Файл: Реферат по дисциплине по теме Методы и формы моральной диагностики служащего.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
значительной суммой денег и визитками, где указаны имя и адрес владельца. Испытуемому предлагается дать развернутый ответ, что бы он стал делать в этой ситуации. По мнению авторов, анализ ответов по всем ситуациям позволит выявить, не руководствуется ли испытуемый двойными стандартами, не распространяется ли его нравственное поведение только на близких, не связано ли со страхом осуждения и т.д.
Поскольку развитие нравственной сферы личности тесно коррелирует со структурой ценностных ориентаций человека, оценка нравственной сферы возможна с помощью методик, измеряющих ценностные предпочтения личности. В. Н. Мясищев рассматривал ценностные ориентации как центр духовного развития личности, как целостную систему сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе.
Как уже отмечалось, важным элементом нравственного сознания является сочувствие, сопереживание другим людям. Для оценки этих показателей традиционно используются методики измерения эмпатии. Для детей это могут быть сюжетные картинки, незаконченные предложения, для взрослых — опросники.
Можно выделить отдельную группу методов, оценивающих позитивные или негативные нравственные качества человека, такие как альтруизм, ответственность, эгоизм, совестливость и др. Например, методика «Ответственность» В. П. Прядеина и А. И. Крупнова8, «Шкала совестливости» Ямпольского, «шкала диспозиционного эгоизма» К. Муздыбаева9 и др. Существуют также методики исследования выраженности в установках человека обобщенной направленности на добро или на зло (Л. М. Попов, А. П. Кашин), на оценку общего уровня нравственной воспитанности.
Исследователи сообщают о наличии не одного десятка методик для измерения различных аспектов нравственности. Однако при этом отмечается, что большинство из них не валидизированы. Зачастую авторы опираются на собственные концепции, иногда используют заимствованные вопросы из ранее созданных и опубликованных методик других авторов. К общим недостаткам, характерным для большинства опросников по данной тематике, относят: слишком большой объем вопросов, высокий риск получения социально желательных ответов, непереносимость некоторых формулировок, концепций в другую культуру и отсутствие адаптации заимствованных западных методик
10.
Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен Л.Френком (L.K.Frank, американский психолог) в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время. Проективные методы, ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться
Как уже было сказано ранее, на развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, а также холистическая психология. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.
Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 436 с.
2. Капцов А. В. Повышение валидности психологической диагностики // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. № 2(5). С. 188—193.
3. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Методические аспекты использования психометрических тестов в дипломном проектировании // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 1 (9). С. 169-181.
4. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. Москва: Институт психологии РАН, 2013. 480 с.
5. Фер Р. М, Бакарак В. Р. Психометрика. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2010. 445 с.
1 Государственная служба Российской Федерации: современное состояние, проблемы функционирования и первоочередные направления дальнейшего развития. М.: Изд-во, РАГС, 2002. С. 144.
2 Государственная служба России: развитие и управление человеческим капиталом : сб. науч. ст. М.: Дело : РАНХиГС, 2013. С. 200-203.
3 Немецких работников оградят от генетических тестов. URL: wwv. Ienta.ru/news/2005/08/17/test
4 Волгин Н. Л. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии. М., 1998. С. 38.
5 Кибанов Л. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебник. М., 2004. С. 55-56.
6 Хвостов А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. М.,2005.
7 Воробьева А. Е., Купрейченко А. Б. Стадии нравственного самоопределения молодежи // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / под ред.М. И. Воловиковой. М., 2011.
8 Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин II. Н. Добро и зло в этической психологии личности.М, 2008.
9 Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. Т. 21. 2000. С. 27—39.
10 Воробьева Л. Е. Психологические методики для изучения нравственной сферы личности: анализ разработок и авторские приемы // Нравственность современного российскогообщества: психологический анализ / иод ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М., 2012.
Поскольку развитие нравственной сферы личности тесно коррелирует со структурой ценностных ориентаций человека, оценка нравственной сферы возможна с помощью методик, измеряющих ценностные предпочтения личности. В. Н. Мясищев рассматривал ценностные ориентации как центр духовного развития личности, как целостную систему сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе.
Как уже отмечалось, важным элементом нравственного сознания является сочувствие, сопереживание другим людям. Для оценки этих показателей традиционно используются методики измерения эмпатии. Для детей это могут быть сюжетные картинки, незаконченные предложения, для взрослых — опросники.
Можно выделить отдельную группу методов, оценивающих позитивные или негативные нравственные качества человека, такие как альтруизм, ответственность, эгоизм, совестливость и др. Например, методика «Ответственность» В. П. Прядеина и А. И. Крупнова8, «Шкала совестливости» Ямпольского, «шкала диспозиционного эгоизма» К. Муздыбаева9 и др. Существуют также методики исследования выраженности в установках человека обобщенной направленности на добро или на зло (Л. М. Попов, А. П. Кашин), на оценку общего уровня нравственной воспитанности.
Исследователи сообщают о наличии не одного десятка методик для измерения различных аспектов нравственности. Однако при этом отмечается, что большинство из них не валидизированы. Зачастую авторы опираются на собственные концепции, иногда используют заимствованные вопросы из ранее созданных и опубликованных методик других авторов. К общим недостаткам, характерным для большинства опросников по данной тематике, относят: слишком большой объем вопросов, высокий риск получения социально желательных ответов, непереносимость некоторых формулировок, концепций в другую культуру и отсутствие адаптации заимствованных западных методик
10.
Заключение
Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен Л.Френком (L.K.Frank, американский психолог) в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время. Проективные методы, ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться
Как уже было сказано ранее, на развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, а также холистическая психология. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.
Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
Литература
1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 436 с.
2. Капцов А. В. Повышение валидности психологической диагностики // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. № 2(5). С. 188—193.
3. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Методические аспекты использования психометрических тестов в дипломном проектировании // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 1 (9). С. 169-181.
4. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. Москва: Институт психологии РАН, 2013. 480 с.
5. Фер Р. М, Бакарак В. Р. Психометрика. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2010. 445 с.
1 Государственная служба Российской Федерации: современное состояние, проблемы функционирования и первоочередные направления дальнейшего развития. М.: Изд-во, РАГС, 2002. С. 144.
2 Государственная служба России: развитие и управление человеческим капиталом : сб. науч. ст. М.: Дело : РАНХиГС, 2013. С. 200-203.
3 Немецких работников оградят от генетических тестов. URL: wwv. Ienta.ru/news/2005/08/17/test
4 Волгин Н. Л. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии. М., 1998. С. 38.
5 Кибанов Л. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебник. М., 2004. С. 55-56.
6 Хвостов А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. М.,2005.
7 Воробьева А. Е., Купрейченко А. Б. Стадии нравственного самоопределения молодежи // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / под ред.М. И. Воловиковой. М., 2011.
8 Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин II. Н. Добро и зло в этической психологии личности.М, 2008.
9 Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. Т. 21. 2000. С. 27—39.
10 Воробьева Л. Е. Психологические методики для изучения нравственной сферы личности: анализ разработок и авторские приемы // Нравственность современного российскогообщества: психологический анализ / иод ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М., 2012.