Файл: Конспект 12 Мастерство ораторской речи Вопросы Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект №1-2

Мастерство ораторской речи

Вопросы:

1. Литература:

Режим доступа: https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-obschenija/vidy-publichnyh-rechej. – Разновидности публичных речей. – (Дата обращения: 22. 04. 2022).

Виды публичной речи.

Можно выделить разные виды речи, имеющие свои особенности и закономерности построения.

1) Информационная речь.

Цель информационной речи – изменение когнитивной сферы слушателей, привнесение нового знания.

Информационная речь может включать:

– описание явления, события; расчленение явления, демонстрация его особенностей, деталей в наглядном виде;

– объяснение – демонстрация механизмов действия явления или предмета, его устройства;

– повествование – связный рассказ о явлении.

Требования к информационной речи: отсутствие противоречивых высказываний; логичность и аргументированность изложения; ориентация на мотив познания нового у слушателей; актуальность и соответствие интереса слушателей.

2) Убеждающая речь.

Цель убеждающей речи – изменение аттитюдов слушателей, т.е. воздействие не только на когнитивный, но и на эмоциональный и поведенческий компоненты аттитюда (например, убеждение голосовать за определенного кандидата).

Во время такой речи важно:

1) актуализировать интерес к обсуждаемой проблеме;

2) связать тему обсуждения с актуальными мотивами слушателей;

3) использовать аргументы для доказательства своей точки зрения;

4) использовать контраргументы для опровержения противоположной точки зрения (при выборе стратегии двухсторонней аргументации);

5) включать эмоционально окрашенные высказывания для оказания эмоционального воздействия на слушателей.

3) Речь по специальному поводу.

Речи по специальному поводу являются частью соответствующих ритуалов, поэтому их цель – не столько передать какую-то информацию, сколько поддержать или усилить имидж выступающего, продемонстрировать его включенность в социальные сообщества, статус в этих сообществах, лояльность к определенным социальным группам, т.е. конкретные цели речи зависят от ритуала, в который они включены.

Такие речи в большей степени заданы нормативно, иногда до мельчайших деталей, которые определяются протоколом. Поэтому важное требование к таким речам – соблюдение этих норм и следование ритуалу, который нельзя ни в коем случае нарушать.

К речам по специальному поводу относятся:


– протокольная речь;

– траурная речь;

– торжественная речь;

– дружеская речь.

Протокольная речь является частью протокольных процедур и наиболее нормативно задана. Это могут быть речи по поводу открытия, презентации, приветственные, благодарственные речи и т.д. Конкретные особенности такой речи заданы соответствующим протоколом, но общая структура такова:

1) представление выступающего ведущим процедуру;

2) приветствие аудитории;

3) основная часть выступления;

4) заключительная часть, выражение благодарности слушателям.

Траурная речь произносится на гражданских панихидах и должна быть в меру эмоциональной, но достаточно лаконичной.

Содержание таких речей определяется традициями, имеющимися в сообществе: где-то принято говорить о достоинствах усопшего, где-то – уделять внимание религиозным чувствам. В любом случае выражается горечь утраты и соболезнование близким усопшего.

Торжественная речь – это эмоциональное высказывание по торжественному поводу (юбилей, праздник).

Цель такой речи – создать и усилить позитивное настроение слушателей, продемонстрировать свое позитивное отношение к юбиляру или событию. В этом случае уместны эмоционально окрашенные эпитеты, образные высказывания, эмоциональная поддержка, выражение благодарности, высказывание добрых пожеланий на будущее.

Дружеская речь – более неформальная и менее структурированная, она может использоваться, например, в неформальной обстановке фуршета или застолья и характеризуется отсутствием статусных позиций выступающих и слушающих. Во время застолья могут использоваться также развлекательные речи. Такие речи создают неформальную обстановку, демонстрируют позитивное отношение к партнерам, помогают снять напряжение, особенно после напряженного формального мероприятия (конференции, переговоров).

2. Литература:

Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: учебное пособие / [под ред. Н. А. Ипполитовой]. – Москва: Прометей, 2011. – 254 с.

Внешние (экстралингвистические) и внутренние (интролингвистические) факторы, влияющие на публичное выступление.

Экстралингвистические факторы (внешний вид, невербальное поведение, работа с аудиторией)

Внешний вид. О его состоянии у делового человека можно вести отдельную беседу. Однако элементарные тезисы запомнить несложно:

1.Женщины придают значение одежде больше, чем мужчины.

2.Одежда должна быть аккуратной и уместной, скромной.
3.Должна быть одна яркая деталь, не отвлекающая, не экстравагантная.

Общее впечатление:
- поза спокойная,
- жесты естественные,
- мимика доброжелательная.

Жесты:
- должны быть непроизвольными, разнообразными, отвечающими своему назначению;
- не должны быть непрерывными, раздражающими.

Уделяйте время упражнениям по освоению жестов. Держать руки во время выступления нужно «Домиком»: перед собой на уровне талии ладони сделать вместе и развести, оставив вместе кончики пальцев.

Работа с аудиторией
Контакт - общность психологического состояния оратора и слушающих. Важно установить визуальный контакт. Следует равномерно смотреть во все стороны (направо, по центру, налево). Не нужно глядеть в одну точку. Создайте впечатление, что вы общаетесь с каждым из присутствующих.

Внутренние факторы - это уровень физической подготовки, психологические/умственные способности, также психологическое состояние, которое может зависеть от индивидуальных качеств, но особенно от настроения во время выступления.

3. Литература:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.

2. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Академическое красноречие (определение академического рода

речи, 2 вида и 4 подвида академического красноречия, жанры,

выдающиеся представители этого рода красноречия).

Академическое красноречие – род красноречия по сфере употребления: речевое мастерство в сфере науки, помогающее выработать научное мировоззрение и способствующее развитию творческого мышления. Академическое красноречие отличается познавательной направленностью, информативностью, аргументированностью и высокой логической культурой в целом, а также интеллектуальной прогрессивностью и эстетической оформленностью. Основной жанр академического красноречия связан с обучением — это лекция. Академическое красноречие представлено также жанрами научного доклада, научного обзора, научного сообщения.

Академическое красноречие– род речи, который помогает формированию научного мировоззрения.

Целью академического красноречия является передача научных знаний.

К академическому красноречию относят лекцию
, реферат, доклад, рецензию, аннотацию, курсовую и дипломную работы и пр.

По сфере употребления выделяют три вида академического красноречия: собственно академическое красноречие– реферат, отзыв, доклад и пр.; вузовское красноречие – лекция, цикл лекций; школьное красноречие – рассказ учителя, школьная лекция и др.

Представители: А. А. Ухтомский «О знаниях», В. В. Виноградов «О культуре русской речи».
4. Литература:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.

2. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Духовное красноречие (определение духовного рода речи, 2 вида и

подвиды духовного красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Духовное красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и религиозные традиции, в связи с чем его называют церковно-богословским красноречием.

Духовное красноречие также называют гомилетикой, которую считают церковно-богословской наукой, излагающей правила церковного красноречия и проповедничества. Само слово греческое и означает «искусство беседы».

Обычно выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона (места перед иконостасом) или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим официальным лицам.

Основным видом духовного красноречия является проповедь, которая должна воплощать абсолютную истину. Характерная черта проповеди – морально-эстетическая назидательность. Проповедь – средство воздействия на людей. Проповедник говорит «словом Божьим», а оно, как полагают, не подлежит проверке.

Религиозное красноречие (как православное, так и исламское) в последнее время процветает в силу демократизации общества.

Представители: А. Мень «Христианство», Архимандрит Иоанн «Слово на Светлой пасхальной седмице».

5. Литература:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.

2. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Судебное красноречие (определение судебного рода речи, 2 вида и

подвиды судебного красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).


Судебное красноречие  – это род речи, призванный оказывать воздействие на суд, способствовать убеждению судей и присутствующих в зале суда граждан.

Обычно выделяют прокурорскую и адвокатскую речи. К ним примыкают общественно-обвинительная, общественно-защитительная и самозащитительная речи, которые произносятся сравнительно редко и в судебном процессе занимают второстепенное место.

Прокурорская и адвокатская речи имеют своим объектом совершенное личностью или группой лиц деяние, за которое необходимо привлекать к судебной ответственности. Поэтому обе основные судебные речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой ответственностью. В суде обе речи противостоят друг другу. Поэтому эти речи носят и состязательный характер.

Самозащитительную речь иногда называют третьим основным видом судебного красноречия. Она по своей сути примыкает к адвокатской речи, хотя ведется в иной форме и в более трудных условиях. Самозащитительная речь на политическом процессе нередко превращается в обвинительную, изобличающую речь, направленную против самого суда и социального строя.

Представители: В. И. Лифшиц «Нежданные свидетели», И. М. Кисенишский «Дело Шейхона А. Д.»

6. Литература:

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.

Социально-политическое красноречие (определение социально-политического рода речи, 2 вида и подвиды социально-политического красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Социально-политическоекрасноречие– это род речи, призванный отражать общественную жизнь страны с ее необходимыми политическими, хозяйственными, бытовыми проблемами.

Выделяют следующие виды данного красноречия: военная, парламентская, агитационная, митинговая, политическая, дипломатическая и другие речи. (В. В. Путин)

Представители: М. А. Бакунин, П. А. Столыпин, В. В. Шульгин, С. Ю. Витте, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Д. С. Лихачев «Выступление на Съезде народных депутатов СССР», А. И. Солженицын «Выступление в Государственной Думе 28 октября 1994 г.».

7. Литература:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.

2. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Социально-бытовое красноречие