Файл: Ответы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет № 21.

1.Казахская тематика в произведениях известных художников (Т.Шевченко, В.Верещагин, Н.Хлудов).

В период с 1847 по 1857 годы на территории Младшего жуза отбывал ссылку великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Основной причиной ссылки стали вольнолюбивые стихотворения поэта. В своих произведениях он высказывал мысль и горячее желание об обретении украинским народом свободы и независимости. В 33-летнем возрасте он был отдан в солдаты в отдельный Оренбургский корпус. Великий украинский поэт, талантливый художник стал политическим ссыльным и солдатом Российской империи. Ему даже было запрещено рисовать. Солдатскую службу он проходил в Оренбурге, Орске, на полуострове Мангистау в Новопетровском укреплении. Между Т. Шевченко и местными казахами установились теплые дружеские отношения. Царское правительство категорически запретило ему писать о казахах. Несмотря на этот запрет, Т. Шевченко написал повесть «Варнак», в которой ему удалось описать нелегкую жизнь кочевников. Впоследствии он издал повесть «Близнецы», в которой это направление получило дальнейшее развитие. Все свои творения поэт тайком записывал в маленькие, сделанные им самим книжечки ипрятал их в голенище сапога. В них вошло около 120 произведений: автобиографические, философские и исторические стихотворения, лирика с образами украинской и казахстанской природы. Тяжелой жизни казахской бедноты Т. Шевченко посвятил большинство своих картин и зарисовок. После себя он оставил такие художественные работы, как «Пастух», «Киргиз на коне», «Над ступою», «Буран», «Нищенствующие», где представлена жизнь бедных степняков. В изобразительном наследии Шевченко насчитывается около 450 работ, из которых примерно 350 посвящены Казахстану, его природе, жизни и быту его жителей. Поэт пользовался огромным уважением среди местного населения. Казахи называли его уважительно «акын Тарази» (поэт Тарас). Близко общаясь с местным казахским населением, Т. Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

Центром казахской живописи стала художественная студия П. Хлудова (1850—1935), прожившего в Казахстане много лет и посвятившего ему почти все свои творения. Его полотна “Перекочевка бая”, “Похищение невесты”, “Байга” и многие другие служили примерами для начинающих молодых художников республики.


Тема Казахстана и Средней Азии была одной из главных в творчестве известного русского живописца В.Верещагина. Его картина “Окружающие Лепсинский край горы” с удивительной точностью передает красоту казахского края.

2.Определите, какие факторы повлияли на процесс урбанизации в Казахстане в годы индустриализации. Индустриальное развитие Казахстана имело ряд крупных социально-экономических последствий.

Промышленность стала ведущей отраслью народного хозяйства Казахстана, удельный вес ее продукции в середине 1930-х годов начал преобладать. В 1939 г. он достиг 58,9% против 41,1% продукции сельского хозяйства. Важные социально-демографические изменения произошли в составе населения Казахстана в органической связи с его индустриальным развитием. 13 рабочих поселков превратились в города, в том числе: Караганда (1932 г.), Риддер (Лениногорск — 1934 г.), Аягуз (1937 г.), Балхаш, Степняк, Аральск (1938 г.). В 1939 г. в Казахстане уже насчитывалось 81 город и поселков городского типа, против 44 в 1926 г. За это время удельный вес городского населения вырос с 8,2% до 27,7%. Миграционный поток в Казахстан, наблюдавшийся еще в первой половине 1920-х годов, в эти годы продолжался. Хотя планового переселения в сельскую местность не было, проводился значительный набор рабочей силы для индустриальных отраслей республики. Стихийная миграция рабочей силы была значительно превышена и не подлежала учету. В 1928—1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции превысил более 1,8 млн. Это были в основном русские, украинцы, белорусы и представители других национальностей. В связи с этим в 1939 г. удельный вес русских в составе городского населения республики достиг 57,7%, против 53,7% в 1926 г., казахи здесь составляли всего 21,9%. Этот мощный миграционный поток в Казахстан, а также резкое сокращение численности казахов привели к снижению удельного веса коренного населения в республике от 57,6% в 1926 г. до 38,0% в 1939 г. Итак, за данный период численность казахов уменьшилась на 1 806 тыс. человек, т. е. на 33,8%, а удельный вес русских вырос с 20,9% до 40,2%. В результате этого казахи на своей исконной территории превратились в национальное меньшинство. Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Но все же удельный вес казахов в составе рабочего класса и среди городского населения рос медленно. В 1939 г. в республике проживали 375 тыс. казахов. Хотя это и было в пять раз больше, чем в 1926 г.,



представителей коренного населения было меньше. В городах и поселках городского типа накануне войны проживало всего 16% казахов. Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска и других городов. 3.Отметьте на контурной карте территорию государства Хорезм. Назовите государства на территории Казахстана, граничащие с Хорезмом.



каракитаи, караханиды, кыпчаки, огузы.

Билет 22

1.Влияние ислама и арабского языка на развитие культуры в эпоху средневековья.

Распрост­ранение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоеватель­ные походы против других народов, объявляя им «войну за истин­ную веру». Арабы захватили земли Ирана, Сирии, Палестины, Егип­та, Ирака, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Араб­ский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, затем в 714 году — Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регио­нов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у го­рода Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китай­скими войсками. Огромную роль в распространении исламской религии сыграла победа арабов в Атлахской битве. В IX—X в тюр­кском мире широкое распространение получила исламская рели­гия суннитского толка. В городах стали возводить мечети, изучать основы ислама и чтение Корана. В X-XI веках в развитии город­ской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960-году объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах. В письменных источниках рассказывается о том, что люди, при­нявшие ислам, группами ходили в мечети. А в других источниках говорится, что тюрки-мусульмане кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведен­ных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, когда они стали обязательными городскими сооруже­ниями
. Это полностью подтверждено археологическими раскопка­ми. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Мечети начали строить не только в го­родах, но и на зимовках, и в кентах. Так, например, в 4-5 километ­рах южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследова­ны остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно про­следить и по погребальным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. Во второй половине XII века среди представителей знати кыпчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось широкое, распространение исламской религии. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на раз­витие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.

2.Объясните почему партия «Алаш» получила всенародную поддержку на выборах в Учредительное собрание

Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учередительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. После длительной подготовки в июле на первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А. Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции. Программа партии, принятая на втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов, в области государственного строительства, обороны, религии, науки и просвещения. Основные программные положения проекта нашли отражение в решениях Всеказахского съезда. Таким образом, партия «Алаш» на переломном этапе истории предложила альтернативный путь развития казахского народа с учетом реалий того времени.


Решения съезда:

Казахские области «должны получить областную территориально-национальную автономию».

Возвращение 83 тысяч беженцев из Китая.

Организация помощи голодающему населению Семиречья.

Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы считали что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства. Алашевцы в своей программе выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах «всех без различия происхождения», а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов

3. Деятельность Ибырая Алтынсарина в развитии системы образования в Казахстане

Ыбырай Алтынсарин (1841-1889гг) –выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель. С 1844 года после смерти отца вос­питывался у деда Балгожи. в 1857г закончил школу с золотой ме­далью. В 1864г открыл первую казахскую школу в Иргизе . Ярким направлением педагогической деятельности Ыбырая стала организа­ция ремесленных и сельскохозяйственных школ. В 1879г Ыбырай был назначен инспектором школ Тургайской области. Ыбырай был основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в г Иргиз школы-интерната для казахских девочек. Просветитель также занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ.Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени.По мнению просветителя, школа- это ключ к подлинному просвещению народа. Он написал также «Киргизскую хрестоматию» и « Основное руководство по обучению киргизов русскому языку». Эта книга предна­значена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских шко­лах. Эти труды помогли казахским детям быстро усвоить русский язык, уважать свой народ, научить их трудолюбию, воспитали в них высокие нравственные качества.Вытеснению арабской графики из казахской письменности спо­собствовало учебное пособие И.Алтынсарина «Киргизская хресто­матия»

Билет 23

1.Петербургский договор 1881 года