Файл: Реферат по дисциплине по теме Методы и формы моральной диагностики служащего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что где бы ни работал сотрудник, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы за ним закрепилась репутация порядочного, честного и инициативного работника. Для этого па каждого работника составляется письменная характеристика, содержащая четкое перечисление всех его достоинств и недостатков. Объективность такой характеристики обеспечивается ежедневными проверками сотрудников в форме опроса коллег, подчиненных, начальников, клиентов и т.д. Следуя за работником, такая характеристика влияет на ход его карьеры, стимулирует профессионально-нравственное развитие, способствует формированию мощной мотивации на добросовестное исполнение своих обязанностей, безусловное следование требованиям профессиональной морали4.

Для оценки и составления отчетов о реализации этических программ организации в ряде стран разработана и используется методика проведения социальных ревизий, цель которых — поддержание высокого уровня социальной ответственности организации и каждого ее работника.

Для всестороннего анализа конкретного аспекта деятельности организации, которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж организации, проводятся этические экспертизы, результатом которых является система предложений, направленных на улучшение морального климата и "моральной респектабельности" организации, внесение коррективов в практику ее деятельности5.

Когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации из-за отсутствия соответствующих структур или трудностей иного характера, в организацию приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений, которые пользуются методом этического консультирования.

Оценка этичности государственных и муниципальных служащих неразрывно связана с санкциями за допущенные нарушения. Во многих зарубежных странах нарушение, например, этического принципа ответственности в сфере государственной службы влечет за собой серьезные санкции, вплоть до лишения правового статуса.

В Великобритании парламентский контроль основан на доктрине "министерской ответственности", в соответствии с которой министр, принимая на себя ответственность за результаты деятельности своего ведомства, обязан подать в отставку в случае обнаружения упущений не только в его собственной работе, но и в работе отдельных работников подчиненного ему ведомства. В 2004 г. Европарламент потребовал включить в Кодекс поведения Комиссии Европейского союза механизмы персональной ответственности членов Комиссии за совершаемые ошибки и общую некомпетентность.

  1. Диагностика нравственных характеристик служащих



Согласно модели А. Л. Журавлева и А. Б. Купрейченко психологическое отношение к соблюдению нравственных норм — один из компонентов психологических отношений нравственности, тесно связанный с моральным поведением, а именно с поведенческим их компонентом [1, с. 53]. Использование понятия отношения к соблюдению нравственных норм позволяет насколько это возможно приблизиться к прогнозированию реального поведения личности. Для эффективного решения этой задачи необходимо определить основные детерминанты поведения личности. На моральное поведение индивида влияют существующие в обществе нормы морали, которые имеют культурно-историческую и социально-групповую специфику, а также условия среды. Восприятие и интериоризация норм за висит от особенностей личности.

Существенное влияние может оказывать возраст и жизненный опыт индивида, то есть фактор времени. Специфика поведения определяется также особенностями ситуации, в которую включены другие люди. Концептуальным в модели является положение о том, что индивид руководствуется различными правилами поведения по отношению к разным группам из его социального окружения, то есть по отношению к людям, находящимся на разной психологической дистанции. Перечисленные детерминанты не являются независимыми, между ними существует сложная система связей и влияний.

Например, личностные особенности определяются возрастом и жизненным опытом индивида, а ситуации, в которых он оказывается, во многом являются функцией его индивидуальных особенностей и условий среды. Принятые в обществе моральные нормы меняются со временем и определяются особенностями жизни конкретного сообщества [1, с. 54].
Практика диагностики нравственных характеристик личности испытывает большую потребность в психодиагностических средствах, особенно это актуально становится при аттестации государственных служащих. Для экспресс-диагностики хорошо зарекомендовал себя опросник соблюдения нравственных норм (ОСНН) А. Б. Купрейченко [1, с. 415]. Более глубокая и детальная диагностика может быть проведена с помощью методики нравственного самоопределения личности А. Е. Воробьевой и А. Б. Купрейченко [3], но она достаточно трудоемкая, поэтому имеет ограничения в применении. В то же время в Висбаденском опроснике к методу позитивной психотерапии, предложенным Н. Пезешкианом при сотрудничестве с X. Дайденбахом [2], существуют шкалы нравственности, которые в настоящее время стали часто использоваться отдельно как самостоятельные.



Опросник нравственных характеристик личности содержит восемь шкал:

1) честность — это прямота, искренность и открытость личности;

2) совестливость — это добросовестное выполнение своих обязанностей;

3) справедливость — это, прежде всего, беспристрастное отношение к другим;

4) верность — это стойкость и неизменность своих чувств, отношений;

5) терпение — это способность проявлять настойчивость, упорство при достижении чего-либо;

6) доверие — это способность принимать себя и других такими какими они есть;

7) приязнь — это эмоциональное дружеское отношение к другому независимо от качеств и поведения;

8) вера — это убежденность в чем-либо.

В то же время диагностика нравственных характеристик личности в значительной степени подвержена фальсификации со стороны испытуемых, поэтому получаемые данные могут не соответствовать действительности. Одним из эффективных способов снижения фальсификации результатов тестирования является использования методик построенных по ипсативному принципу, то есть содержащих несколько одинаковых ответов, из которых надо выбрать наиболее подходящий. Однако в этом случае парное сравнение приводит к увеличению трудоемкости тестирования и к зависимым шкалам опросника. Шкалы ипсативных методик дают неплохие результаты при оценке испытуемых, обладающих средним профилем. Если же испытуемый обладает завышенными или заниженными значениями всех шкал профиля, то методика дает значительную погрешность [6, с. 485]. Поскольку государственные служащие представляют собой не среднестатистическую выборку из популяции, то мы считаем использование ипсативных методик на этих испытуемых должно быть ограничено.

Для повышения валидности диагностики предлагается метод использования служебных шкал [2, с. 189]. При использовании в информационных шкалах симметричных 5- или 7-балльных шкал Р. Лайкерта подсчитывается количество средних ответов («не знаю»), являющихся служебными шкалами. Традиционно результаты диагностики в информационной шкале бракуются при достижении количества средних ответов некоторого допустимого значения. Однако в данном случае количество средних ответов несет смысловую нагрузку об испытуемом вольно или невольно уклоняющемся дать ответ на пункт опросника, выбрав стратегию «ухода от ответа».

Таким образом, в модифицированном варианте опросника нравственных характеристик личности предложено дихотомическую шкалу ответов заменить на 5-балльную шкалу Р. Лайкерта, дополнив восемь информационных шкал (нравственных характеристик личности)
восьмью служебными шкалами, представляющими количество средних ответов в соответствующих информационных шкалах, т. е. количество ответов «3».
  1. Методы исследования нравственной сферы личности



Диагностика развития нравственной сферы личности предполагает исследование разных компонентов нравственного сознания (когнитивного, эмоционального и поведенческого), исследование отдельных этических характеристик личности (позитивные и негативные), исследование комплексного нравственного потенциала.

Исследование когнитивного и эмоционального компонентов в период дошкольного и младшего школьного возраста проводится с помощью таких методов, как беседа, незаконченные истории, сюжетные картинки, ролевые игры и т.д. Эти методы направлены на изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах, отношения к этим нормам, отношения к другим людям.

Для измерения уровня развития морального сознания старшего школьника (и взрослого) исследователи зачастую используют концепцию когнитивного развития, в которой когнитивная способность к децентрации рассматривается в качестве ведущей. Концепцию разработал Ж. Пиаже в своей двухступенчатой модели нравственного развития. Дальнейшее развитие она получила в модели нравственности Л. Колберга, основанной на идее справедливости. Уровень нравственного суждения в этой модели определяется когнитивной децентрацией позиции клиента и учетом при рассмотрении моральной дилеммы точек зрения различных участников конфликта. В рамках схемы Колберга личность самостоятельно формулирует моральные принципы в ходе спонтанного процесса созидания самой себя, а не впитывает пассивно представления, бытующие в обществе (в противовес психодинамическим и бихевиористским подходам). Л. Колбергом была предложена «Методика оценки уровня развития морального сознания»6. Для исследования морального сознания он предлагает девять дилемм. Дилеммы сформулированы так, что в их оценке сталкиваются нормы права и морали и ценности разного уровня. Исследуя различия в моральных суждениях, Колберг выделяет три основных уровня их развития: преконвенциональпый, конвенциональный и постконвенциональный. Уровни подразделяются Колбергом на несколько стадий — по две на каждом. Достижение каждой стадии и каждого уровня возможно, по мнению автора, только в заданной последовательности: от низших к высшим. Некоторые возрастные ориентиры их прохождения он указывает, но жесткой привязки стадий к возрасту Колберг не делает.


Преконвенциональпый уровень характеризует эгоцентричность моральных суждений. При оценке того или иного поступка доминирует мотив удовлетворения собственных потребностей или страх перед наказанием. Моральная оценка выносится исходя из собственной выгоды. На первой стадии преобладает ориентация в поведении и оценке поступка на возможное наказание: подчиняюсь правилам, чтобы не наказали.

Постконвенциональный уровень развития моральных суждений. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. Па пятой стадии основной акцент делается на индивидуальных правах человека, поскольку появляется понимание относительности и договорного характера любых норм. Ведущим становится принцип справедливости. Эта стадия появляется только на третьем десятилетии жизни. Шестая стадия отражает общечеловеческие универсальные принципы. В соответствии с ней жизнь рассматривается с позиции уважения к ее уникальности и возможностям каждого человека. Встречается, по данным Колберга, крайне редко. Автор рассматривал ее лишь на теоретическом уровне7. На сходной теоретической основе создан опросник «Диагностика социоморальной рефлексии» Дж. Джиббса, К. Бэсинджер и Д. Фуллера, представленный в данной главе.

Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками, нравственных установок и т.д. Один из основных методов оценивания поведенческого компонента нравственного сознания в разных возрастных группах — метод экспертных оценок. Например, учителя, родителей просят оценить поведение учащегося по заранее заданным параметрам, таким как ответственность, самокритичность, готовность помочь другому в учебе, отношения к родителям и т.д. Экспертные оценки часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов.

Наряду с экспертными оценками существуют методы моделирования реальных ситуаций; сюжетно-ролевые игры, в которых сталкиваются разные мотивы; методики диагностики поведения в условиях морального выбора по оценке и выбору ситуаций, на выявление поведенческих установок в этически неоднозначных ситуациях. В качестве примера приведем метод изучения поведения человека в ситуации морального выбора1. Данная методика основана на предъявлении ряда вербально заданных ситуаций испытуемому и фиксации результатов сделанного им выбора. Каждая ситуация требует принятия решения в пользу «добра» либо «зла» и предусматривает развернутый ответ. Ситуации касаются личных, деловых или случайных отношений, а также каких-то экстремальных событий. Например, предлагается ситуация: вы испытываете сильные материальные затруднения. На улице нашли бумажник со