Файл: Реферат по дисциплине по теме Методы и формы моральной диагностики служащего.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной противопожарной службы
РЕФЕРАТ
по дисциплине « »
по теме: «Методы и формы моральной диагностики служащего»
Выполнил:
слушатель курса,
учебной группы,
Номер зачетной книжки:
Проверил: ______________________
Москва 2022
Оглавление
Введение 2
1.Российский и зарубежный опыт 3
2.Диагностика нравственных характеристик служащих 13
3.Методы исследования нравственной сферы личности 17
Заключение 22
Литература 24
Введение
В арсенале методов повышения уровня этичности гражданских служащих особое место занимают методы отбора персонала и оценки нравственной составляющей его профессионализма.
Методы отбора персонала могут включать тесты; проверку наличия в дипломе учебных дисциплин "Этика государственной службы", "Нравственные основы государственной службы и кадровой политики", "Этикет деловых отношений" и др.; экзамены, собеседование, получение согласия работника па прохождение этической учебы в процессе работы в данной организации.
При оценке квалификации работника уровень его этической грамотности может выявляться по результатам этического тестирования, на основе самооценки уровня его этичности и представлений о тех требованиях, которые необходимы для исполнения данной должности.
В планируемое развитие карьеры сотрудника должна включаться этическая учеба и оценка результатов повышения профессионализма по эффективности этической учебы (на основании числа этических нарушений в практической деятельности).
Нравственность выступает важной детерминантой поведения человека. Институциональные изменения в российском обществе, происходящие эволюционным путем, потребовали переосмысления основополагающих принципов организации, а также целей и задач власти, и особенно нравственной составляющей ее действий.
-
Российский и зарубежный опыт
Серьезного изучения в плане моральной диагностики заслуживает опыт формирования кадрового корпуса государственных служащих в Японии.
Государственные служащие в этой стране считаются меритократической элитой, формирующейся на базе универсальных критериев оценки их способностей в ходе открытых конкурсных состязаний. Целостность и объективность системы найма и продвижения обеспечивается независимым государственным органом — кадровым агентством.
Меритократия (лат. — достойный, греч. — власть) — власть, основанная на заслугах.
Многообразны методы оценки нравственной составляющей профессионализма государственного и муниципального служащего. Различаются формальные, или формализованные, методы (изучение биографии и документов, тестирование, анкетирование, личностный опросник) и неформальные, или не формализуемые (собеседование, интервью, наблюдение и самонаблюдение (интроспекции), групповая дискуссия), психологические (методы социометрии, проективный метод) и др.
В практике сложился двусторонний подход к оценке личности: оценка типических и индивидуальных качеств человека. В зависимости от ориентации на дело и на человека, по основанию стиля руководства в литературе разработаны типологии руководителей, которые могут служить основой для типизации объектов оценки и прогнозирования их поведения в различных ситуациях. Индивидуальные нравственные качества человека могут оцениваться в процедурах оценочных бесед, в процессе тестирования.
Оценка личностных и нравственных качеств служащего осуществляется с использованием таких методов, как предварительное изучение личных дел служащих, результатов их профессиональной деятельности, хода и итогов аттестаций и конкурсов, общественного мнения. Широко используются и методы собеседования, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, групповой дискуссии, матричный метод оценок, метод деловой игры, метод самооценки.
При приеме па работу государственных и муниципальных служащих, а также в процессе их профессионального развития в индустриально развитых странах широко используются тесты самого разнообразного характера. Они содержат перечень критериев оценки уровня профессионализма, включая не только профессиональные критерии, но и деловые, морально-психологические (в их числе гуманность, этика поведения, стиль общения, справедливость, честность и др.). интегральные (включающие общую культуру, культуру мышления и речи, коммуникативность, авторитетность и др.), дополнительные (морально-психологическая устойчивость, внешняя культура и др.)
Зарубежные специалисты по кадровому менеджменту в качестве первоочередной цели совершенствования кадров выдвигают приведение квалификации работников в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним их служебным положением. При этом разработанный ими "профиль требований" включает не только профессиональные навыки, но и способность к общению, умение находить правильный подход к людям, а также требования к личностным качествам и поведению сотрудников.
Например, в ФРГ законопослушность, ответственность, справедливость, лояльность, доброжелательность и другие личностные качества государственных служащих считаются важнейшим фактором высококачественной государственной службы в системе отбора кадров и продвижения их по службе.
Большое внимание в западных моделях уделяется требованиям к личностным качествам государственных служащих, среди которых выделяют:
• человечность, доброжелательность;
• естественность, непринужденность;
• непосредственность, доверие к людям;
• симпатию;
• приветливость, дружеские чувства;
• интерес, искреннее внимание;
• эмпатию, стремление понять другого;
• приятную внешность;
• уверенность, решительность;
• вежливость, внимание, предупредительность;
• тактичность, чуткость, бережное отношение к людям;
• почтительность;
• гибкость, адаптированность;
• дисциплинированность;
• толерантность, терпимость1.
Сегодня уже четко осознается необходимость не только обогащения и наращивания личностно-профессиональных качеств служащих как фактора их профессионального развития, но и рационального использования "уже имеющихся качеств на основе более эффективной расстановки кадров, включения их в систему коллективного труда, изменения мотивирования их качественной служебно-профессиональной деятельности". Видимо, с наличием честной прослойки государственных служащих связаны признаки иммунитета значительной части кадрового корпуса к патологическим служебным аномалиям.
Важным фактором в зарубежной практике подбора персонала выступает его надежность и честность. "Показывать высочайшие образцы личной неподкупности, правдивости, честности и силы духа во всех наших действиях на государственных и муниципальных должностях с целью вызвать доверие к государственным и муниципальным институтам... Нет ничего более важного для государственных управленцев, чем мнение людей об их честности, правдивости и неподкупности" — записано в Этическом кодексе Американского общества государственного управления.
Недаром в числе этических принципов государственных служащих Франции важнейшим считается принцип, предполагающий не просто наличие у чиновника таких нравственных качеств, как честность, неподкупность, достоинство, но гораздо более высокий их уровень, который должен исключать всякую возможность его подкупа или любого проявления корпоративного интереса. О признании важности нравственного аспекта государственной службы свидетельствует и тот факт, что в числе первых подписанных Дж. Бушем документов при его вступлении в должность Президента США стал Моральный кодекс государственных служащих.
В Германии любое пожертвование свыше 20 тыс. марок, во избежание нарушения требования неподкупности, должно быть зарегистрировано с указанием имени дарителя. Г. Коль был привлечен к ответственности за то, что скрыл факт пожертвования в пользу ХДС, отчего пострадала репутация первого лица партии.
Страны с развитой рыночной экономикой давно осознали сверхактуальность этой проблемы: в США, например, потери коммерческих предприятий из-за нечестности персонала составляют ежегодно около 40 млн долл. Поэтому в этой стране не жалеют средств на разработку и внедрение методов, позволяющих оценить степень надежности и честности работника.
В США с середины 80-х гг. прошлого века интенсивно разрабатывается методика использования бланковых тестов честности. Особенностью этого вида тестирования является то, что они нигде не публикуются и составляют строжайшую коммерческую тайну. В 1984 г. бланковые тесты честности использовали в своей практике более 5 тыс. фирм, и популярность этого метода продолжает расти. Причем этот метод оказался достаточно эффективным инструментом прогноза личностных качеств работников: после введения тестирования "на честность" поступающих существенно уменьшилось число увольнений за кражи, применение наркотиков, агрессивное поведение на работе; уменьшилась текучесть кадров.
Тесты честности входят в систему скрининга (англ. screening — просеивание) — отсев непригодных работников, который включает и медицинские, и профессиональные, и нравственные, и психологические параметры. Эффективность и экономическая выгодность скрининговых проверок сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Скрининг является самым быстрым способом отсева непригодных кандидатов на замещаемую должность, позволяющим получать интересующую информацию с минимальными временными, материальными и людскими затратами.
Наибольшей популярностью среди методов оценки честности человека, особенно в последнее десятилетие, пользуется полиграф, или детектор лжи. В России полиграф зарекомендовал себя как эффективное оружие в борьбе с правонарушениями и метод селекции работников путем "выбраковки" непригодных.
Например, при приеме на работу кандидата полиграфолог может получить ответы на вопросы о негативных фактах его биографии, которые он хотел бы утаить, нежелательных наклонностях, наличии связей с криминальными структурами, истинных мотивах поступления на государственную или муниципальную службу
2.
Особого внимания заслуживает опыт некоторых постсоветских республик, оформивших применение полиграфа на государственной службе. Например, Указ Президента Казахстана от 1 сентября 2010 г. "О первоочередных мерах по внедрению системы тестирования на полиграфе в сфере государственной службы".
Одним из достаточно новых, но уже доказавших свою эффективность методов, которым пользуются криминалисты ряда стран, в частности в целях наиболее успешного раскрытия преступления, является гипнотическое тестирование. "Самые громкие дела и заказные убийства были бы давно раскрыты, если бы закон разрешил следствию применять гипноз, — считают прокурорские работники, — ...в европейских странах считают, что допрос под гипнозом нарушает права человека, и там криминалистам запрещают пользоваться такой методикой. Но не забывайте, что Европа может позволить себе такую роскошь... в благополучной Швейцарии и Бельгии регистрируются по одному десятку убийств за пару лет. А у пас общество захлестнула волна насилия: около 30 тыс. убийств в год, среди них 500 заказных". По показателю умышленных убийств на 100 тыс. населения мы занимаем второе место в мире после ЮАР.
В США создано даже Национальное общество экспертов по следственному гипнозу, в которое поступают заявки следователей для выделения им специалиста. Выводы ученых: использование этого метода позволяет добиваться успеха в 70—80 случаях из ста, давая почти 80%-ную раскрываемость.
Интересами безопасности граждан продиктовано и требование прохождения генетических тестов при приеме на работу в исключительных случаях — процедура, введенная в Германии не только в отношении пилотов, полицейских, водителей общественного транспорта, но и государственных служащих. В Германии ежегодно проводятся около 90 тыс. генетических тестов, несмотря на сопротивление оппозиции в лице коалиции СДПГ п партии зеленых3.
В менеджменте последних десятилетий стал широко использоваться метод оценочных центров, т.е. оценка менеджеров и кандидатов в менеджеры в специально организованных учреждениях и выявление системы характерологических качеств, необходимых человеку для успешного выполнения определенной служебной деятельности.
Одной из особенностей решения проблемы профессионального развития работников в Японии является система репутаций, которая обеспечивает не только добросовестное, качественное, но и творческое отношение работников к своим обязанностям. Ее суть состоит в том