Файл: Место и время действия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О произведении

Повесть «Гобсек» Бальзака была написана в 1830 году и впоследствии вошла в собрание сочинений «Человеческая комедия». В книге описаны нравы и быт буржуазного общества первой половины 19 века. Однако наибольшее внимание автор уделяет теме страсти, которой, так или иначе, подвержены все люди.

Место и время действия

Основные события повести происходят зимой 1829–1830 года во Франции. Рассказ о Гобсеке охватывает 1820-е годы.

Главные герои

  • Жан Эстер ван Гобсек – ростовщик, расчетливый, скупой , но по-своему справедливый человек.

  • Дервиль – опытный стряпчий, честный и порядочный человек.

Другие персонажи

  • Граф де Ресто – знатный господин, отец семейства, обманутый муж.

  • Графиня де Ресто – красивая, знатная дама, супруга графа де Ресто.

  • Максим де Трай – расточительный повеса, молодой любовник графини де Ресто.

  • Эрнест де Ресто – старший сын графа де Ресто, наследник его состояния.

  • Виконтесса де Гранлье – богатая знатная дама.

  • Камилла – юная дочь виконтессы, влюбленная в Эрнеста де Ресто.

Краткое содержание

Однажды поздним зимним вечером «в салоне виконтессы де Гранлье» – одной из самых богатых и знатных дам аристократического Сен-Жерменского предместья – произошел разговор касательно одного из гостей виконтессы. Им оказался молодой граф Эрнест де Ресто, которым явно заинтересовалась дочь госпожи де Гранлье, юная Камилла.

Виконтесса не имела ничего против самого графа, однако репутация его матери оставляла желать лучшего, и «ни в одном порядочном семействе» родители не доверят своих дочерей и, в особенности, их приданое графу де Ресто, пока жива его мать.

Дервиль, услышав разговор матери и дочери, решил вмешаться и пролить свет на истинное положение дел. В свое время ловкому стряпчему удалось вернуть виконтессе принадлежавшее ей по праву имущество, и с тех пор он считался другом семьи.

Дервиль начал свою историю издалека. В студенческие годы он снимал комнату в дешевом пансионе, где судьба свела его с ростовщиком по имени Жан Эстер ван Гобсек. Это был сухой старик с бесстрастным выражением лица, маленькими и желтыми, «
словно у хорька», глазами. Вся его жизнь проходила размеренно и монотонно, это был своего рода «человек-автомат, которого заводили ежедневно».

Клиенты ростовщика нередко выходили из себя, кричали, плакали или угрожали, в то время как Гобсек неизменно сохранял хладнокровие – бесстрастный «человек-вексель», который только вечером возвращался в свое человеческое обличье.

Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был Дервиль. Так молодой человек узнал историю жизни Гобсека. В детстве он устроился юнгой на судно и двадцать лет скитался по морям. Ему пришлось пережить немало испытаний, которые легли глубокими морщинами на его лицо. После многочисленных бесплодных попыток разбогатеть он решил заняться ростовщичеством и не прогадал.

В порыве откровенности Гобсек признался, «что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное» – золото, и только в нем «сосредоточены все силы человечества». В назидание он решил рассказать молодому человеку историю, которая произошла с ним намедни.

Гобсек отправился взыскивать долг в тысячу франков с одной графини, чей молодой щеголь-любовник получил деньги по векселю. Знатная дама, страшась разоблачения, вручила ростовщику бриллиант. Мимолетного взгляда на графиню хватило бывалому ростовщику, чтобы понять – скорая нищета грозила этой женщине и ее расточительному любовнику, «поднимала голову и казала им свои острые зубы». Гобсек поведал юноше, что его работа раскрыла ему все пороки и страсти человечества – «тут мерзкие язвы, и неутешное горе, тут любовные страсти, нищета».

Вскоре Дервиль «защитил диссертацию, получил степень лиценциата прав» и устроился старшим клерком в контору стряпчего. Когда владелец конторы был вынужден продать свой патент, Дервиль ухватился за этот шанс. Гобсек ссудил ему необходимую сумму под «дружеские» тринадцать процентов, ведь обычно он брал не менее пятидесяти. Ценой упорного труда и жесткой экономии Дервилю удалось полностью погасить свой долг в течение пяти лет. Он удачно женился на простой, скромной девушке и с тех пор считал себя абсолютно счастливым человеком.

Как-то раз случай свел Дервиля с молодым повесой графом Максимом де Трай, который настоятельно просил свести его с Гобсеком. Однако ростовщик не собирался «ссудить хоть грош человеку, у которого долгов на триста тысяч франков, а за душой ни сантима
».

Тогда молодой кутила выбежал из дома и вернулся со своей любовницей – очаровательной графиней, которая в свое время расплатилась с Гобсеком бриллиантом. Было заметно, что Максим де Трай вовсю пользуется «всеми ее слабостями: тщеславием, ревностью, жаждой наслаждений, светской суетностью». В этот раз женщина принесла в заклад роскошные бриллианты, согласившись на кабальные условия сделки.

Едва любовники покинули обитель ростовщика, к нему вошел супруг графини с требованием немедленно вернуть заклад, поскольку графиня не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями.

Дервилю удалось мирно уладить конфликт и не доводить дело до суда. В свою очередь, Гобсек посоветовал графу передать надежному лицу все свое имущество путем фиктивной сделки, чтобы спасти от верного разорения хотя бы детей.

Спустя несколько дней граф навестил Дервиля, чтобы узнать его мнение о Гобсеке. Молодой стряпчий признался, что вне своих ростовщических дел это «человек самой щепетильной честности во всем Париже», и в сложных вопросах на него можно в полной мере положиться. Поразмыслив, граф решил передать все права на имущество Гобсеку, чтобы спасти его от жены и ее любовника.

Поскольку разговор принял весьма откровенные формы, виконтесса отправила Камиллу спать, и собеседники могли открыто назвать имя обманутого мужа – им был граф де Ресто.

Спустя время после оформления фиктивной сделки Дервиль узнал, что граф находится при смерти. Графиня, в свою очередь, «уже убедилась в подлости Максима де Трай и горькими слезами искупала свои прошлые грехи». Понимая, что стоит на пороге нищеты, она никого не пускала в комнату к умирающему мужу, в том числе и Дервиля, которому не доверяла.

Развязка этой истории наступила в декабре 1824 года, когда граф, обессиленный болезнью, отправился на тот свет. Перед смертью он попросил Эрнеста, которого считал своим единственным сыном, бросить в почтовый ящик запечатанный конверт и ни в коем случае не рассказывать о нем матери.

Узнав о смерти графа де Ресто, Гобсек и Дервиль поспешили в его дом, где стали свидетелями настоящего погрома – вдова отчаянно искала документы на имущество покойника. Услышав шаги, она бросила в огонь бумаги, согласно которым младшие ее дети обеспечивались наследством. С этой минуты вся недвижимость графа де Ресто переходила Гобсеку.


С тех пор ростовщик зажил на широкую ногу. На все просьбы Дервиля сжалиться над законным наследником он отвечал, что «несчастье — лучший учитель», и юноша должен узнать «цену деньгам, цену людям», только тогда можно будет вернуть ему состояние.

Узнав о любви Камиллы и Эрнеста, Дервиль в очередной раз отправился к ростовщику, чтобы напомнить о его обязательствах, и нашел того при смерти. Все свое состояние он передал дальней родственнице – уличной девке по прозвищу Огонек. При осмотре дома ростовщика Дервиль ужаснулся его скупости: комнаты были забиты тюками табака, роскошной мебелью, картинами, протухшими съестными припасами – «все кишело червями и насекомыми». К концу жизни Гобсек только покупал, но ничего не продавал, боясь продешевить.

Когда Дервиль сообщил виконтессе, что Эрнест де Ресто вскоре вернет свои права на отцовское имущество, она ответила, что ему «нужно быть очень богатым» – только в этом случае знатный род де Гранлье согласится на родство с графиней де Ресто с ее испорченной репутацией.

И что в итоге?

Жан Эстер ван Гобсек – находится при смерти, что означает, что Эрнест скоро вернёт свои права на отцовское имущество.

Дервиль – посетив Гобсека, находит того при смерти; сообщает виконтессе де Гранлье, что Эрнест скоро получит своё законное наследство.

Граф де Ресто – умирает от болезни, перед этим передав право на наследство Гобсеку.

Графиня де Ресто – после смерти мужа поспешно сжигает бумаги, согласно которым её младшие дети могли получить наследство.

Эрнест де Ресто – после смерти Гобсека вернёт свои права на отцовское имущество и сможет жениться на Камилле.

Камилла – вероятно, станет женой Эрнеста.

Заключение

В своем произведении Оноре де Бальзак в полной мере раскрывает тему власти денег над людьми. Противостоять им могут лишь немногие, в ком нравственное начало побеждает меркантильность, в большинстве же случаев золото безвозвратно порабощает и развращает.

Замысел цикла «Человеческая комедия»

Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединенных общим замыслом и названием - "Человеческая комедия", состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога - деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением.


Большинство романов, которые Бальзак с самого начала предназначал для "Человеческой комедии ", были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов.

"Человеческая комедия" имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, представляющих собой как бы три взаимосвязанных уровня социального и художественно-философского обобщения явлений.

Первый цикл как основа эпопеи- это “Этюды о нравах”, к этому циклу относится главная часть в которых написаны романы и содержит в себе шесть разделов: “Сцены провинциальной жизни”, “Сцены частной жизни” ("Гобсек"), “Сцены политической жизни”, “Сцены парижской жизни”, “Сцены деревенской жизни”, “Сцены военной жизни”.

Второй цикл называется “Философские этюды” в котором показаны причины явлений: “Эликсир долголетия”, “Неведомый шедевр”, “Шагреневую кожу”, “Драму на взморье”. 

Третий цикл под название “Аналитические этюды”, в которой автор выделяет философские темы человеческой жизни, например: “Мелкие невзгоды супружеской жизни”, “Физиология брака”.

Уже один перечень вошедших в "Человеческую комедию" произведений говорит о грандиозности замысла автора. "Мое произведение, - писал Бальзак, - должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения,оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер,мужской или женский,ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми".

Некоторые герои из произведения продолжают собственную жизнь в других романах и повестях “Человеческой комедии”. Например, персонажи произведений такие как Жак Колен, Эжен Растиньяк и другие персонажи.  Произведениями Бальзака  обрели популярность это “Гобсек”, “Эжени Гранде”, “Отец Горио”, “Потерянные иллюзии”. Бальзак создал  драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением.

Культовые «Отец Горио» и «Гобсек» повествуют историю жизней двух величайших скупцов — «неизлечимого отца» Горио, болезненно обожающего своих дочерей, и ростовщика Гобсека, не признающего никаких идеалов, кроме власти золота.

1. Место в «Человеческой комедии» повести «Гобсек»

  • Повесть «Гобсек» не сразу обрела свой окончательный вид и место в «Человеческой комедии»; она принадлежит к произведениям, сама история создания которых проливает свет на формирование титанического бальзаковского замысла.