять математические приемы в ряде математических контекстов. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
14
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
заданий*
№
задани
я*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Балл за
раздел
Основы термодинам ики
8.3.2.17 - объяснять первый закон термодинамики
Знание и понимание
4 1
МВО
1 1
10 8.3.2.18 - объяснять второй закон термодинамики
Знание и понимание
3
КО
3 2
8.3.2.22 - описывать преобразование энергии в тепловых машинах
Применение
4
КО
5 3
8.3.2.23 - оценивать влияние тепловых машин на экологическое состояние окружающей среды
Навыки высокого порядка
5
РО
8 4
Основы электростат ики
8.4.1.2 - объяснять процесс электризации тела трением и индукцией
Применение
7 6
РО
5 3
15 8.4.1.4 - объяснять закон сохранения электрического заряда
Знание и понимание
2
МВО
1 1
Применение
7
РО
4 2
8.4.1.5 - применять закон Кулона при решении задач
Применение
8
КО
4 2
8.4.1.7 - рассчитывать силу, действующую на заряд в однородном электростатическом поле
Применение
9
КО
4 2
8.4.1.8 - изображать графически электрическое поле посредством силовых линий
Знание и понимание
10
КО
4 2
8.4.1.9 - объяснять физический смысл разности потенциалов и потенциала
Применение
11
РО
6 3
Итого:
11
45 мин
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
15
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Физика»
1. Определите математическую формулу первого закона термодинамики.
A)
???? = ∆????
B)
???? = −∆???? − ????
C)
???? = ????
′
D)
???? = ∆???? + ????
[1]
2. От капли воды с электрическим зарядом +2q отделилась капля с зарядом –2q. Какой заряд у оставшейся капли?
A)
0 Кл
B)
+4 Кл
C)
– 4 Кл
D)
+2 Кл
[1]
3. Опишите рисунок ниже, основываясь на второй закон термодинамики.
[2]
4. На рисунке изображен простой тепловой двигатель.
16
(a) Напишите названия 2 и 3 составных частей двигателя.
2 – ______________
[1]
3 – ______________
[1]
(b) Преобразования каких видов энергий происходят в двигателе?
[1]
5. (a) Дайте оценку на двух примерах негативным последствиям для окружающей среды в энергетике и при использовании тепловых двигателей на транспорте.
[2]
(b) Напишите два способа уменьшения негативного воздействия тепловых двигателей на окружающую среду.
[2]
6. При натирании пластиковой палочки о сухую ткань оба тела электризуются, при этом пластиковая палочка приобретает отрицательный заряд, а сухая ткань положительный
заряд.
(а) Какой это вид электризации?
[1]
(b) Объясните появления электрического заряда противоположного знака на пластиковой палочке и на сухом куске ткани.
[2]
7. Положительно заряженной палочкой касаются нейтрального шара (рис. а) и затем отдаляют его от этого шара (рис. б). Сформулируйте закон, при котором выполняется данное взаимодействие.
[2]
17
8. На рисунке показаны два точечных заряда, расположенные в вакууме.
(
???? = 1, ???? = 9 · 10 9
Н·м
2
/Кл
2
)
(a) Определите силу взаимодействия зарядов.
[1]
(b) Если эти заряды поместить в керосин на то же расстояние, то какой станет сила взаимодействия? (????
к
= 2)
[1]
9. Определите силу, действующую на точечный заряд 2·10
-5
Кл, помещенный в однородное электрическое поле с напряженностью 200 Н/Кл.
[2]
10. На рисунке изображены силовые линии электрического поля. Определите заряды тел.
[2]
11. На рисунке ниже показана электрическая лампа, подключенная к клеммам «+» и «–» автомобильного аккумулятора.
(a) Какой электрический потенциал в точке А по сравнению с точкой D?
Отметьте правильный ответ.
больше 12 В ниже 12 В A = D
[1]
(b) Чему будет разность потенциалов на клеммах а ккумулятора, если при перемещении заряда
15 Кл была совершена работа 180 Дж?
[2]
Всего: [25]
18
Схема выставления баллов за 2 четверть
№
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1
D
1 2
В
1 3
Возможна передача тепла горячим контейнером в холодную среду;
Невозможна передача тепла из холодной среды горячему контейнеру;
1 1
4
(a) 2 – рабочее тело;
3 – холодильник;
1 1
(b) Внутренняя энергия пара в механическую
1 5
5 5
(a) Кислотные дожди;
Приводит к уничтожению хвойных лесов;
Загрязнению воздуха и воды;
2
Балл дается за 1 любой правильный ответ
(b) Установка фильтров на двигатели;
Выпуск автомобилей, работающих на водороде;
Электромобили;
2
Балл дается за 1 любой правильный ответ
6
(a) Электризация трением
1
(b) При трении друг с другом электроны перетекают с куска ткани на пластиковую палочку.
Пластиковая палочка заряжается отрицательно из-за избытка на ней электронов.
Потерявший электроны кусок ткани имеет положительный заряд.
1 1
7
В замкнутой системе суммарный заряд заряженной палочки и нейтрального шара при соприкосновении и на расстоянии сохраняется.
????
1
+ ????
2
+ ⋯ + ????
????
= ????????????????????
1 1
8
???? = ????
????
1
????
2
????
2
= 5,76 ∙ 10
−1
H
????
керосин
=
????
2
= 2,88 ∙ 10
−1
H
1 1
9
???? = ????????;
???? = 4 ∙ 10
−3
Н
1 1
10 1
19 1
11
(а) больше 12 В
1
(b)
???? =
????
????
???? = 12 В
1 1
Всего баллов:
25
20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность – 45 минут
Количество баллов – 25 баллов
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В заданиях, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Оценивается способность обучающегося выбирать и применять математические приемы в ряде математических контекстов. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
21
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
заданий*
№
задания
*
Тип
задания
*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Постоянный электрический ток
8.4.2.1 - объяснять возникновение и условия существования электрического тока;
Знание и понимание
6 1
МВО
1 1
17 8.4.2.4 - измерять силу тока и напряжение в электрической цепи;
Применение
3
КО
4 2
8.1.3.1 - собирать, анализировать экспериментально полученные данные и записывать их с учетом погрешностей;
Навыки высокого порядка
4
РО
12 7
8.4.2.15 - производить практические расчеты стоимости электроэнергии с использованием единицы измерения кВт·час;
Применение
5
КО
6 3
8.4.2.17 - объяснять причины возникновения и способы предотвращения короткого замыкания;
Навыки высокого порядка
6
РО
6 3
8.4.2.18 - объяснять природу электрического тока в жидкостях;
Знание и понимание
2
МВО
1 1
Электромагнит ные явления
8.4.3.2 - объяснять свойства магнитного поля;
Применение
3 7
КО
4 2
8 8.4.3.7 - описывать явление электромагнитной индукции;
Применение
8
КО
5 3
8.4.3.3 - определять направление линий поля вокруг прямого проводника с током и соленоида
Применение
9
КО
6 3
Итого:
9
45 мин
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
22
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Физика»
1. При каком условии в проводнике возникает электрический ток?
A) если в нем создано электрическое поле
B) если в нем много заряженных частиц
C) если часитицы с электрическим зарядом приходят в движение
D) если проводник с током поместить в постоянное магнитное поле
[1]
2. Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в растворах электролитов?
A) электронами
B) электронами и «дырками»
C) ионами
D) электронами и ионами
[1]
3. Как нужно соединять вольтметр,
чтобы измерить напряжение на лампочке?
……………………………………………………………………...................................................[1]
Какую из представленных ниже схем можно использовать для этого?
А
B
C
[1]
4. Для того, чтобы выполнить лабораторную работу «Измерение сопротивления резистора при помощи вольтметра и амперметра», ученики получили приборы: секундомер, амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, резистор и соединительн(ы)е провода. Ребята, соблюдая технику безопасности, собрали цепь по схеме:
1) Какие ошибки допустили ребята при сборке цепи? (Можно внести исправления в схему)
[1]
2) После того, как ребята собрали цепь по правильной схеме, они произвели измерения силы тока и напряжения на резисторе. Результаты их измерений даны в таблице ниже.
Вычислите значение сопротивления для каждого проведенного измерения, и средние значения силы тока, напряжения и сопротивления (они понадобятся для расчета погрешностей).
23
№
U/В
????
ср
/В
I/А
????
ср
/А
R/Ом
R
ср
/Ом
1 1,5 0,5 2
2,9 1,0 3
4,6 1,5 4
6,1 2,0 5
7,5 2,5
[3]
Формула для вычисления сопротивления имеет вид:
???? =
????
????
3) Относительная погрешность сопротивления в этом случае рассчитается по формуле:
???? =
∆????
????
ср
= (
∆????
и
????
ср
+
∆????
и
????
ср
) ∙ 100%.
Рассчитай абсолютную и относительную погрешности измерения, если инструментальная погрешность амперметра ∆????
и
= ± 0,05 А, а инструментальная погрешность вольтметра ∆????
и
= ± 0,15 В.
???? =………………………. %
[1]
∆???? = …………………… Ом
[1]
4) Запишите значение сопротивления с учетом погрешности в виде:
R =
????
ср
± ∆????
R =……………………………..Ом
[1]
5. Во время дистанционного обучения ученица пользовалась компьютером.
Потребляемая мощность компьютера 200 Вт. Она работала за компьютером только в будние дни в среднем по 5 часов. Какая сумма была оплачена за потребленную электроэнергию на компьютере в феврале 2021 года, если в этом месяце было 20 рабочих дней, а тариф
(стоимость) за 1 кВт∙ч составляет 12,72 тенге/кВт∙ч для физических лиц.
[3]
6. (a) Чем опасно короткое замыкание?
…………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
[1]
(b) Причины возникновения короткого замыкания в сети?
…………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
[1]
(c) Какие устройства защиты используются от токов короткого замыкания?
…………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
[1]
24
7. На рисунке ниже изображены линии магнитной индукции магнитного поля, созданного двумя полосовыми магнитами. Определите полюс левого магнита и укажите направление линий магнитной индукции в каждом случае.
[2]
8. Как должно двигаться замкнутое кольцо в однородном магнитном поле – поступательно или вращательно?
…………………………………………………………………………………………………….. [1]
Почему?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………… [2]
9. (a) Укажите на рисунке ниже направление электрического тока в катушке.
[1]
(b) Каким образом можно увеличить действие магнитного поля этой катушки?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………… [2]
Всего: [25]
25
Схема выставления баллов за 3 четверть
№
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1
С
1 2
С
1 3
Параллельно
В
1 1
4 1) Амперметр подключается последовательно.
Вольтметр параллельно.
1
Балл дается либо за рисунок, либо за словесный ответ.
2)
№
U/В
????
ср
/В
I/А
????
ср
/А R/Ом R
ср
/Ом
1 1,5 4,5 0,5 1,5 3,0 3,0 2
2,9 1,0 2,9 3
4,6 1,5 3,1 4
6,1 2,0 3,1 5
7,5 2,5 3,0 3
По 1 баллу за каждое среднее значение
3)
???? = 6,7 %
∆???? = 0,2 Ом
1 1
4) R = 3,0
± 0,2 Ом
1 5
Расход электричества за день:
0,2 кВт ∙ 5 ч = 1 кВт ∙ ч
1
Расход электричества за месяц
1 кВт ∙ ч ∙ 20 = 20 кВт ∙ ч
1
Сумма за электроэнергию по тарифу
20 кВт ∙ ч ∙ 12,72
тенге кВт⋅ч
≈ 254 тенге
1 6 a) Резким возрастанием силы тока в цепи, которое приводит к перегреву (возгоранию) проводников;
1 b) Устаревшая электросеть (изношенный изоляционный материал, разрывы в области перегибов, оголенные контакты);
Повышенная влажность помещения (пример: затопление соседями и т.п.), которая разрушает изоляцию скруток и соединений проводов;
1
Балл дается за 1 любой правильный ответ
26
Механическое вмешательство в целостность изоляционного материала (пример – ввинченный в место нахождения провода шуруп или вбитый гвоздь). Следовательно, перед любыми строительными работами необходимо проверить стены и обнаружить траекторию пролегания кабеля;
Нарушение целостности кабеля грызунами;
Перегрузка электрической сети в течение долгого промежутка времени;
Нарушение функционирования какого-либо электрического оборудования, что негативно влияет на работу цепи. c) Плавкие предохранители/полупроводниковые предохранители/автоматы защиты/реле;
1
Балл дается за 1 любой правильно названный прибор
7 2
1 балл дается за полюс левого магнита,
1 балл дается за направление линий магнитной индукции
8 a) Вращательно
1 b) Магнитный поток меняется от максимума до минимума;
Это порождает индукционный ток;
1 1
9 1
Увеличить силу тока в цепи;
Вставить железный сердечник;
1 1
Всего баллов:
25