Файл: Литературоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ремарки. Однако ремарки за редким исключением (пьесы Б. Шоу) представляют собой краткие указания для режиссёра, актёров и художника, оформляющего спектакль.Еще в античности выделились две основные формы драматического жанра – трагедия и комедия

Драматические жанры: .

трагедия– в переводе «козлиная песнь, песнь в честь козла». Характеризуется изображением безвыходного противоречия, в результате которого борьба, положенная в основу сюжета, заканчивается гибелью героя. Пушкин, «Борис Годунов»;

в комедии, наоборот, действия и характеры трактуются в форме комического. Изображаются такие положения и ситуации, которые вызывают смех. Герои этого жанра внутренне несостоятельны, не соответствуют своему положению, предназначению и, тем самым, развенчиваются смехом. По характеру комического различают комедии: сатирическую («Ревизор» Гоголя), лирическую («Вишнёвый сад» Чехова);

трагикомедия – драматическоепроизведение, обладающее признаками, как трагедии, так и комедии. В основе лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. В трагикомедии сочетаются и смешные и серьёзные эпизоды, смешиваются комические и возвышенные характеры. «Три сестры» Чехова;

водевиль– разновидность лёгкого, комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцами. Чехов, «Медведь», «Свадьба»;

фарс– комедийный жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки,эксцентрику (элементы фарса встречаются и у Гоголя «Ревизор», и у Чехова «Вишнёвый сад»);

драма– занимает промежуточное место между комедией и трагедией. Подобно трагедии она базируется на социально-психологических конфликтах, однако конфликт не столь напряжён как в трагедии, и может иметь благополучную развязку. Как и комедия, драма вращается в сфере частной жизни, которую драматург не пытается исправить смехом, а стремится проанализировать. Античность не знала драмы, хотя её элементы встречаются уже у Еврипида. Островский, «Гроза».

Типы пьес:

пьесы действия – конфликт воплощается в системе действий и поступков, то есть в сюжете. Драматическое действие развивается через цепь поступков, перипетий, так или иначе меняющих исходную ситуацию. Драма Островского «Гроза»: уезжает Тихон, Катерина решается на связь с Борисом, публично кается и бросается в Волгу;


пьесы-настроения – построены несколько иначе: в них конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, переходящий в конфликт психологический, что выражается во внутренней неустроенности героев, в ощущении душевного дискомфорта. Как правило, это ощущение характерно для многих персонажей. Действие сосредоточено не на сюжетных перипетиях, а на эмоциональной тональности, событийная цепь лишь усиливает то или иное настроение. Кульминация приходится, как правило, на конец действия. Так в пьесе Чехова «Три сестры» практически нет событийного ряда, но все сцены и эпизоды связаны друг с другом общим настроением – достаточно тяжёлым и безысходным («Горе от ума» Грибоедова);

пьесы-дискуссии – конфликт в них глубинный, основанный на различии мировоззренческих установок, проблематика, как правило, философская или идейно-нравственная. Драматическое противостояние в столкновении точек зрения. На этих принципах построена пьеса Горького «На дне». Конфликт здесь в столкновении разных точек зрения на природу человека, на ложь и правду.


  1. Тема и идея художественного произведения.


Тема литературного произведения - это круг жизненных явлений, сводящих воедино весь материал. Это то, о чем рассказал читателю автор. В теме не должно быть глагола, она должна быть четкой, лаконичной. Как правило, состоит из одного слова и словосочетания. Темы бывают разных видов:

  • Вечные (любовь, жизнь и смерть, отцы и дети, дружба, добро и зло, война и мир, лишний\маленький человек, смысл жизни)

  • Культурно-исторические

Тему читатель принимает как должность. Это объективная сторона художественного произведения. Число тем ограничено.

Разновидности тем:

  • философская («смысл жизни», «поэт и поэзия», "быстротечность времени", «одиночество», «свобода»)

  • пейзажная («природа»)

  • интимная ("любовь", "материнство")

  • гражданская ("родина", "свобода", «поэт и поэзия»)

Идея – это основная авторская мысль, которая отвечает на вопросы «Что хотел сказать читателю автор?».

Бывает три вида идеи:

  • читательская (придуманная самим читателем)

  • авторская (цитата из текста)

  • Реминисценция - взаимствование из других текстов стихов, пословиц, поговорок, рассказов.




  1. Проблема литературного произведения.

Под проблемой в литературоведении принято понимать область осмысления автора отраженной реальности. Это сфера, в которой появляется авторская концепция мира и человека, где запечетляются размышления писателя. Проблема требует повышенной активности читателя.
Проблема - это субъективная сторона содержания. Число проблем неограничено. Нет ни одного произведения, где проблема повторилась.

  • Сформулировать проблему

  • Расскажите о проблематике из расчета 3-5 минут

  • Сравните проблему данного текста с проблемами других авторов

  • Выявите типологические и новаторские черты проблемы анализируемого произведения.




  1. Сюжет художественного произведения.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Понятие о композиции.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Психологизм (обзор).

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Ольфакторный, карпалистический коды.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Конфликт литературного произведения.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Понятие литературного портрета. Виды портретных зарисовок. Невербальная семиотика – язык тела и жеста.


КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Пейзаж, виды и функции пейзажных зарисовок.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Интерьер и его функции в художественном произведении.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Системы русского стихосложения.

В русской поэзии существует три основные системы стихосложения:

  • тоническая;

  • силлабическая;

  • силлабо-тоническая.

Самой первой сложилась система тонического (от греч. tonos – напряжение, ударение) стихосложения. Произведения устного народного творчества основывались на наличие в русском языке ударных и безударных слогов. В тонической системе стихосложения ритмичность создается равным  количеством ударных слогов  в строке. Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях, а позже в литературных произведениях, стилизованных под народные формы.

Пример: (былина «Садко»)

Тоническое стихосложение использовалось авторами для создания «публицистических» стихотворений:

Силлабическая (от греч. syllabe – слог) система основана на равном количестве слогов в стихе (в строках). Эта система стихосложения характерна для поэзии тех народов, в языках которых ударение фиксировано на определенных слогах в слове (во французском – на последнем, в польском – на предпоследнем, в чешском – на первом и т.д.).

В русскую поэзию силлабический стих пришёл из Польши. Но не получил широкого распространения, потому что в русском языке беглое (разноместное) ударение, что не очень удобно для силлабического стихосложения.

Силлабо-тоническая система стихосложения «объединяет» две вышеописанные системы: помимо соразмерности слогов требует и равного количества ударений. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.

Огромный вклад в преобразования русского стихосложения внесли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Благодаря проведённой ими реформе стихосложения, с 30-х годов XVIII реформы силлабо-тоническая система получила распространение в России. С тех пор силлабо-тоническое стихосложение является основным в русской поэзии.

В силлабо-тонической системе стихосложения ритмическими единицами, соотносимыми между собой являются стихотворные строки – стихи. А единица стиха, которая состоит из  ударного слога и примыкающих к нему безударных, называется стопой.

Слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов
, так и по месту ударений, что делает деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе весьма условным. Особенности слов русского языка приводят к тому, что иногда ударение в стихе переносится с одного слова на другое. Проклитикой называется перенесение ударения с данного слова на последующее, энклитикой  – перенесение ударения с данного слова на предшествующее.






  1. Звуковая организация поэтической речи. Понятие ассонанса и аллитерации. Цели использования средств поэтической фонетики

Звукопись - один из видов инструментовки стиха. Система звуко­вых повторов для создания особого эффекта соот­ветствия фонетического состава фразы изображаемой картине, выражаемому настроению, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа.

Звукопись достигается:

  • подбором слов близкого звучания;

  • повторением одного и того же звука или сочетания звуков;

  • употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

Звукопись. Виды:

  • Внешние (внешний звук сильный, он не требует домысливания)

  • Внутренние

Внутренние звуки делятся на 3 группы:

  1. Ассонанс – прием, основанный на повторении гласных звуков.

  2. Аллитерация – прием, основанный на повторении согласных звуков.

  3. Звукоподражание - один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений. Звукоподражание применяется в передаче пения птиц, топота копыт, шума леса и т. п.

Существует 2 варианта звуков:

  • Ономатопея - это слова, которые обозначают какой-либо звук и фонетически подражают ему.

  • Парономазия - это стилистическая фигура, заключающаяся в соединении в одном речевом отрезке слов, сходных по звучанию, но разных по значению.




  1. Реформа русского стихосложения.