ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ремарки. Однако ремарки за редким исключением (пьесы Б. Шоу) представляют собой краткие указания для режиссёра, актёров и художника, оформляющего спектакль.Еще в античности выделились две основные формы драматического жанра – трагедия и комедия
Драматические жанры: .
трагедия– в переводе «козлиная песнь, песнь в честь козла». Характеризуется изображением безвыходного противоречия, в результате которого борьба, положенная в основу сюжета, заканчивается гибелью героя. Пушкин, «Борис Годунов»;
в комедии, наоборот, действия и характеры трактуются в форме комического. Изображаются такие положения и ситуации, которые вызывают смех. Герои этого жанра внутренне несостоятельны, не соответствуют своему положению, предназначению и, тем самым, развенчиваются смехом. По характеру комического различают комедии: сатирическую («Ревизор» Гоголя), лирическую («Вишнёвый сад» Чехова);
трагикомедия – драматическоепроизведение, обладающее признаками, как трагедии, так и комедии. В основе лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. В трагикомедии сочетаются и смешные и серьёзные эпизоды, смешиваются комические и возвышенные характеры. «Три сестры» Чехова;
водевиль– разновидность лёгкого, комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцами. Чехов, «Медведь», «Свадьба»;
фарс– комедийный жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки,эксцентрику (элементы фарса встречаются и у Гоголя «Ревизор», и у Чехова «Вишнёвый сад»);
драма– занимает промежуточное место между комедией и трагедией. Подобно трагедии она базируется на социально-психологических конфликтах, однако конфликт не столь напряжён как в трагедии, и может иметь благополучную развязку. Как и комедия, драма вращается в сфере частной жизни, которую драматург не пытается исправить смехом, а стремится проанализировать. Античность не знала драмы, хотя её элементы встречаются уже у Еврипида. Островский, «Гроза».
Типы пьес:
пьесы действия – конфликт воплощается в системе действий и поступков, то есть в сюжете. Драматическое действие развивается через цепь поступков, перипетий, так или иначе меняющих исходную ситуацию. Драма Островского «Гроза»: уезжает Тихон, Катерина решается на связь с Борисом, публично кается и бросается в Волгу;
пьесы-настроения – построены несколько иначе: в них конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, переходящий в конфликт психологический, что выражается во внутренней неустроенности героев, в ощущении душевного дискомфорта. Как правило, это ощущение характерно для многих персонажей. Действие сосредоточено не на сюжетных перипетиях, а на эмоциональной тональности, событийная цепь лишь усиливает то или иное настроение. Кульминация приходится, как правило, на конец действия. Так в пьесе Чехова «Три сестры» практически нет событийного ряда, но все сцены и эпизоды связаны друг с другом общим настроением – достаточно тяжёлым и безысходным («Горе от ума» Грибоедова);
пьесы-дискуссии – конфликт в них глубинный, основанный на различии мировоззренческих установок, проблематика, как правило, философская или идейно-нравственная. Драматическое противостояние в столкновении точек зрения. На этих принципах построена пьеса Горького «На дне». Конфликт здесь в столкновении разных точек зрения на природу человека, на ложь и правду.
Тема литературного произведения - это круг жизненных явлений, сводящих воедино весь материал. Это то, о чем рассказал читателю автор. В теме не должно быть глагола, она должна быть четкой, лаконичной. Как правило, состоит из одного слова и словосочетания. Темы бывают разных видов:
Тему читатель принимает как должность. Это объективная сторона художественного произведения. Число тем ограничено.
Разновидности тем:
Идея – это основная авторская мысль, которая отвечает на вопросы «Что хотел сказать читателю автор?».
Бывает три вида идеи:
Под проблемой в литературоведении принято понимать область осмысления автора отраженной реальности. Это сфера, в которой появляется авторская концепция мира и человека, где запечетляются размышления писателя. Проблема требует повышенной активности читателя.
Проблема - это субъективная сторона содержания. Число проблем неограничено. Нет ни одного произведения, где проблема повторилась.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
В русской поэзии существует три основные системы стихосложения:
Самой первой сложилась система тонического (от греч. tonos – напряжение, ударение) стихосложения. Произведения устного народного творчества основывались на наличие в русском языке ударных и безударных слогов. В тонической системе стихосложения ритмичность создается равным количеством ударных слогов в строке. Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях, а позже в литературных произведениях, стилизованных под народные формы.
Пример: (былина «Садко»)
Тоническое стихосложение использовалось авторами для создания «публицистических» стихотворений:
Силлабическая (от греч. syllabe – слог) система основана на равном количестве слогов в стихе (в строках). Эта система стихосложения характерна для поэзии тех народов, в языках которых ударение фиксировано на определенных слогах в слове (во французском – на последнем, в польском – на предпоследнем, в чешском – на первом и т.д.).
В русскую поэзию силлабический стих пришёл из Польши. Но не получил широкого распространения, потому что в русском языке беглое (разноместное) ударение, что не очень удобно для силлабического стихосложения.
Силлабо-тоническая система стихосложения «объединяет» две вышеописанные системы: помимо соразмерности слогов требует и равного количества ударений. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.
Огромный вклад в преобразования русского стихосложения внесли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Благодаря проведённой ими реформе стихосложения, с 30-х годов XVIII реформы силлабо-тоническая система получила распространение в России. С тех пор силлабо-тоническое стихосложение является основным в русской поэзии.
В силлабо-тонической системе стихосложения ритмическими единицами, соотносимыми между собой являются стихотворные строки – стихи. А единица стиха, которая состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных, называется стопой.
Слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов
, так и по месту ударений, что делает деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе весьма условным. Особенности слов русского языка приводят к тому, что иногда ударение в стихе переносится с одного слова на другое. Проклитикой называется перенесение ударения с данного слова на последующее, энклитикой – перенесение ударения с данного слова на предшествующее.
Звукопись - один из видов инструментовки стиха. Система звуковых повторов для создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображаемой картине, выражаемому настроению, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа.
Звукопись достигается:
Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.
Звукопись. Виды:
Внутренние звуки делятся на 3 группы:
Существует 2 варианта звуков:
Драматические жанры: .
трагедия– в переводе «козлиная песнь, песнь в честь козла». Характеризуется изображением безвыходного противоречия, в результате которого борьба, положенная в основу сюжета, заканчивается гибелью героя. Пушкин, «Борис Годунов»;
в комедии, наоборот, действия и характеры трактуются в форме комического. Изображаются такие положения и ситуации, которые вызывают смех. Герои этого жанра внутренне несостоятельны, не соответствуют своему положению, предназначению и, тем самым, развенчиваются смехом. По характеру комического различают комедии: сатирическую («Ревизор» Гоголя), лирическую («Вишнёвый сад» Чехова);
трагикомедия – драматическоепроизведение, обладающее признаками, как трагедии, так и комедии. В основе лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. В трагикомедии сочетаются и смешные и серьёзные эпизоды, смешиваются комические и возвышенные характеры. «Три сестры» Чехова;
водевиль– разновидность лёгкого, комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцами. Чехов, «Медведь», «Свадьба»;
фарс– комедийный жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки,эксцентрику (элементы фарса встречаются и у Гоголя «Ревизор», и у Чехова «Вишнёвый сад»);
драма– занимает промежуточное место между комедией и трагедией. Подобно трагедии она базируется на социально-психологических конфликтах, однако конфликт не столь напряжён как в трагедии, и может иметь благополучную развязку. Как и комедия, драма вращается в сфере частной жизни, которую драматург не пытается исправить смехом, а стремится проанализировать. Античность не знала драмы, хотя её элементы встречаются уже у Еврипида. Островский, «Гроза».
Типы пьес:
пьесы действия – конфликт воплощается в системе действий и поступков, то есть в сюжете. Драматическое действие развивается через цепь поступков, перипетий, так или иначе меняющих исходную ситуацию. Драма Островского «Гроза»: уезжает Тихон, Катерина решается на связь с Борисом, публично кается и бросается в Волгу;
пьесы-настроения – построены несколько иначе: в них конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, переходящий в конфликт психологический, что выражается во внутренней неустроенности героев, в ощущении душевного дискомфорта. Как правило, это ощущение характерно для многих персонажей. Действие сосредоточено не на сюжетных перипетиях, а на эмоциональной тональности, событийная цепь лишь усиливает то или иное настроение. Кульминация приходится, как правило, на конец действия. Так в пьесе Чехова «Три сестры» практически нет событийного ряда, но все сцены и эпизоды связаны друг с другом общим настроением – достаточно тяжёлым и безысходным («Горе от ума» Грибоедова);
пьесы-дискуссии – конфликт в них глубинный, основанный на различии мировоззренческих установок, проблематика, как правило, философская или идейно-нравственная. Драматическое противостояние в столкновении точек зрения. На этих принципах построена пьеса Горького «На дне». Конфликт здесь в столкновении разных точек зрения на природу человека, на ложь и правду.
-
Тема и идея художественного произведения.
Тема литературного произведения - это круг жизненных явлений, сводящих воедино весь материал. Это то, о чем рассказал читателю автор. В теме не должно быть глагола, она должна быть четкой, лаконичной. Как правило, состоит из одного слова и словосочетания. Темы бывают разных видов:
-
Вечные (любовь, жизнь и смерть, отцы и дети, дружба, добро и зло, война и мир, лишний\маленький человек, смысл жизни) -
Культурно-исторические
Тему читатель принимает как должность. Это объективная сторона художественного произведения. Число тем ограничено.
Разновидности тем:
-
философская («смысл жизни», «поэт и поэзия», "быстротечность времени", «одиночество», «свобода») -
пейзажная («природа») -
интимная ("любовь", "материнство") -
гражданская ("родина", "свобода", «поэт и поэзия»)
Идея – это основная авторская мысль, которая отвечает на вопросы «Что хотел сказать читателю автор?».
Бывает три вида идеи:
-
читательская (придуманная самим читателем) -
авторская (цитата из текста) -
Реминисценция - взаимствование из других текстов стихов, пословиц, поговорок, рассказов.
-
Проблема литературного произведения.
Под проблемой в литературоведении принято понимать область осмысления автора отраженной реальности. Это сфера, в которой появляется авторская концепция мира и человека, где запечетляются размышления писателя. Проблема требует повышенной активности читателя.
Проблема - это субъективная сторона содержания. Число проблем неограничено. Нет ни одного произведения, где проблема повторилась.
-
Сформулировать проблему -
Расскажите о проблематике из расчета 3-5 минут -
Сравните проблему данного текста с проблемами других авторов -
Выявите типологические и новаторские черты проблемы анализируемого произведения.
-
Сюжет художественного произведения.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Понятие о композиции.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Психологизм (обзор).
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Ольфакторный, карпалистический коды.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Конфликт литературного произведения.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Понятие литературного портрета. Виды портретных зарисовок. Невербальная семиотика – язык тела и жеста.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Пейзаж, виды и функции пейзажных зарисовок.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Интерьер и его функции в художественном произведении.
КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!
-
Системы русского стихосложения.
В русской поэзии существует три основные системы стихосложения:
-
тоническая; -
силлабическая; -
силлабо-тоническая.
Самой первой сложилась система тонического (от греч. tonos – напряжение, ударение) стихосложения. Произведения устного народного творчества основывались на наличие в русском языке ударных и безударных слогов. В тонической системе стихосложения ритмичность создается равным количеством ударных слогов в строке. Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях, а позже в литературных произведениях, стилизованных под народные формы.
Пример: (былина «Садко»)
Тоническое стихосложение использовалось авторами для создания «публицистических» стихотворений:
Силлабическая (от греч. syllabe – слог) система основана на равном количестве слогов в стихе (в строках). Эта система стихосложения характерна для поэзии тех народов, в языках которых ударение фиксировано на определенных слогах в слове (во французском – на последнем, в польском – на предпоследнем, в чешском – на первом и т.д.).
В русскую поэзию силлабический стих пришёл из Польши. Но не получил широкого распространения, потому что в русском языке беглое (разноместное) ударение, что не очень удобно для силлабического стихосложения.
Силлабо-тоническая система стихосложения «объединяет» две вышеописанные системы: помимо соразмерности слогов требует и равного количества ударений. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.
Огромный вклад в преобразования русского стихосложения внесли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Благодаря проведённой ими реформе стихосложения, с 30-х годов XVIII реформы силлабо-тоническая система получила распространение в России. С тех пор силлабо-тоническое стихосложение является основным в русской поэзии.
В силлабо-тонической системе стихосложения ритмическими единицами, соотносимыми между собой являются стихотворные строки – стихи. А единица стиха, которая состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных, называется стопой.
Слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов
, так и по месту ударений, что делает деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе весьма условным. Особенности слов русского языка приводят к тому, что иногда ударение в стихе переносится с одного слова на другое. Проклитикой называется перенесение ударения с данного слова на последующее, энклитикой – перенесение ударения с данного слова на предшествующее.
-
Звуковая организация поэтической речи. Понятие ассонанса и аллитерации. Цели использования средств поэтической фонетики
Звукопись - один из видов инструментовки стиха. Система звуковых повторов для создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображаемой картине, выражаемому настроению, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа.
Звукопись достигается:
-
подбором слов близкого звучания; -
повторением одного и того же звука или сочетания звуков; -
употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.
Звукопись. Виды:
-
Внешние (внешний звук сильный, он не требует домысливания) -
Внутренние
Внутренние звуки делятся на 3 группы:
-
Ассонанс – прием, основанный на повторении гласных звуков. -
Аллитерация – прием, основанный на повторении согласных звуков. -
Звукоподражание - один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений. Звукоподражание применяется в передаче пения птиц, топота копыт, шума леса и т. п.
Существует 2 варианта звуков:
-
Ономатопея - это слова, которые обозначают какой-либо звук и фонетически подражают ему. -
Парономазия - это стилистическая фигура, заключающаяся в соединении в одном речевом отрезке слов, сходных по звучанию, но разных по значению.
-
Реформа русского стихосложения.