Файл: Конспект 12 Мастерство ораторской речи Вопросы Литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(определение социально-бытового рода речи, виды и подвиды социально-бытового красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).
Социально-бытовое красноречие – это такая речь, в которой говорится о положительных сторонах предмета, явления, понятия, личности и т. д.
К социально-бытовому красноречию относят юбилейную, приветственную, надгробную и застольную речи.
Юбилейная речь носит торжественный, праздничный характер и бывает двух видов:
1) речь, посвященная юбилею личности (50-летие народного артиста);
2) речь, посвященная знаменательной дате (65-летию Победы).
Приветственная речь произносится в честь приглашенного гостя или же в честь известной личности.
Надгробная, поминальная речь выражает печаль по ушедшему из жизни и содержит краткую характеристику.
Застольная речь делится на два подвида: 1) речь, произносимая на официальных приемах; 2) тост. Застольная речь на официальных приемах обычно бывает регламентированной.
Тост – короткая речь с предложением выпить в честь кого-чего-нибудь за праздничным столом.
Представители: М. В. Ломоносов «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому» и «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне».
8. Литература:
Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.
Основные этапы подготовки к публичному выступлению.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
3. «Словесное выражение», литературная обработка речи;
4. Заучивание, запоминание текста;
5. Произнесение.
9. Литература:
Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.
Правила, методы, средства, приемы публичной речи.
Стремитесь к достижению цели
Прежде всего, вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего выступления.
Цели можно сформулировать так:
- информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей;
- вызвать у слушателей личное эмоциональное отношение к каждому из тезисов;
- побудить слушателей к тем или иным действиям, направленным на реализацию данных тезисов или подготовить их к принятию объективных измененийокружающего мира, которые произойдут при реализации данных тезисов.
Конкретная цель выступления должна учитывать интересы, потребности и уровень компетентности аудитории, ваши возможности, те ресурсы, которыми вы располагаете (время и место встречи, наличие или отсутствие вспомогательных технических средств, иллюстративного или раздаточного материала и т.д.) и еще целый ряд внутренних и внешних факторов.
10. Литература:
Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.
Тропы и фигуры для выразительности речи (таблица).
Стилистические фигуры (фигура речи) - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
11. Литература:
Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение).
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.
Структура развернутых текстов-описаний:
Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.
Повествование — это такой способ изложения материала, при котором рассказ о событиях, явлениях ведется во временной последовательности.
Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
Развернутый текст-повествование строится по схеме:
Рассуждение — это такой функционально-смысловой тип речи, в котором автор стремится доказать или опровергнуть какое-либо утверждение, развить и обосновать какую-нибудь мысль.
Цель рассуждения – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Структура текста – рассуждения:
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
12. Литература:
Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.
Композиционные модели публичной речи.
Вступление – очень важная часть выступления. В нем устанавливается эмоциональный контакт с аудиторией. Этой цели в первую очередь служит обращение.
Оно задает тип отношений (официальный/неофициальный), характер отношений (горизонтальный/вертикальный), дистанцию общения, социальные роли говорящего и слушающих («Уважаемые граждане! Разрешите мне от лица администрации района поздравить вас с наступлением весны!»).
Во вступлении обозначаются тема и проблема выступления и сообщается основная мысль (тезис). Цель оратора во вступлении – привлечь внимание аудитории. В зависимости от характера выступления, его цели, а также требований жанра оно может иметь формальное и неформальное начало. Степень формальности и стереотипности привлечения внимания во многом определяется нормами жанра публичного выступления. К стереотипным формальным способам привлечения внимания относятся:
• обращение к актуальному событию (времени, месту). ("Сегодня большой праздник – 275-летие нашего университета");
• возбуждение любопытства, интереса ("Знаете ли вы, какой закон вступил сегодня в силу"?);
• обращение к конфликтной ситуации ("Наверное, многие из вас стояли в очереди в ОВИРе? Почему простые вещи занимают у нас так много времени?");
• цитата известного лица ("Для веселия планета наша мало оборудована", – написал когда-то Владимир Маяковский).
В более или менее неформальной обстановке уместно использовать следующие приемы для начала выступления:
• рассказ о своем личном опыте;
• цитирование знакомого;
• демонстрацию предмета;
• шутку.
В основной части оратор приводит аргументы и доказательства. Выбор аргументов и их расположение зависят от характеристики аудитории.
Аргументы – это высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.
Тезис – это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать или доказать.
Аргументы могут быть сильными и слабыми. К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы, ссылки на закон, заключения экспертов, ссылки на авторитеты, свидетельства очевидцев, статистические данные.
В выступлении должно быть не менее трех аргументов. Различают нисходящую аргументацию – расположение аргументов от сильных к слабым – и аргументацию восходящую – расположение аргументов от слабых к сильным. Использование восходящей аргументации эффективно в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории, нисходящей – в малоподготовленной аудитории.
Социально-бытовое красноречие – это такая речь, в которой говорится о положительных сторонах предмета, явления, понятия, личности и т. д.
К социально-бытовому красноречию относят юбилейную, приветственную, надгробную и застольную речи.
Юбилейная речь носит торжественный, праздничный характер и бывает двух видов:
1) речь, посвященная юбилею личности (50-летие народного артиста);
2) речь, посвященная знаменательной дате (65-летию Победы).
Приветственная речь произносится в честь приглашенного гостя или же в честь известной личности.
Надгробная, поминальная речь выражает печаль по ушедшему из жизни и содержит краткую характеристику.
Застольная речь делится на два подвида: 1) речь, произносимая на официальных приемах; 2) тост. Застольная речь на официальных приемах обычно бывает регламентированной.
Тост – короткая речь с предложением выпить в честь кого-чего-нибудь за праздничным столом.
Представители: М. В. Ломоносов «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому» и «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне».
8. Литература:
Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.
Основные этапы подготовки к публичному выступлению.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
3. «Словесное выражение», литературная обработка речи;
4. Заучивание, запоминание текста;
5. Произнесение.
9. Литература:
Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.
Правила, методы, средства, приемы публичной речи.
Стремитесь к достижению цели
Прежде всего, вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего выступления.
Цели можно сформулировать так:
- информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей;
- вызвать у слушателей личное эмоциональное отношение к каждому из тезисов;
- побудить слушателей к тем или иным действиям, направленным на реализацию данных тезисов или подготовить их к принятию объективных измененийокружающего мира, которые произойдут при реализации данных тезисов.
Конкретная цель выступления должна учитывать интересы, потребности и уровень компетентности аудитории, ваши возможности, те ресурсы, которыми вы располагаете (время и место встречи, наличие или отсутствие вспомогательных технических средств, иллюстративного или раздаточного материала и т.д.) и еще целый ряд внутренних и внешних факторов.
10. Литература:
Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.
Тропы и фигуры для выразительности речи (таблица).
Виды троп | Определение | Примеры |
Метафора | слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит перенос названия одного предмета или явления на другой на основании их сходства. |
|
Метонимия | перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности, внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. |
|
Синекдоха | это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения |
|
Гипербола | троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления |
|
Эпитет | слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки |
|
Перифраз | замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения |
|
Аллегория | выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. |
|
Литота | образное преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. Многие фразеологизмы основаны на литоте. |
|
Ирония | употребление слова или оборота речи в противоположном значении, с целью насмешки |
|
Стилистические фигуры (фигура речи) - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:
-
Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Например: Тебя мы ждали долго. -
Анафора — единоначатие. Например:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
-
Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала. -
Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. -
Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный - ум короткий.
11. Литература:
Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение).
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
-
Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. -
Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.
В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.
Структура развернутых текстов-описаний:
-
предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация; -
детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину; -
общее представление, целостная картина.
Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.
Повествование — это такой способ изложения материала, при котором рассказ о событиях, явлениях ведется во временной последовательности.
Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
Развернутый текст-повествование строится по схеме:
-
завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий; -
развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов; -
развязка – последнее звено в цепи событий.
Рассуждение — это такой функционально-смысловой тип речи, в котором автор стремится доказать или опровергнуть какое-либо утверждение, развить и обосновать какую-нибудь мысль.
Цель рассуждения – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Структура текста – рассуждения:
-
тезис – предмет рассуждения, основное положение; -
доказательства – аргументы за и против; -
вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
12. Литература:
Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – Москва: Логос, 2014. – 328 c.
Композиционные модели публичной речи.
Вступление – очень важная часть выступления. В нем устанавливается эмоциональный контакт с аудиторией. Этой цели в первую очередь служит обращение.
Оно задает тип отношений (официальный/неофициальный), характер отношений (горизонтальный/вертикальный), дистанцию общения, социальные роли говорящего и слушающих («Уважаемые граждане! Разрешите мне от лица администрации района поздравить вас с наступлением весны!»).
Во вступлении обозначаются тема и проблема выступления и сообщается основная мысль (тезис). Цель оратора во вступлении – привлечь внимание аудитории. В зависимости от характера выступления, его цели, а также требований жанра оно может иметь формальное и неформальное начало. Степень формальности и стереотипности привлечения внимания во многом определяется нормами жанра публичного выступления. К стереотипным формальным способам привлечения внимания относятся:
• обращение к актуальному событию (времени, месту). ("Сегодня большой праздник – 275-летие нашего университета");
• возбуждение любопытства, интереса ("Знаете ли вы, какой закон вступил сегодня в силу"?);
• обращение к конфликтной ситуации ("Наверное, многие из вас стояли в очереди в ОВИРе? Почему простые вещи занимают у нас так много времени?");
• цитата известного лица ("Для веселия планета наша мало оборудована", – написал когда-то Владимир Маяковский).
В более или менее неформальной обстановке уместно использовать следующие приемы для начала выступления:
• рассказ о своем личном опыте;
• цитирование знакомого;
• демонстрацию предмета;
• шутку.
В основной части оратор приводит аргументы и доказательства. Выбор аргументов и их расположение зависят от характеристики аудитории.
Аргументы – это высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.
Тезис – это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать или доказать.
Аргументы могут быть сильными и слабыми. К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы, ссылки на закон, заключения экспертов, ссылки на авторитеты, свидетельства очевидцев, статистические данные.
В выступлении должно быть не менее трех аргументов. Различают нисходящую аргументацию – расположение аргументов от сильных к слабым – и аргументацию восходящую – расположение аргументов от слабых к сильным. Использование восходящей аргументации эффективно в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории, нисходящей – в малоподготовленной аудитории.