Файл: Конспект 12 Мастерство ораторской речи Вопросы Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключении подводятся итоги, повторяется основная мысль. В зависимости от жанра выступления концовка может включать в себя призыв к аудитории, благодарность, предложение и т.д. Повторим, что заключение – очень важная часть выступления, потому что именно она лучше всего запоминается. Именно поэтому не рекомендуется заканчивать выступление извинением «Извините, если утомил(а) вас!». Не стоит ничего дополнять после того, как вы уже сделали вывод, это разрушает впечатление законченности вашего выступления.

13. Литература:
Режим доступа: https://studfile.net/preview/2987219/page:13/. – Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи. – (Дата обращения: 20.04. 2022).
Основные характеристики публичной речи:

а) грамотность речи;

б) чистота речи;

в) информативность речи;

г) точность речи;

д) ясность речи;

е) уместность речи;

ж) выразительность речи.

Грамотность  – это высокая степень владения навыками письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Однако понятие грамотности исторически имело и другие значения. Базовое, исторически изначальное определение грамотности – это умение читать и писать (грамота = письмо)

Чистота речи предполагает отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-паразитов. В языке все эти слова имеют определенное значение. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др.

Информативность речи. Главное назначение речи — быть средством общения, передавать нужную информацию.Информативная насыщенность речи может быть различной: одни высказывания значительны, другие интереса для аудитории не представляют. Содержательны те высказывания, в которых автор четко, определенно и, как правило, лаконично излагает свои представления о предмете речи. Краткость и ясность формулировок достигается в результате напряженной работы со словом.

Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.


Ясность речи связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии.

Употребляя научный термин, иностранное слово, диалектизм, надо быть уверенным, что они понятны слушателям. В противном случае необходимо давать соответствующие пояснения значений используемых слов.

Уместность речи — это соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам письменного или устного выступления.

Выразительность речи – умение внятно, убедительно, и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя или читателя.

14. Литература:

Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Аргументация как основа убедительности речи.

Аргументация – логический процесс, в ходе которого истинность какого-либо положения выводится из истинности аргумента. Аргумент является составной частью всякого доказательства.

Логическая структура доказательства складывается из трех взаимосвязанных элементов: тезиса, аргументов, демонстрации.

Важно учитывать требования логики к аргументам:

1) аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса;

3) истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса.

15. Литература:

Режим доступа: https://studfile.net/preview/2690645/page:2/. – Группы аргументов. – (Дата обращения: 20.04. 2022).

Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Виды аргументов.

1. Рациональные аргументы (логические), или, как говорили древние, «аргументы к делу».


2. Иррациональные аргументы (психологические), или «аргументы к человеку». Рациональные аргументы

Рациональные.

1. Факты. Факт – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Однако нередко для доказательства используют доводы, которые получены в результате обработки, а потому не вполне надежны. Называют же их – фактами. Например, статистические сведения, результаты социологических опросов – вовсе не бесспорные факты, т.к. могут сильно искажать реальность из-за самой процедуры получения и обработки сведений.

2. Авторитеты. Если использовать ссылки на авторитеты как доводы, нужно помнить о том, что авторитеты должны быть приемлемы в данной аудитории, т.е. пользоваться действительно уважением и иметь в ней высокий статус. В спорах на общие темы (философские, нравственные и т.д.) обычно ссылаются на авторитеты крупнейших философов, знаменитых писателей.

3. Заведомо истинные суждения. Это законы, теории, аксиомы и тому подобное, традиционно принятые в данном человеческом сообществе как безусловно верные. Иррациональные аргументы

Иррациональные аргументы

1. «Переход на лица», когда от предмета спора переходят к обсуждению и оценке личности оппонента. Таковы, например, следующие доводы: женщине не понять, мужчины не способны оценить и т.п.

2. Высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики. Такие высказывания содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» слушателю действительность, уже обработанную, оцененную говорящим. Так, предпринимателя можно назвать бизнесменом, а можно – торгашом или спекулянтом; осторожность – предусмотрительностью или трусостью и т.д. Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают:  чувство собственного достоинства собравшихся; говорящий подсказывает им, что считает их здравомыслящими, благородными, проницательными, т.е. создает у аудитории положительной имидж себе самой;  материальные, экономические, социальные интересы публики; «Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха», – обещал Гитлер, обращаясь к толпе, оспаривая своих оппонентов и соперников;  физическое благополучие, свободу, удобства, привычки публики; «Если вы согласитесь с позицией моего оппонента – потеряете свободу, а то и жизнь», – вот одна из распространенных моделей аргументации такого рода. Классификация аргументов по силе

Аргументы по силе воздействия


1. Исчерпывающие аргументы. Как правило, бывает один. Довод, который полностью доказывает правоту некоего мнения, обнаруживается редко. Его рекомендуют предъявлять в конце выступления.

2. Главные аргументы. В выступлении предъявляются постоянно, при любом удобном случае. Вспомогательные доводы предъявляются неоднократно как дополнение к главным.

3. Спорные аргументы. Такие факты, которые можно использовать и «за» и «против» доказываемой позиции. С ними нужно обращаться осторожно.

4. Запасные аргументы. В процессе спора рекомендуется использовать не все доводы. Разумно приберечь несколько про запас – при признаках поражения, на крайний случай, чтобы не оставаться с «открытым ртом»

16. Литература:

Злобин, А. А. Русский язык и культура речи. Нормативный аспект [Текст] / А. А. Злобин. – Киров: Изд‑во ВятГУ, 2009. – 83 с.

Акцентологические нормы русского языка (лексика и грамматика).

Акцентология – это: 1) совокупность правил постановки словесного ударения; 2) раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

Акцентологические нормы литературного языка – нормы ударения.

Ударение – это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. Ударный гласный, как правило, выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: выпустить, домик, распространять, дела. Такое ударение называется свободным.