Файл: Конспект 12 Мастерство ораторской речи Вопросы Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(определение социально-бытового рода речи, виды и подвиды социально-бытового красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Социально-бытовое красноречие – это такая речь, в которой говорится о положительных сторонах предмета, явления, понятия, личности и т. д.

К социально-бытовому красноречию относят юбилейную, приветственную, надгробную и застольную речи.

Юбилейная речь носит торжественный, праздничный характер и бывает двух видов:

1) речь, посвященная юбилею личности (50-летие народного артиста);

2) речь, посвященная знаменательной дате (65-летию Победы).

Приветственная речь произносится в честь приглашенного гостя или же в честь известной личности.

Надгробная, поминальная речь выражает печаль по ушедшему из жизни и содержит краткую характеристику.

Застольная речь делится на два подвида: 1) речь, произносимая на официальных приемах; 2) тост. Застольная речь на официальных приемах обычно бывает регламентированной.

Тост – короткая речь с предложением выпить в честь кого-чего-нибудь за праздничным столом.

Представители: М. В. Ломоносов «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому» и «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне».

8. Литература:

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.

Основные этапы подготовки к публичному выступлению.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3. «Словесное выражение», литературная обработка речи;

4. Заучивание, запоминание текста;

5. Произнесение.

9. Литература:

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.

Правила, методы, средства, приемы публичной речи.

Стремитесь к достижению цели

Прежде всего, вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего  выступления.

Цели можно сформулировать так:

- информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей;


- вызвать у слушателей личное эмоциональное отноше­ние к каждому из тезисов;

- побудить слушателей к тем или иным действиям, на­правленным на реализацию данных тезисов или под­гото­вить их к принятию объективных измененийокру­жающего мира, которые произойдут при реализации данных тезисов.

Конкретная цель выступления должна учитывать интересы, по­требности и уровень компетентности аудитории, ваши воз­можно­сти, те ресурсы, которыми вы располагаете (время и ме­сто встречи, наличие или отсутствие вспомогательных техниче­ских средств, ил­люстративного или раздаточного материала и т.д.) и еще целый ряд внутренних и внешних факторов.

10. Литература:

Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Тропы и фигуры для выразительности речи (таблица).

Виды троп

Определение

Примеры

Метафора

слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит перенос названия одного предмета или явления на другой на основании их сходства.

  • Солнце нижет лучами в овес;

  • Завертелся волчком;

  • Крутится как белка в колесе.

Метонимия

 

перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности, внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

  • Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;

  • Я съел уже три тарелки;

Синекдоха

 

это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения

  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Гипербола

троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления

  • Я уже три часа тебя жду!

  • Сто лет не виделись;

  • Реки крови;

  • Море пшеницы.

Эпитет

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки

  • Красное солнышко садится за линию горизонта;

  • Горькая доля;

  • Красна девица;

Перифраз

замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

  • Царя зверей (о льве);

  • Голубая планета (Земля);

  • Стальное полотно (железная дорога).

Аллегория

 

выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.

  • Ты настоящий осел (о глупости);

  • Весы – правосудие;

  • Сердце – любовь.

Литота

образное преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. Многие фразеологизмы основаны на литоте.

  • Мальчик с пальчик;

  • Силы как у комара;

  • Мужичок с ноготок.

Ирония

употребление слова или оборота речи в противоположном значении, с целью насмешки

  • Всю жизнь об этом мечтал!

  • Люблю как собака палку;

  • Откуда, умная, бредешь ты, голова?


Стилистические фигуры (фигура речи) - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:

  • Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Например: Тебя мы ждали долго.

  • Анафора — единоначатие. Например:

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.

  • Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.

  • Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.

  • Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный - ум короткий.

11. Литература:

Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,

рассуждение).

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

  • Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

  • Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

  • предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;

  • детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;

  • общее представление, целостная картина.


Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Повествование — это такой способ изложения материала, при котором рассказ о событиях, явлениях ведется во временной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  • завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;

  • развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;

  • развязка – последнее звено в цепи событий.

Рассуждение — это такой функционально-смысловой тип речи, в котором автор стремится доказать или опровергнуть какое-либо утверждение, развить и обосновать какую-нибудь мысль.

Цель рассуждения – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Структура текста – рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;

  • доказательства – аргументы за и против;

  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

12. Литература:

Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.


Композиционные модели публичной речи.

Вступление – очень важная часть выступления. В нем устанавливается эмоциональный контакт с аудиторией. Этой цели в первую очередь служит обращение. 

Оно задает тип отношений (официальный/неофициальный), характер отношений (горизонтальный/вертикальный), дистанцию общения, социальные роли говорящего и слушающих («Уважаемые граждане! Разрешите мне от лица администрации района поздравить вас с наступлением весны!»).

Во вступлении обозначаются тема и проблема выступления и сообщается основная мысль (тезис). Цель оратора во вступлении – привлечь внимание аудитории. В зависимости от характера выступления, его цели, а также требований жанра оно может иметь формальное и неформальное начало. Степень формальности и стереотипности привлечения внимания во многом определяется нормами жанра публичного выступления. К стереотипным формальным способам привлечения внимания относятся:

• обращение к актуальному событию (времени, месту). ("Сегодня большой праздник – 275-летие нашего университета");

• возбуждение любопытства, интереса ("Знаете ли вы, какой закон вступил сегодня в силу"?);

• обращение к конфликтной ситуации ("Наверное, многие из вас стояли в очереди в ОВИРе? Почему простые вещи занимают у нас так много времени?");

• цитата известного лица ("Для веселия планета наша мало оборудована", – написал когда-то Владимир Маяковский).

В более или менее неформальной обстановке уместно использовать следующие приемы для начала выступления:

• рассказ о своем личном опыте;

• цитирование знакомого;

• демонстрацию предмета;

• шутку.

В основной части оратор приводит аргументы и доказательства. Выбор аргументов и их расположение зависят от характеристики аудитории.

Аргументы – это высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.

Тезис – это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать или доказать.

Аргументы могут быть сильными и слабыми. К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы, ссылки на закон, заключения экспертов, ссылки на авторитеты, свидетельства очевидцев, статистические данные.

В выступлении должно быть не менее трех аргументов. Различают нисходящую аргументацию – расположение аргументов от сильных к слабым – и аргументацию восходящую – расположение аргументов от слабых к сильным. Использование восходящей аргументации эффективно в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории, нисходящей – в малоподготовленной аудитории.