Файл: Философ эпоха, годы жизни, основатель какого течения в философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философ

эпоха, годы жизни, основатель какого течения в философии

онтология

гносеология

диалектика или метафизика

аксиология

этика, мораль

эстетика

государство

и право

общество

человек или личность

Конфуций

Эпоха Чунь Цю. Дата рождения: 551 до н.э Дата смерти: 479 до н.э. Является основателем конфуцианства.

1.«На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем»

2. «Слово, руководствуясь которым, можно прожить вс жизнь – снисходительность.

1.«Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?» 2. «Очевидное редко бывает истинным»

1. «тот, кто передвигает горы, сначала убирает маленькие камешки»

2. «Стоя на берегу учитель сказал: «Все уходит, как эти воды, всякий день и всякая ночь»»

1. «Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам»

2. «Избрав цель, иди к ней всем сердцем»

1. Посылать на войну людей необученных – значит предавать их.

2. Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить Полярной звезде, которая стоит недвижно, а прочие звезды почтительно кружатся вокруг нее.

1. «Красота есть во всем, но не каждый способен ее видеть» 2. «Я не видел, чтобы люди любили добро так же, как красоту»

1. Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным.

2. «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон»

1.Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив”

2. «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей»

1.Человек, который совершил ошибку и не исправил её, совершил ещё одну ошибку.
2. „Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.“

Лао-Цзы,

Эпоха Хань. Дата рождения: 604г до н.э. Является основоположником даосизма

1. «Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждать ся ею.» 2 Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя»

1.«Лучшее знание – это незнание о том, что ты что-то знаешь»

2. «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.

1. Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.

2. «Нет знания; вот почему я не знаю ничего.»



1.«Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь»

2. «Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения»

1.Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.

2. Нравственность — это путь становления императора или министра, путь богатства и благородства

1. Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень

2. Когда на земле все признают красоту красотой, так рождается безобразие


1.Мудрый не стремится к власти — так он обретает истинную власть.

2. Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.

1. Люди не стремятся стать лучше, ведь кто захочет самостоятельно избавляться от того, что имеет?
2. «Чтобы вести людей за собой – иди за ними

1. Человек с самого рождения умирает.

2. Человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жестким и крепким. Жесткость и сила — спутники смерти!


Философия Индии. Ведическая Эпоха БрахманизмОснователь

Шан Ян. (390-338 до н.э.)

1. Религия – идея , превращаю щая животное в человека, а человека в Бога»

2. «Мир – огромный гимнастический зал, куда мы пришли стать сильными

Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам"

1.«Вещи не улучшаются, но мы делаем лучше, изменяя их»

1.«Ценность человека познается после его смерти»

2.«Стремлени я людей к богатству и знатности угасает лишь тогда, когда захлопывается крышка гроба»

1.«Наказывать нужно не за проступок, а за намерение, за саму мысль о нем»

2. «Доброта и человеколюбие – мать преступников истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания.

1.Сладость губ, упругость грудей, острота женских взоров и красота поэзии понятны лишь знатоку.

2. «Порой закрываешь глаза на истину, добро и красоту, потому что они дают мало пищи чувству смешанного»


1.«Мудрый творит законы, а глупый ими ограничен

2. «Закон – выражение любви к народу

1.«Когда народ глуп, им легко управлять»

2. «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок»

1.«Монолог – наиболее привычный способ слышать только себя

Будда Шакьямуни (560-480 до н.э/ 623-544 до н.э)

Эпоха великого перенаселения народа. Основатель буддизма.

1. Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти.

2.«Наш мир есть не что иное, как скопление громадных страданий


1. В мире существует множество учений, но тому, кто сам заковал себя в кандалы, уже не помогут никакие учения.

2, «Человек должен учиться тайнам жизни у самого себя, а не верить слепо в другие учения»


1.Подвергайте все сомнению. Найдите свой собственный свет.

2.«Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться»

1.«Подвергайт е все сомнению. Найдите свой собственный свет»

2. «Счастье никогда не придет к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть»

1 Самый верный способ потерять — это продолжать за что-то цепляться.

2. Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения.



1.Лучше будет, если взамен тысячи стихов Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.

2. Что толку в красноречии человека, если он не следует своим словам?»


1.Не жизнь, и не богатство, и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти.

2. «Все для всего всегда»


1. Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.

2. Кто, прежде будучи легкомысленным, потом стал серьёзным, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков


1. Что толку в том, что человек пытается показать нам свою величественную внешность, когда внутри у него пустота?

2. Посвятивший себя суете и не посвятивший себя размышлению, забывший цель, цепляющийся за удовольствие завидует самоуглубленному.


Демокрит

(460-370 до н.э). Основатель Малого и Большого Миростроя

1.Единомыслие создает дружбу.

2. Хорошее настроение достаётся людям лишь благодаря умеренности в удовольствиях и гармонии жизни.

1. „Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.“

2.«Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда»



1. «Весь мир состоит из атомов

2. «Всякий вид работы приятнее, чем покой»

1.Украшение женщины молчаливость; похвальна также и простота наряда»

2. Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.“


1. «Если перейдешь меру, то самое приятное, станет самым неприятным»
2.«Не старайся знать все, иначе будешь невеждой во всем»



1. Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости — расцвет рассудительности.

2. «Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасном у, не причиняя обид»

1.Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.“

2.«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется


1„Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.“

2. „Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.“


1.Завистливый человек причиняет огорчения самому себе, словно своему врагу.

2. «Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит»

Гераклит (5 44 до н.э – 483 до н.э)

Эпоха Демократии. представитель ионийской школы философии

1.У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный.2.

«Кода мы живем души наши мертвы, когда мы умираем, они оживают»

1.Ум - бог каждого.

2. «Многознаие уму не научает»

1.Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными

2. В изменениях мы находим свое предназначение»

1, «Один для меня – десять тысяч, если он наилучший»2. „Счастье человека состоит не в телесных удовольствиях, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природособразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости.

1, «Наглость надо гасить попропорей , чем пожар» 2, «Добро и зло суть одно»

1.Из различий рождаются самые красивые гармонии. 2«Даже прекрасней шая из обезьян – безобразна»

1. За закон народ должен биться, как за городскую стену.

2 «Для Бога все прекрасно и справедливо; люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым»

1.„Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими.“
2.„Образ мыслей человека — его божество.“

1„Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания.“
2, «Я искал самого себя»

Сократ(46 9г до н.э. – 399 до н.э)

Эпоха развития афинской Демократии. Занимался вопросами эпистемолог ии, этики)

1. «Только тупые люди ищут смысл во всем»

2, «Жизнь без испытаний – не жизнь»

1„Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.“

2.«Знание не есть ум»


1.Жизнь — искусство, для овладения которым необходимо знание, знание цели, к которой следует стремиться.

2.Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.

1 Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

2. «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

1. Для человека лучше испытать несправедливость, чем совершить её.

2. Зная правду, невольно ей следуешь. И отсюда принимаешь верные решения.


1.Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.

2. Красота — это царица, которая правит очень недолго.




1. Ни один человек не начинает заниматься делом, которое он не изучил, тем не менее каждый считает себя вправе заниматься самым тяжелым делом из всех - управлять страной.

2. Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я поставил бы в разряд годных к власти.



1.Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

2. Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

1.Я не афинянин или грек, я гражданин мира.

2.Но уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо, кроме Бога.

Платон(428-348 до н.э.). Эпоха классической Греции. Познание и политико-правовое направление

1. Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

2. Во всей трагедии и комедии жизни страдание и удовольствие смешаны друг с другом.

1. Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.

2. «Что есть глаза для тела, то и познание для духа»


1. Время — движущееся подобие вечности.

2. Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

1.Ум человека, поглощённый ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления2. «Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности»


1.Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром.

2.Никто не становится хорошим человеком случайно.


1. «Творения здравомыслящих, затмятся творениями неистовых»

2. Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.



1.Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям

2. В государствах заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.


1.В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.

2. Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя.


1.Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого.

2. Если человек одарен щедростью, то он благороднее всех других.


Аристоте ль(384-322 до Рождества Христова)

Классическая эпоха Древней Греции. Основатель перипатетич еской школы.

1.Жизнь требует движения.

2. Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь – благо по природе.


1.Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.

2 Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.


1.«Уничтожение одного есть рождение другого»

2.«Пустота возможна лишь в сознании человека: природа не терпит пустоты»

1.Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.

2.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.


1.Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

2. Из двух зол выбирай меньшее.


1. Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.

2. В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными


1. Нельзя хорошо начальствовать, не научившись подчиняться.

2. При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.


1. Человек – политическое животное.

Мы - это то, что мы постоянно делаем. 2. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка.


1.Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.

2.«Свободный человек – тот, кто существует ради себя, а не ради другого»



Аврелий Августин (13.11.354 -28.08.430г) Эпоха инстутиализация Христинства.

Основатель Средневековой философии.

1. Полагаю, что оную истину знает один только бог и, может быть, узнает душа человека, когда оставит это тело. т. е. эту мрачную темницу.

2. «Я желаю знать Бога и душу»

1.«Будем же верить, если не может уразуметь» 2. «Вера вопрошает, разум обнаруживает.

1.Раз и навсегда дается тебе краткое наставление: люби — и делай, что хочешь

2.«Любовь к временному можно изгнать, только почувствовать в сладость вечного»

1.Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.

2. Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

1.«Злым может быть только доброе» 2. «Каждое существо – до тех пор, пока оно существует – должно обладать качеством доброты, точно также, как обладает качеством существование

1.„Сам человек представляет собою большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком.

2.«Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве»

1„Где нет справедливости (правосудия), нет и государства.“

2. «Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, да и только»


1.Люди испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им. 2. Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по настоящему, используя их ради добра.



1.Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
2. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет.

Фома Аквинский
1225-1274 г. н. э.

Средневековая эпоха.
Направление: Томизм
Томизм - «ведущее направление в католической мысли»,.

1.Всё движущееся и меняющееся (таковыми являются все сотворенные вещи) должно быть приведено к началу неподвижному и необходимому.

2. Все вещи могут быть, а могут и не быть. Но если бы все могло не быть, то в некоторый момент не осталось бы ничего существующего.

1.«Любовь следует за знанием»
2. «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.»

-

«Нет ничего более ценного на этой земле, чем настоящая дружба»

1.«Абсолютное зло невозможно, оно непременно уничтожило бы само себя»

1.Ради совершенства вселенной необходимо, чтобы существа ли умные»

1.Тирания более пагубна, чем олигархия, а олигархия, чем демократия.“

2. «Правители нуждаются в мудрецах больше, чем мудрец в правителях»

1.Счастливому человеку нужны друзья, и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.“

2. «Мы должны любить других ради собственного блага, а не ради нашего»

1.«Если вы отдаете свое сердце дьяволу, вам уже ничто не поможет»

2. «Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Эпоха Возрождения. Философ, писатель, политически й деятель. Труд «Государь»

1.Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно.

2. .«От частоты откровения истинность не стирается: Счастье – это когда тебя понимаю»


.«Познание будущего через прошедшее облегчается еще тем, что отдельные народы на протяжении длительного времени, сохронят одни и те же нравы»

1.«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам

1.Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.

2.Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.


1.Смотри своей судьбе в лицо, сторонись зла, но коли не можешь его избежать, сноси ожидающую тебя расплату как мужчина, не падай духом, не расслабляйся, как женщина.

2. Нельзя верить тому, что видишь в спокойное время.

1.«Лучше быть смелым, чем осторожным , потому что судьба – женщина

1. Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.

2. Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.


1.Люди большей частью судят по виду, ибо увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим.

2.

Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.


1.Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё — ты только себе вредишь.

2. Каждый видит, каким ты кажешься, но мало кто чувствует, каков ты есть.


Френсис Бэкон(1561 – 1626)

Эпоха Позднего Возрождения. Философия нового времени. Труд «Новый органон»

1. Люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они не знают, в чём тут дело.

2. Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью.


1.Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и приносит природа.

2. «Знание есть сила, сила есть знание»


1.«Все в мире повторяется »
2. «Друзья – воры времени»



1.Скрытность — прибежище слабых.

2. «О более слабых людях судят по их характерам, о более умных по их целям»


1. Осторожность в словах выше красноречия.

2. Длинные речи продвигают дела настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе.


1.Нет совершенной красоты без некой необычности в пропорциях. (В истинной красоте всегда есть изъян.)

2.Красивое лицо является безмолвной рекомендацией.


1. Нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость.

2. Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.


1.Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.

2. Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.


1.Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому.

2. Благоденствие лучше всего обнаруживает пороки человека, бедствия же выявляют его добродетели.


Рене Декарт(1596 -1650)

Эпоха Нового Времени Создатель аналитической геометрии и алгебраической символики, автор метода радикального сомнения.

1. Науки, заключенные в книгах, по крайней мере те, которые лишены доказательств и доводы которых лишь вероятны <...> не так близки к истине, как простые рассуждения здравомыслящего человека относительно встречающихся ему вещей.

2.У одного человека зачастую больше шансов сделать открытие, нежели у нескольких, занимающихся одной проблемой.


1.Прелесть вымыслов оживляет ум.

2. Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять.



1. Сомневайся во всем.

2.Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах — насколько они возможны.


1.Те люди, которых особенно волнуют страсти, больше всего могут насладиться жизнью.

2. Каждый смелее дает себе свободу делать догадки о вещи темной, чем об очевидной.


1. Тот прожил счастливо, кто хорошо укрылся.

2. Можно всюду сохранить свою независимость: не место, где живешь, а жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим.


1.„Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только свои лучшие мысли.“

2. „Я вовсе не принадлежу к тем людям, кои стремятся, чтобы их мнения считались новыми; напротив, я приноравливаю свои мысли к чужим настолько, насколько мне это дозволяет истина


1.В полной нашей власти находятся только наши мысли.
2. «Достаточно правильно судить, чтобы правильно поступать»

1.Людям не приходилось бы так легко стыдиться, если бы они, высоко ценя свою личность, считали бы исключенной возможность, чьего бы то ни было презрения.

2. Каждый смелее дает себе свободу делать догадки о вещи темной, чем об очевидной.



1.«Я думаю: поэтому я» 2.«Я знаю себя, как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг»

Томас Гоббс (1588 -1679)

Эпоха Буржуазных Революций Один из основателей современной политической философии, теории общественного договора и теории государственного суверенитет а.

1. «Все, что должно наступить наступит»

2.«Счастье не в том, что мы в чем-нибудь преуспели, а в самом преуспевании»



1.«В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть»
2. «Если бы я прочитал все, что прочитали бы другие, я знал бы не больше, чем знают они»

1.«Все действия, которые наступят в будущем или наступили в прошлом, с необходимо стью обусловлен ы предшествующими им вещами»
2. «Все, что движется, не только двигалось, но и будет двигаться»

1 Любовь к соседу – нечто другое, чем любовь к соседке»
2. «Пусть люди ценят себя как угодно высоко, их истинная не выше той, в которую их оценивают другие»

1.«Добро и зло – названия, обозначающие наши склонности или антипатии»



1.Красота – это обещание счастья»
2. «Желание нравится есть не чувственное, а духовное удовольствие и состоит в представлении о своей способности доставлять удовольствие другим»

1.«В личности короля отражается государство» 2. «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства»



1.«Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим» 2. «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они бы опровергались»

1.«Вера в самого себя нечто прекрасное: ибо это признак человека, сознающего свои способности

Жан – Жак Руссо (1712-1778)

Эпоха Просвещения Представитель сентиментализма.

1.С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.

2.Существовать – значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума.


Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.

2.«Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание»

1.Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения.
2. Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.


1.«Деньги, которым обладаешь – орудие свободы, деньги за которыми гонишься – орудие рабства»
2. «Любить глубоко – забыть о себе»



1. Закон необходимости с ранней поры научает человека делать то, что ему не нравится, дабы предупредить зло, которое еще больше не пришлось бы ему по вкусу.

Лгать самому себе для своей выгоды – подделка; лгать для выгоды другого – подлог; лгать для того, чтоб повредить, – клевета; это худший вред лжи.

1.«В убогом теле хиреет разум»
2. «Царство женщины – царство нежности, тонкости и терпимости»

1.Если бы мы могли обойтись без денег и вместе с тем иметь все те выгоды, которые они дают, мы гораздо лучше использовали бы такие преимущества, чем обладая богатствами; потому что мы отделили бы эти выгоды от пороков, которые их отравляют и которые деньги приносят с собою.

2 Чем кто осторожнее в своих обещаниях, тем он точнее в их исполнении.


1.

От природы люди вовсе не враги друг другу.

2.Люди испорчены; они могли быть еще хуже, если бы имели несчастье родиться учеными.


1.Я один. Я знаю своё сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете.

2. «Ты ищешь причину зла. Она только в тебе»


Бенедикт Спиноза(1632 – 1677)

Эпоха Нового Времени. Один из главный представите лей нового времени.

1. Война – осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим.

2. Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.

1. Как свет обнаруживает и самого себя, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя, и лжи.

2.Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.


1.«Всякое определение есть ограничения»
2. «Ничего не происходит в отличии от природы»

1.Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

2.Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.


1.Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие.

2. Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.


1.Каждый имеет право в меру значительности своей силы.

2.В ярком оперении всегда нуждается серость.


1.Цель всего общества и государства состоит в спокойной и удобной жизни.

2. Власть государства не беспредельна, но ограничена реальной силой. Государство имеет столько прав, сколько силы.


1.Каждый человек - слияние небесного и земного.

2.

Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо

1.Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы.

2. Чем человек разумнее, тем у него более развито чувство ответственности за свои поступки, тем он воспитаннее и добрее.


Готфрид Вильгельм Лейбниц( 16 46 – 1716)

Эпоха Возрождения Основатель и первый президент Берлинской Академии наук.

1.«Наш мир – лучший из всех возможных миров» 2.«Настоящий мир – наилучший

1.«Доказанное примерами никогда нельзя считать полностью доказанным»

2. «Всякое учение истинно в том, что оно утверждает, и ложно в том, что оно отрицает или исключает»

1.«Настоящие всегда чревато будущим» 2. « В мире не существует ничего, кроме ума, пространства, материи и движения»

Мы тем свободнее, чем больше поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям»
2. «Люди презирают не столько порок, сколько слабость и несчастье»



1.«Скромные люди, будучи только свидетелями неприличного поступка, испытывают ощущения, похожие на стыд.

1.«Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике»
2.«... действительные богатства человечества– искусство и наука...»

1.« чем более я наблюдаю дарования этого монарха, тем более сему удивляюсь» 2. «Что мыслимо – то возможно, что возможно – то мыслимо»



1.«Люди никогда не проявляли большего таланта, чем в изобретении игры»
2. «Люди – это малые Боги»

1.«Любить – находить в счастье другого свою собственно е счастье» 2. «Кто не составляет с собою единства, тот не свободен»

Джон Локк (1632-1704)

Эпоха Возрождения Представите ль эмпиризма и либерализма

Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук»
2. «Единственный способ защититься от мира – глубоко его познать»

1. Логика есть анатомия мышления» 2. «Великое искусство научится многому – это браться сразу за немногое»



1.Помять медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять ее резцом»

1.Правильно мыслить ;
более ценно, чем много знать»
2. «Никого нельзя заставить быть богатым или здоровым вопреки его воле»

1.Вежливость первая и самая приятная добродетель »
2. «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости»

1.Гимнастика удлиняет молодость человека»

2. «Любая страсть берет свое начало в наслаждении или страдании»

1.Бунт -это право народа»
2. «Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил»

Причина, по которой люди создают общество – сохранность их собственности»
2. «Образование создает разницу между людьми»

1.Поступки человека лучшие переводчик и его мыслей»
2. «Никто не знает силы своих способностей пока он не испытал их»

Иммануил Кант (1724 - 1804) Эпоха нового времени. Родоначальник немецкой классической философии.

1.Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.

2. Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.


1. Не мыслям надобно учить, а мыслить.

2. Мыслить — значит говорить с самим собой, слышать самого себя.



1. Ведь происходящее одно после другого есть то, что существует в разное время, так же как существовать совместно - значит существовать в одно и то же время

2. Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния.


1.«Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений» 2. «Мы не богаты тем, чем обладаем, а тем, без чего можем обойтись»

1.То, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха.

2.Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.

1.Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы без всякого напряжения.

2. Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

1.Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства.

2.Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны.

1.Автономия - есть основание достоинства человека и всякого разумного существа.

2.В ряду целей человек есть цель сама по себе, то есть никогда и никем (даже Богом) не может быть использован, как средство.


1.Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству.

2. Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

Георг Гегель(1770 – 1831)

Эпоха развития технологий Один из творцов немецкой классической философии.

1.Почему есть Нечто, а не Ничто?

2. Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно.

1. Истина рождается ересью, а умирает предрассудком.

2.Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.


1.Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.

2.Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

1.Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.
2. Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.

1.Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.

2.Нравственное — это повиновение в свободе…


1.В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание.

2.Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.

1.Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая.

2.«Гражданское общество дает нам пример как роскоши, так и нищеты, и их общую черту физического и нравственного вырождения»



1.Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия.

2.Человек воспитывается для свободы.


1.Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».

2.Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

Фридрих Ницше(1844 - 1900)

Эпоха развития иррационизма Создатель самобытного философско го учения

1.Я скорее погибну, чем отрекусь от этого: истинно, там, где гибель, закат и падение листьев, там жизнь жертвует собой ради власти!

2.Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.


1.«Фактов не существует, есть только интерпретации фактов»

2. «Познание – одна из форм аскетизма»

1.Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» вращается кольцеобразное «там». Середина — повсюду. Путь вечности — кривая.

2.Мы живём не ради будущего. Мы живём, чтобы хранить своё прошлое.


1.Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой».

2.«Я ненавижу людей не умеющих прощать»


1.Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
2.Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

1.То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.

2.Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего.

1.Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.

2. Церковь — это род государства, притом — самый лживый.


1.Если у человека есть зачем, он вынесет любое как.

2.Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.


1.«Человек – самое жестокое животное»

2. «Поистине, человек – это грязный поток»

Зигмунд Фрейд(1856 – 1939)

Эпоха развития технологий. Основатель психоанализ а. Эрих Фромм (1900 – 1980) Один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

1.«Мой мир – маленький отрывок боли, плавающий в океане безразличия» 2. «Сама смерть ужасна, но мысль о том, что придется умереть, так и не пожив, невыносима»

1.«Идея обретает мощь, только когда она свежая» 2. «Полагаю, что постижение истины вопрос характера, а не интеллекта»

1.«Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину»

1.«Если человек начинает интересоваться ценностью жизни, значит он болен» 2. «Если я люблю, я забочусь, то есть активно учувствую в развитии счастья другого человека, я не зритель»

1.«Маленький ребенок аморален, у нет торможений против стремления к удовольствию» 2. «Наша моральная проблема – безразличие человека к самому себе»

1.«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри»

1.«Герой тот, кто восстает против отцовской власти и побеждает.» 2. «Миллионы людей находятся под впечатление м побед, одержимых властью, и считают власть признаком силы»

1.«Зависть разрушительна» 2. «Человек создает машины, действующие, как люди, и создает людей, действующий, как машины»

1.«Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были» 2. «Мы есть то, что о себе внушили сами»

Серен Обю Кьеркегор (1813 – 1855)

Эпоха развития экзистенциализма. Датский религиозны й философ и писатель. Основатель “Страх и трепет”

1. «Наша - жизнь – игра, правила которой нам не известны»

2.«Наша жизнь представляет собой результат преобладающих в нас мыслей»

1. «Быть учителем в правильном смысле быть учеником»

2. «Я должен найти истину, которая есть истина для меня»

1. « Свобода – это диалектика возможного и необходимо го»

2. «Говорят время лечит – не замечаю. И время стоит, и я стою»

1. «Рисковать – значит тревожиться, но не рисковать – значит потерять себя»

2. «У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь»

1. «Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом»

2.«Свобода – это волшебная лампа; когда человек трет ее с этической страстью, то для него возникает Бог»

1.«Самая прекрасная пора нашей жизни – пора первой любви»

2. «Наслаждение не в том, что я вкушаю, а в том, чтобы получить желанное»

1.«Страх есть отношение свободы к вине»

1.«Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требует той, которой у них нет»

1.«Чем больше стараешься спрятаться, тем неприятнее, если тебя откроют в твоем убежище» 2. «Все существующее разумно: я был и буду оптимистом»

Огюст Конт(1798 – 1857) Родоначальник позитивизма

1. Умереть предвидеть, чтобы уметь.

2. Жить для других, не только закон долга, но и закон счастья.

1. Знание сила.

2. Чтобы понять науку, надо знать ее историю.

1. Истинная симпатия никогда не бывает без выражения.

2.Мифология умерла вместе с развитием науки.

1.Единственная и прочная дружба это существующая между мужчиной и женщиной, поэтому что это единственная привязанность, свободная от всякого соперничеств

2. Есть только одна абсолютная максима: нет ничего абсолютного.

1. Гораздо больше, чем интересы, нас разделяет гордость.

2.Нраственность состоит в том, чтобы побуждать симпатические инстинкты преобладать над эгоистичным импульсом

1.Любовь не может быть глубокой, если она не чиста.

2. Прогресс должен постоянно улучшаться.

1. Слово “Право” должно быть также изгнано из правильного политического языка, как слово “причина” из настоящей философской речи.

2. В позитивном состоянии, не опирающимся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно.

1. Люди постепенно обнаружат, что решение великой социальной проблемы, которое предлагает позитивизм, лучше, чем решение коммунистов.

2. Привычка подчиняться - первое условие человеческого порядка.

1.Познай себя, чтобы улучшить себя.

Николай Бердяев (1874 – 1948) Представите ль экзистенциализма.

1.«Жизнь христианина есть самораспятие» 2. «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни»

1.«Знание – принудительно, вера – свободна» 2.

«Науки нет, есть только науки»

1.«Течение времени безнадежно печально.» 2. «Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой вечности неуловима ни одна из частей, ни прошлое, ни настоящее, ни будущее»

1.«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности» 2. «Мы освободимся от высшего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства»

1.«Вежливость – хорошо организован ное равнодушие» 2. «Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку»

1.«Творчество – перед небытия в бытие через акт свободы» 2. «Творчество познавательное или художественное имеет нравственно е значение»

1.«Государство существует не для того, чтобы превращать жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей превратиться в ад» 2.«Демократия-строй, когда не знают кого слушаться, но знают кого не слушаться»

1.«Любовь есть интимноличная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться» 2. «Нет более горькой зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе»

1.«Человек имеет священное право на одиночеств о» 2. «Человек – раб, потому что свобода трудна, рабство же легко»

Иван Ильин (1883 – 1954)

Эпоха развития коммунизма. Представитель белого движения, и приверженец принципа непримиримости в борьбе с коммунизмом.

1. Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.

1.По чтению можно определить человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает.

2. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, почему? Потому, что настоящий читатель, отдает свое свободное внимание.

1. Да, все что есть в мире великого, живет в молчании. И говорит тишиной.

1. Есть только одно единственное счастье на земле - пение человеческого сердца.

2. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность к чистой любви и склонности к мужественной искренности.

1. Человек не соблюдающий духовную гигиену, есть очаг всеобщего заражения.

2. Несопротивляющийся злу поглощается им, и становится одержимым.

1.Художественность не есть отвлеченное понятие, а живой строй, развернутый в произведении искусства. Ее нельзя постигнуть одною отвлеченною мыслью.

2. Я вернулся вчера домой потрясенный до глубины души. Хотел написать вам сейчас же; но где же было взять слова? Какие звуки! Какая власть! Какие линии! Это звуки - поистине серафической нежности и чистоты; это власть - Микельанджеловской мощи; и эта солнечная прозрачность голосов; и это дыхание!.. Это музыка поистине - сверхчеловеческая. Минутами делается даже страшно, как в очень высоких снежных горах.

1.Самодержавие отвергает, осуждает и исключает абсолютизм, а абсолютизм отвергает основное в правах Государя, ибо он не признает его законным монархом, он отрицает его высокое звание верховного субъекта права, он снижает его звание до звания тирана, он разлагает и разрушает самую правовую форму монархии.

2. Нельзя любить Родину, и не верить в нее.

1. Все люди, без исключения, пока они живут на земле, соучаствуют во всеобщей мировой беде.

2. Люди вообще должны понять, и усвоить, что искусство ставит верные вопросы нисколько не менее искусства давать верные ответы.

1. Человеку стоит жить на свете не всем, а только тем, что осмысливает и освящает его жизнь и саму смерть.

2. Человек творит в своей жизни то, что он есть в религиозном измерении.