Файл: Профилактика исмп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профилактика ИСМП

Профилактика ИСМП требует комплексного подхода и проведения разнообразных мероприятий.

В стационарах различного профиля следует выполнять три важнейших требования:

1) свести к минимуму возможность заноса инфекции извне;

2) исключить внутрибольничное заражение;

3) исключить вынос возбудителя за пределы лечебного учреждения.

Основной принцип профилактики ИСМП – разрушение цепочки эпидемического процесса.



Важное значение имеют архитектурно-планировочные мероприятия, проведение которых должно начинаться еще на стадии проектирования лечебно-профилактического учреждения.

Выбор для строительства ЛПУ «чистой» территории - исключение факторов риска ИСМП в виде потенциальных источников инфекции (кладбищ, скотомогильников, свалок и пр.), неблагоприятного микроклимата, недостаточной инсоляции

Дистанцирование от источников загрязнения среды (промышленных предприятий, транспортных узлов и пр.), оказывающих негативное воздействие на трудоспособность и резистентность организма работающих в МО и пациентов, что косвенно способствует распространению ИСМП.

Так же проектирование внутренних помещений МО, они должны обеспечить предупреждение распространения возбудителей в лечебных комплексах путем:

а) изоляции секций, операционных блоков и палат;

б) рационального размещения отделений по этажам;

в) соблюдения потоков больных и персонала;

г) зонирования территории.

Санитарно-технические мероприятия также закладываются на стадии разработки проекта и строительства медицинских учреждений. Наиболее существенное значение имеют вопросы рациональной организации воздухообмена в помещениях. Для обеспечения удовлетворительных показателей воздушной среды по микроклиматическим, химическим и бактериологическим показателям должен быть обеспечен воздухообмен в объеме 80-100 м. куб./час на одного больного, а кратность воздухообмена в операционных залах должна составлять не менее 10-30 в час с очисткой подаваемого воздуха. Существенное значение имеет рациональное устройство систем водоснабжения и канализации, обеспечение обеззараживания сточных вод и утилизации твердых отходов, тепло- и электроснабжение, а также обеспечение условий оптимального размещения, питания и лечения пациентов.


Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости ИСМП, включают:

  • соблюдение правил приема лиц, поступающих на работу и правил приема больных на лечение; ежедневный осмотр медперсонала на наличие заболеваний верхних дыхательных путей и кожных покровов; санация носителей госпитальных штаммов микроорганизмов;

  • дезинфекция объектов внешней среды лечебно-профилактических учреждений; систематический бактериологический контроль воздуха и предметов обихода в отделениях;

  • разделение потоков движения больных, персонала, чистых и грязных материалов; контроль и соблюдение правил смены постельного и нательного белья у больных и одежды у медперсонала (халаты и головные уборы);

  • строгое соблюдение правил асептики и антисептики, стерилизация изделий медицинского назначения, устройство централизованных стерилизационных отделений.

  • подготовка медицинских кадров. Одной из главных мер снижения заболеваемости является повышение уровня компетенции медицинских работников всех уровней в области эпидемиологии и профилактики ИСМП в различных типах стационаров.

Лечебно-профилактические мероприятия предполагают:

  • рациональную антибиотикотерапию, обоснованность назначения инвазивных вмешательств, инструментальных исследований, операций;

  • применение иммуностимуляторов с целью коррекции иммунодефицитных состояний, для предупреждения осложнений и рецидивов, восстановления активности иммунной системы после тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств.

Перспективным направлением профилактики ИСМП является иммунопрофилактика, то есть использование вакцинных препаратов против наиболее распространенных штаммов микроорганизмов, вызывающих внутрибольничные инфекции.

Вопросы для фронтального опроса:

Постарайтесь ответить на все представленные вопросы:

  1. Как Вы думаете, почему инфекция называется «внутрибольничной»?

  2. Что такое инфекция?

  3. Раскройте понятие «инфекционный процесс».

  4. Перечислите отделения, наиболее подверженные возникновению и распространению ИСМП, объясните почему?

  5. Назовите основные звенья эпидемического процесса ИСМП.

  6. Назовите виды возбудителей, какие из них вызывают ИСМП?

  7. Перечислите способы передачи инфекций.

  8. Перечислите возбудителей инфекции.

  9. Какие вы знаете источники ИСМП.

  10. Что такое «резервуар» инфекции.


Эталоны ответов на вопросы закрепления

  1. ИСМП – это инфекционное заболевание, полученное больным в лечебном учреждении.

  2. Инфекция это внедрение микроорганизма в макроорганизм.

  3. Инфекционный процесс это сложный процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней и внутренней среды, при котором в организме человека развиваются патологические защитно-приспособительные реакции.

  4. Отделения хирургии, особенно ожоговые, реанимации и блоков интенсивной терапии, родовспоможения, гемодиализа и переливания крови, урологии. Все перечисленные отделения связаны с вмешательствами, связанными с нарушением целостности кожи и слизистых оболочек (инвазивными манипуляциями).

  5. Элементы цепочки эпидемического процесса ИСМП:

Возбудитель источник механизм передачи восприимчивый хозяин входные ворота инфекции выходные ворота инфекции резервуар инфекции.

Виды возбудителей: патогенные, условно-патогенные, непатогенные. Основными возбудителями ИСМП являются условно-патогенные микроорганизмы.

  1. Парентеральный, контактный, алиментарный, механизм передачи фекально-оральный, аэрогенный, трансмиссивный.

  2. Возбудителями инфекции могут быть: бактерии, грибы, вирусы, простейшие, гельминты

  3. Источники ИСМП: медицинский персонал страдающий рядом инфекционных заболеваний: (грипп, диарея, гнойничковые поражения кожи со слабой выраженностью симптомов), продолжающий работать; бактерионосители; больные с острой, стертой или хронической формами инфекции; пыль;вода; продукты; оборудование и инструменты.

  4. Резервуар – это место накопления инфекции.

Задания для графологического диктанта

Если согласны с утверждением – поставьте +, если не согласны –

  1. ИСМП поражается только пациент.

  2. Патогенные микроорганизмы «вызывают классические инфекции».

  3. Чаще всего возникают гнойно-септические инфекции.

  4. Второе звено эпидемического процесса – источник возбудителя.

  5. Механизм передачи инфекции это способ перехода возбудителя от источника к восприимчивому организму.

  6. Атифициальный механизм передачи реализуется при медицинских вмешательствах.

  7. Возбудители, передающиеся фекально-оральным механизмом передачи, локализуются в дыхательных путях.

  8. Основной принцип профилактики ИСМП – изоляция источника инфекции.

  9. Возраст влияет на восприимчивость к ИСМП.

  10. Специфическая профилактика направлена на третье звено эпидемического процесса.



Эталон ответа:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- + + - + + - - + +


Задания для самоконтроля знаний

по теме: «Профилактика ИСМП»

Выберите номера правильных утверждений:

  1. Инфекция – это проникновение патогенных микроорганизмов в макроорганизм и их размножение в нем.

  2. Основными возбудителями ИСМП являются непатогенные микроорганизмы.

  3. На первом месте по частоте возникновения ИСМП находятся терапевтические отделения.

  4. На восприимчивость хозяина к инфекции влияет нарушение целостности кожи.

  5. К манипуляциям, предрасполагающим возникновению ИСМП в больницах, является измерение артериального давления.

  6. Контактный путь передачи – это передача инфекции через живого переносчика.

  7. Для возникновения ИСМП необходимо наличие трех звеньев эпидемического процесса: источника возбудителя – средства передачи возбудителя – восприимчивого хозяина.

  8. Парентеральный путь передачи – это передача инфекции через руки персонала.

  9. Наиболее распространенными являются гнойно-септические инфекции.

  10. Основным источником ИСМП могут стать руки медперсонала.

Эталон ответа.

1, 4, 7, 9, 10.


Тестовые задания для самоконтроля знаний

по теме: «Профилактика ИСМП»

Выберите один правильный ответ:

1. Источниками ИСМП могут быть:

а) медицинский персонал;

б) бактерионосители;

в) пациенты со стертой или хронической формой инфекции;

г) все верно.

2. К причинам, приводящим к восприимчивости к инфекциям, относится все, кроме:

а) неблагоприятной окружающей среды;

б) возраста;

в) полноценного питания;

г) наличия длительных хронических заболеваний.

3. Наиболее высокий риск возникновения ИСМП у пациентов:

а) урологических отделений;

б) физиотерапевтических отделений;

в) терапевтических отделений;

г) на поликлинических приемах.

4. К инвазивным процедурам не относятся:

а) катетеризации мочевого пузыря;

б) внутримышечной инъекции;

в) измерения артериального давления;

г) оперативного вмешательства.

5. Первое звено эпидемического процесса:

а) восприимчивый организм;

б) механизм передачи;

в) источник инфекции;

г) пути передачи.

6. Наиболее распространенные ИСМП:


а) инфекции мочевыделительной системы;

б) воспалительные заболевания суставов;

в) гнойно-септические инфекции;

г) инфекции дыхательного тракта.

7. Влажная уборка помещений в отделениях ЛПУ производится не менее:

а) 2 раза в день;

б) только утром;

в) только вечером;

г) 3-4 раза в день.

8. Какой путь заражения характерен для туберкулеза:

а) фекально-оральный;

б) воздушно-капельный;

в) парентеральный;

г) трансмиссивный.

9. Входными воротами инфекции не являются:

а) дыхательные пути;

б) мочевыделительная система;

в) здоровая кожа;

г) поврежденная слизистая оболочка.

10. Медицинский персонал не рассматривает, как потенциально опасный источник заражения, больного:

а) вирусным гепатитом;

б) туберкулезом;

в) ревматизмом;

г) ВИЧ-инфицированного.


Эталоны ответов на тестовые задания для самоконтроля знаний по теме: «Профилактика ИСМП»

1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – в; 6 - в; 7 – а; 8 – б; 9 – в; 10 – в.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Задания для графологического диктанта

Если согласны с утверждением – поставьте +, если не согласны –

  1. ИСМП поражается только пациент.

  2. Патогенные микроорганизмы «вызывают классические инфекции».

  3. Чаще всего возникают гнойно-септические инфекции.

  4. Второе звено эпидемического процесса – источник возбудителя.

  5. Механизм передачи инфекции это способ перехода возбудителя от источника к восприимчивому организму.

  6. Атифициальный механизм передачи реализуется при медицинских вмешательствах.

  7. Возбудители, передающиеся фекально-оральным механизмом передачи, локализуются в дыхательных путях.

  8. Основной принцип профилактики ИСМП – изоляция источника инфекции.

  9. Возраст влияет на восприимчивость к ИСМП.

  10. Специфическая профилактика направлена на третье звено эпидемического процесса.

Задания для самоконтроля знаний

по теме: «Профилактика ИСМП»

Выберите номера правильных утверждений:

  1. Инфекция – это проникновение патогенных микроорганизмов в макроорганизм и их размножение в нем.

  2. Основными возбудителями ИСМП являются непатогенные микроорганизмы.

  3. На первом месте по частоте возникновения ИСМП находятся терапевтические отделения.

  4. На восприимчивость хозяина к инфекции влияет нарушение целостности кожи.

  5. К манипуляциям, предрасполагающим возникновению ИСМП в больницах, является измерение артериального давления.

  6. Контактный путь передачи – это передача инфекции через живого переносчика.

  7. Для возникновения ИСМП необходимо наличие трех звеньев эпидемического процесса: источника возбудителя – средства передачи возбудителя – восприимчивого хозяина.

  8. Парентеральный путь передачи – это передача инфекции через руки персонала.

  9. Наиболее распространенными являются гнойно-септические инфекции.

  10. Основным источником ИСМП могут стать руки медперсонала.