Файл: Практических заданий по дисциплине общая психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шаг 2. Обработка и анализ результатов
Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов за не совпавший или неполный ответ.
Ключ
1. Сад (растения, земля) 11. Война (сражения, солдаты)
2. Река (берег, вода) 12. Книга (бумага, текст)
3. Город (здание, улица) 13. Пение (голос, мелодия)
4. Сарай (крыша, стены) 14. Землетрясение (колебания почвы, шумы)
5. Куб (углы, сторона) 15. Библиотека (книги, читатели)
6. Деление (делимое, делитель) 16. Лес (лист, дерево)
7. Кольцо (диаметр, округлость) 17. Спорт (состязание, спорт. площадка) 8. Чтение (книга, слово) 18. Больница (врач, больные)
9. Газета (бумага, редактор) 19. Любовь (чувство, человек)
10. Игра (игроки, правила) 20. Патриотизм (родина, человек)
Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:
Нормативные баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Сум.кол-во баллов | 20 | - | 19 | 18 | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 9 |
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:
Уровень выраженности мыслительно операции обобщения | |
9-8 7-3 2-1 | Высокий Средний Низкий |
Суммарное количество баллов 13 = Нормативные баллы 3.
Проведя самодиагностику по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции», проанализировав результаты, было выявлено, что уровень выраженности мыслительной операции обобщения СРЕДНИЙ.
Семинарско-практическое занятие №8
по теме «Воображение»
Представьте краткую характеристику одного из видов воображения (активного).
Мечта.
Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта.
В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного воплощения.
Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями в жизни, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее.
Мечты и грезы: сравнительная характеристика
(с примерами).
Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.
В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще несозданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле навечно нищеты, имущественного неравенства, всяких форм эксплуатации человека человеком и т. д.
Образы, которым отдается человек в своих мечтах, имеют следующие особенности:
яркий, живой, конкретный характер образа, со многими деталями и частностями;
слабая выраженность конкретных путей к осуществлению мечты, воображение этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
эмоциональная насыщенность образа, его привлекательность для мечтающей личности;
соединение мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность;
творческий характер образа, ярко выраженные черты нового, ждущего своего осуществления.
Эти особенности делают мечты важным средством пробуждения инициативы, поддержания энергии человека в самых трудных условиях жизненной борьбы, могучим стимулом к деятельности на благо. Строя в своих мечтах картины будущего, человек лучше и определеннее представляет себе жизненные перспективы, мечты помогают ему определить и конкретизировать цели своей жизни. И этому не мешает то, что пока еще эти мечты не реализуются сразу и немедленно, что для их осуществления человечество должно пройти еще долгий и трудный путь. Если эти мечты вытекают из интересов общества и основаны на научном предвидении, они рано или поздно найдут применение в практической жизни и так или иначе будут осуществлены.
От положительных видов мечты следует отличать оторванные от жизни грезы, а также пустые, беспочвенные мечтания, даже отдаленно не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, властно выдвигаемыми жизнью перед работниками науки, искусства, техники, политическими деятелями. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности.
Одним из основных признаков грез является эгоцентричность их содержания. В этом отношении они похожи на историческую память. Однако если эта последняя касается прошлого Я, то мечтания подразумевают будущее, то есть то, что произойдет или может произойти в будущем, причем картины мечтаний касаются судьбы Я. Поэтому понятно, что содержание мечтаний предопределено, с одной стороны, желаниями субъекта и его опасениями и скромностью -- с другой.
Чем сильнее наши желания и чем меньше возможность их удовлетворения в условиях существующей реальности, тем легче мы, пользуясь любым предлогом, начинаем мечтать об осуществлении наших желаний. То, чего нам недостает и что восполнить в условиях существующей действительности невозможно -- всем этим мы овладеваем в мире грез. Пленный мечтает о жизни на свободе, эмигрант -- о возвращении на Родину, голодный -- о пище. Можно сказать, что ничто столь тесно не увязано с мечтами, как наши неосуществленные желания. Поэтому неудивительно, что Фрейд грезы, подобно сновидениям, считал осуществлением желаний.
Одним из основных признаков грез является эгоцентричность их содержания. В этом отношении они похожи на историческую память. Однако если эта последняя касается прошлого Я, то мечтания подразумевают будущее, то есть то, что произойдет или может произойти в будущем, причем картины мечтаний касаются судьбы Я. Поэтому понятно, что содержание мечтаний предопределено, с одной стороны, желаниями субъекта и его опасениями и скромностью -- с другой.
Однако для учета особенностей содержания наших мечтаний только лишь понятия желания недостаточно. Как происходит удовлетворение наших желаний в наших мечтах, какие появляются картины, как мы действуем, как и какие преграды преодолеваем -- все это зависит как от основных установок личности, так и от той установки, что сначала же выработалась у нее в связи с этим желанием. Например, отнюдь не все заключенные какой-либо тюрьмы, мечтающие о жизни на свободе, рисуют себе одинаковую картину своего освобождения. Один может мечтать об амнистии в связи с каким-то большим праздником, которая дарует ему свободу; другой рисует себе картину того, как ему удается вырваться из рук тюремной охраны и бежать; третий представляет себе, что произойдет революция, крушение старого строя, которое влечет его освобождение, после чего он энергично включается в борьбу за укрепление нового порядка.
В содержании воображения нам даются не только образы удовлетворения желания, а иногда, наоборот, картины, изображающие совсем противоположное положение дел. Общеизвестно, что то, чего опасаешься и что в действительности не происходит и может вообще не произойти никогда, сбывается в воображении. Скажем, студент, готовясь к экзамену, начинает представлять: пришла его очередь, он начинает отвечать, но экзаменатор спрашивает его именно то, что он знает плохо, а потому он проваливается на экзамене.
Разумеется, трудно понять, почему наши грезы обращаются к тому, что совершенно не отвечает нашим интересам, ведь невозможно, чтобы такие картины вызывали у человека удовольствие. Какой же смысл могут иметь мечты, если созданная ими действительность менее благоприятна, чем та реальная действительность, в которой протекает наша повседневная жизнь?!
Некоторые пытаются решить данный вопрос следующим образом: наши опасения на самом деле выражают наши скрытые желания, следовательно, выполнение в мечтах того, чего боишься, означает выполнение желания (Фрейд).
Другие авторы, например Штерн, указывают на то, что в жизни встречается множество таких случаев, когда человек не в состоянии выносить неопределенность положения. Поэтому постоянному опасению, что нечто случится, он в конце концов предпочитает, чтобы то, чего он так боится, действительно произошло, прекратив тем самым его мучения. Иногда страх выносить труднее, чем то, чего боишься (Штерн). Это наблюдение совершенно правильно. Однако оно все равно не объясняет, каким образом выполнение в мечтах того, чего боишься, может оказаться хоть как-то полезным, освобождая, пусть даже незначительно, от страха.
Представляется правильнее усматривать смысл грез, как и фантазии в целом, не в том, что они непременно предназначены для выполнения определенных целей субъекта, а иначе: у субъекта под воздействием определенных условий появляется отрицательная установка относительно определенного явления, эмоционально проявляющаяся в виде переживания страха. Естественно, что если бы данная установка реализовалась, страха, что может произойти то-то и то-то, быть не могло. Следовательно, данная установка нуждается в реализации, а поскольку в реальности это не удается, она перемещается в мир мечтаний.
То, что это так, хорошо видно и из того, что не все люди в своих мечтах одинаково часто обращаются к картинам осуществления своих опасений. Твердый и сильный, уверенный в себе человек, в целом оптимистически настроенный, о страшном не грезит. Зато в мечтах нерешительных, боязливых и пессимистично настроенных субъектов преобладают именно опасения.